автор: Угинова Людмила Анатольевна

Учитель биологии МБОУ “Хорновар – Шигалинская СОШ имени Героя Советского Союза Юхвитова П.С.”

тема: Система работы учителя по формированию навыков здорового образа жизни на уроках биологии

Система работы учителя по формированию навыков здорового образа жизни на уроках биологии.

 

     Состояние   здоровья современного человека зависит не только от внешних условий, но и от его собственного отношения к здоровью. Понятно, что выработка такого отношения – важнейшее условие оздоровления общества. И начинать его необходимо со школы, поскольку именно она – единственный институт, через который проходит все население страны.Главную функцию учебно-воспитательного процесса в школе несет урок. Поэтому я считаю, что знания по сохранению и укреплению здоровья учащиеся получают, в первую очередь, на уроках. В школьной программе биологии имеется курс «Человек и его здоровье», куда включены темы из 3-х наук – анатомии, физиологии и гигиены. Самое большое внимание в этом учебнике уделяется – анатомии, а самое наименьшее – гигиене. Я, как учитель биологии, стараюсь решить это неравенство в пользу гигиены потому, что неблагоприятная экологическая обстановка, низкая санитарно-гигиеническая культура населения, удорожание жизни и лекарств требуют расширения и углубления знаний гигиены.

      Пока в сельских школах не ввели урок валеологии.Поэтому  учителя биологии призваны дать детям некоторые знания по сохранению и укреплению здоровья.  При изучении каждой темы по гигиене стараюсь максимально углубить теоретический материал. На самом первом уроке провожу «тесты – тренинги»: «Умеете ли вы вести здоровый образ жизни», «Мое отношение к здоровью». По итогам их тестирования стараюсь проводить дальнейшую беседу. Тесты показывают, что учащиеся не осознают свое «я» и не умеют оценивать свое здоровье. Практика показывает, что они к своему здоровью относятся к нечто чужому, могут совершать необдуманные поступки, принося вред своему здоровью. Моя цель – добиться, чтобы учащиеся постепенно осознали свое «я» и поняли, что никто, кроме них самих о их здоровье заботиться не будет.

      После изучения каждой темы провожу уроки здоровья. Наиболее удачными  считаю проведенные мною уроки «Как стать красивым и здоровым». Урок проведен после изучения темы «Опора и движение». Главной задачей этого урока считаю раскрытие значения двигательной активности для сохранения здоровья. На этом уроке каждый показывал специальные  упражнения для формирования правильной осанки, по профилактике плоскостопия. К концу урока мы пришли к выводу, что красота тела зависит от правильного развития скелета.

     В разделе «Кровь» и «Кровообращение», когда рассматриваем тему «Движение крови по сосудам», измеряем кровяное давление с нормальным АД,  предложенным по формуле Синяковой А.Ф.

САД= 1,7 х  возраст + 83

ДАД =1,6 х  возраст + 42

     Если имеются учащиеся с повышенным АД (гипертензия) или с пониженным АД (гипотензия), то рассматриваем, какие факторы могут вызвать нарушение АД.

     После изучения этой же темы, наряду с рассмотрением сердечно-сосудистых заболеваний, говорим об отрицательном влиянии гиподинамии.

    В ходе изучения темы «Дыхание» рассматриваем воздушно-капельные инфекционные заболевания по плану:

а) источник заражения;    б) пути передачи; в) первые признаки;  

д) первая помощь (если она возможна);   е)профилактика заболевания. Более подробно рассматриваем болезнь «Грипп», т.к.  заражаемся ею, не соблюдая правила личной гигиены и не зная меры профилактики. Этот урок проходит в форме встречи с врачом – фтизиатором, где он подробно рассказывает о данном заболевании и о мерах профилактики. К уроку учащиеся приносят рецепты нетрадиционной медицины по лечению гриппа, применяемые дома родителями, бабушками. Таким образом, учащиеся становятся не только пассивными слушателями, но активными участниками урока.

     По теме «Пищеварение» рассматриваю такие вопросы:

  1. Рациональное питание.
  2. Долгожительство.
  3. Голодание.
  4. Защита от радиоактивных элементов.
  5. Ботулизм.
  6. Лептоспироз.
  7. Дизентерия.
  8. Холера.
  9. Аппендицит.
  10. Влияние фтора на зубы.

