автор: Удовыдченкова Людмила Ивановна
логопед МБДОУ д.с.№6 Орловская обл., г. Ливны
тема: Устное народное творчество как средство развития выразительности речи детей старшего дошкольного возраста
Устное народное творчество
как средство развития выра-
зительности речи детей стар-
шего дошкольного возраста
Удовыдченкова Л.И., логопед
МБДОУ детский сад №6 г. Ливны
Дошкольный возраст – период интенсивного развития личности, который характеризуется становлением основ самосознания и творческой индивидуальности ребенка в разных видах деятельности (Л. С, Выготский. А. В. Запорожец, Г. Г. Кравцов, Н. Н. Поддьяков и другие).
В системе факторов, обусловливающих становление личности, особая роль принадлежит речи.
Речь является, важным средством самовыражения ребенка. С этой точки зрения особое значение имеет выразительность как качественная характеристика речи. Многие исследователи подчеркивают полифункциональное значение выразительности речи. Выразительность речи обеспечивает эффективность коммуникации, способствует донесению смысла высказывания до слушателей. Выразительность характеризует не только уровень развития детской речи, но и особенности личности дошкольника: открытость, эмоциональность, общительность и так далее.
Л. С. Выготский подчёркивал, что сущность процесса развития индивида состоит в его постепенном вхождении в человеческую культуру посредством овладения особыми «орудиями ума» [2012]. К ним, прежде всего, относятся язык и речь, которые всегда стоят между человеком и миром, и являются средствами открытия для субъекта наиболее существенных сторон окружающей действительности.
Культурологическая значимость русского языка для развития личности ребёнка обусловлена тем, что в нем отражается для дошкольника вся картина мира. К. Д Ушинский подчеркивал: «Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, из сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий воззрений на предметы, множество мыслей и чувств, художественных образов, логику и философию языка» [1974, с. 7].
Особая роль в процессе языкового развитии принадлежит устному народному творчеству, которое сконцентрировало в себе все красоту и богатство русского языка.
Устное народное творчество, созданное взрослыми для детей, имеет огромную педагогическую ценность, состоящую в его познавательном, эстетическом и воспитательном значении, которые теснейшим образом связаны между собой, это позволяет рассматривать его как значимое средство развитая личности ребенка в целом и его речи в частности (К. Д. Ушинский, Л.Н. Толстой., А.П. Усова, К.И. Чуковский, Н. С. Карпинская и другие).
В произведениях устного творчества русского народа и в деятельности по их исполнению соединяются элементы различных видов искусства: словесного, хореографического, театрального, музыкального. Синтетический характер устного фольклора делает его важнейшим средством развития творчества в разных видах художественной деятельности.
В произведениях устного народного творчества заключены большие потенциальные возможности для приобщения детей к народной культуре и, прежде всего, к языковой культуре.
Отбор произведений устного народного творчества с точки зрения языковой выразительности должен определяться несколькими критериями: средства выразительности должны быть доступны для восприятия и самостоятельного использования детьми, интересны для наблюдения и анализа.
Развитию выразительности речи служат частые обращения детей к произведениям устного народного творчества и деятельности на их основе.
Использованная литература:
- Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения. – М., 1986.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. – М., 2012.
- Горбушина Л.А., Николаевича А.П. Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста. – М., 1985.
- Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей. – М., 1972.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. – М., 2012.
- Ушинский К.Д. Собрание сочинений. – М., 1974.