автор: Улитина Валерия Геннадьевна
заведующий кафедрой Общеобразовательных дисциплин
Юридический полицейский колледж, г. Тула

Формирование метапредметных результатов общеобразовательных дисциплин в урочной деятельности при реализации ФГОС III поколения в условиях СПО

Формирование метапредметных результатов общеобразовательных дисциплин в урочной деятельности при реализации  ФГОС III поколения в условиях СПО

Один из способов реализации практико-ориентированной подготовки будущих специалистов в соответствии с ФГОС является метапредметный подход в системе образования и метапредметные результаты освоения программ общеобразовательных дисциплин.

Урок – это основная дидактическая единица образовательного процесса, он должен обеспечить развитие качеств выпускника, отвечающих требованиям современного общества.

В современном образовании на первый план выходят требования по развитию и воспитанию мобильной нравственной личности, которая непрерывно осваивает новые знания и компетенции, умеет работать с информацией, принимать решения в нестандартных ситуациях. Такой подход нашел отражение в основных нормативных документах образовательной сферы, в частности в ФГОС III поколения, который вступил в силу 01.09.2023 г. 

 В формировании такой личности очевидно помогут метапредметные умения, которые согласно ФГОС должны демонстрировать студенты общеобразовательной организации и СПО. 

Что же такое метапредметный подход в системе образования? Метапредметные результаты освоения программ общеобразовательных дисциплин напрямую связаны с универсальными учебными действиями (УУД). Именно они делают работу студентов осознанной и приносят желаемый результат. УУД подразделяют на регулятивные, познавательные и коммуникативные. Каждая общеобразовательная дисциплина развивает такие умения у обучающихся. Как мы знаем, результаты освоения общеобразовательных программ включают в себя категории: предметные, личностные, метапредметные.

Предметные результаты проверяются в ходе самостоятельных и контрольных работ, а также результатами сессии. К личностным относятся определение жизненной позиции, моральных норм и принципов, развитие этических чувств. В соответствии с новым ФГОС СПО уже с 1 курса обучения в рабочие программы общеобразовательных дисциплин включены модули профессионально-ориентированного содержания, что помогает метапредметным образовательным результатам объединять все полученные знания студентами и трансформировать их в жизненно важные и необходимые навыки.

Следует отметить, что метапредметный подход в системе образования — это преемственность начальной и основной школы. Но, исходя из практического опыта, преподавая дисциплины у студентов 1 курса (на базе 9 класса), преподаватели общеобразовательных дисциплин отмечают довольно слабо развитые метапредметные навыки у обучающихся. Это связано с тем, что мотивом получения основного общего образования у учеников является сдача ОГЭ по конкретным дисциплинам, а не овладевание метазнаниями. Складывается впечатление, что у студентов колледжа только  начинается формирование метадеятельности, так как появляются конкретные мотивы для освоения будущей профессии. 

В сентябре студенты, поступившие на 1 курс и студенты 2 курса, пишут Всероссийскую метапредметную контрольную работу. Проверяются знания по нескольким дисциплинам одновременно. И 2 курс показывает результаты выше, чем 1 курс. Это говорит о том, что студенты, обучаясь в колледже, постепенно начинают осваивать так называемую метадеятельность.

В Федеральном государственном образовательном стандарте указаны основные критерии, которым должны соответствовать метапредметные результаты, эти критерии преподаватели соблюдают, преподавая студентам «свои» дисциплины: 

  • Умение планировать и осуществлять свою деятельность – это

самостоятельно определить цель обучения и ставить перед собой новые учебные задачи, расширять познавательные интересы.

  • Умение работать в коллективе – это организовывать совместную познавательную деятельность и уметь сотрудничать  с преподавателем и одногруппниками;
  • Умение осуществлять познавательные действия – это находить аналогии, осуществлять классификацию, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы.
  • Умение использовать компьютерные технологии – это получения информации с помощью компьютера, умение выбирать нужную информацию, использовать различные источники интернет.
  • Наличие коммуникативных умений – это  владение устной и письменной речью, умение вести диалог, строить монологическое высказывание.
  • Необходимо помнить о таких важных приемах, как самоконтроль и самооценка своей деятельности и деятельности одногруппников на занятии.

Отметим, что учебно-методический комплекс каждой общеобразовательной дисциплины содержит достаточное количество заданий для формирования метапредметных результатов, в том числе в Рабочей программе преподаватель указывает основную и дополнительную литературу и Интернет-источники, которыми студенты должны пользоваться при изучении определённой дисциплины. 

В свою очередь, для того, чтобы заинтересовать студента изучением общеобразовательных предметов, преподавателям необходимо: тщательно изучить все документы по ФГОС для того, чтобы спланировать совместную деятельность всех педагогов образовательного учреждения; осваивать новые технологии обучения для реализации содержания обучения; учить обучающихся «учиться»: создавать атмосферу поиска новых знаний и уметь применять конкретные способы действий для достижения результатов освоения студентами учебного материала и умения применить полученные знания в жизни. 

Введение  в ФГОС новых образовательных результатов с включением метапредметных компетентностей требует реализации нового методологического подхода к учебно-воспитательному процессу, ориентируя практику обучения не только на осознание и осмысление учебной информации, но и на формирование универсальных учебных действий (регулятивные, познавательные, коммуникативные).

 

Формирование метапредметных результатов общеобразовательных дисциплин в урочной деятельности при реализации ФГОС III поколения в условиях СПО