      Также дети знакомятся с такими заболеваниями, как гастрит, ожирение, диабет, злокачественные опухоли, которые во многом обусловлены неправильным питанием. На этих же уроках учащиеся составляют ежедневные рационы питания.

     Тему завершает урок-конференция на тему «Рациональное питание и здоровье человека», в котором рассматриваем такие вопросы: «Значение включения овощей и фруктов в рацион питания», «Соль и ее влияние на организм», «Сколько потреблять сахара», «Нужно ли снижать потребление жиров», «Искусственная пища».

    Конференция завершается проведением тестовой проверочной работы, в которой вопросы составлены именно по укреплению здоровья.

     Об обработке раны, столбняке, угрях, грибковых заболеваниях, чесотке, влиянии солнца на организм, педикулезе; о пользе бани для здоровья говорим при изучении

темы «Кожа». На обобщающий урок приглашаются дерматолог, косметолог, которые рассказывают о влиянии на кожу косметики, какие кремы можно применять в подростковом возрасте, о красоте ногтей, волос и т.д.

     К данному уроку учащимся предлагаю заполнить таблицы:

     Таблица №1.  Гигиенические правила.

 

Части тела Гигиенические правила по уходу
  1. Ногти рук
  2. Ногти ног
  3. Кожа лица
  4. Кожа тела
  5. Зубы

 

Таблица №2.   Меры профилактики.

Части тела Возможные заболевания Причины возникновения заболеваний Меры профилактики
  1. Ногти
  2. Кожа
  3. Волосы
  4. Зубы

 

   Часто при изучении отдельных тем провожу сюжетно-ролевые игры: например, один ученик выступает в роли врача, а другой – пациента. Пациент задумывает какое-либо заболевание, врач, задавая ему вопросы, должен поставить правильный диагноз.

    Очень большие споры вызывает изучение темы «Размножение и развитие», не секрет, что многие учителя – биологи оставляют эту тему на самостоятельное изучение. Но именно при изучении этой темы учащиеся должны получить необходимые сведения о распространенности, симптомах заболеваний, передающихся половым путем, и мерах профилактики.

    После изучения анатомии по данной теме я приглашаю медицинских работников для проведения с учащимися беседы по темам: ЗППП, где рассматриваем и СПИД.

     Также очень важно, чтобы учащиеся овладели приемами оказания первой медицинской помощи пострадавшему. Для этого провожу с ними практические занятия, на которых ребята учатся оказывать друг другу различные виды помощи; накладывают шину, жгут, обрабатывают рану, оказывают помощь при ожогах и обморожениях.

     При изучении  всех тем беседуем о влиянии курения и алкоголя на здоровье человека.

     После изучения темы «Высшая нервная  система» проводим урок «Вредные привычки и их последствия».

     Цель этого урока – сформировать у учащихся четкие представления о последствиях влияния вредных привычек на здоровье человека, семьи и нации.

     На этом уроке обсуждаем следующие вопросы:

  1. Что такое привычка?
  2. Какие полезные и вредные привычки вы знаете?
  3. Почему привычку курить считают большим злом не только для самого курильщика, но и для окружающих?
  4. Как относились к курению и курильщикам наши предки?
  5. Почему в Древней Греции употребляли только разбавленное водой вино, а в Древнем Риме употребление вина разрешалось лишь с 35 летнего возраста?

    На занятиях стараюсь использовать яркие убедительные примеры из научной, художественной литературы и из жизни. Если остаются не рассмотренные вопросы, та или иная тема вызывает интерес учащихся, предлагаю им  книги из библиотеки, статьи из журналов и газет.

      На своих уроках стараюсь убедить учащихся в большой роли самого человека для сохранения собственного здоровья.

     Таким образом, возможности уроков биологии по формированию у учащихся навыков здорового образа жизни большие. Важно каждому учителю осознать это серьезно и творчески подойти к этому вопросу.

 

Из опыта работы учителя биологии

МБОУ « Хорновар-Шигалинская СОШ

имени Героя Советского Союза Юхвитова П.С.»

Угиновой Людмилы Анатольевны.

Система работы учителя по формированию навыков здорового образа жизни на уроках биологии