автор: Фаткуллина Ольга Николаевна
учитель-логопед
МДОУ Детский сад №10 п.Увельский
Конспект занятия по теме: «Игрушки» (Составление рассказа по сюжетной картине).
Тема: «Игрушки» (Составление рассказа по сюжетной картине).
Возраст: старшая группа (5-6 лет)
Цель: формирование связной речи.
Задачи:
- Расширение и активизация словаря по теме.
- Закреплять образование относительных прилагательных, навык составления предложений с однородными членами предложения.
- Развитие памяти, внимания, мышления, зрительно-пространственной ориентации.
Оборудование: игрушки: плюшевый мишка, резиновая лиса, пластмассовый конструктор, железная машинка; плакат «Квадрат с игрушками»; предметные картинки, сюжетная картинка «Дети играют в детском саду» (Демонстрационный материал для фронтальных занятий. Логопедические занятия в детском саду. Старшая группа. Т.Ю. Бардышева., Е.Н. Моносова)
Ход занятия.
- Организационный этап.
Дети отвечают на вопросы (поочередно), как называть игрушки: мишка из плюша (плюшевый), лиса из резины (резиновая), конструктор из пластмассы (пластмассовый), машинка из железа (железная) и садятся на место.
- Основная часть.
Игра «День-ночь»
На столе стоят 5-7 игрушек.
Логопед: внимательно посмотрите на игрушки на моем столе. Когда я скажу «Ночь» вы закроете глазки, а когда скажу «День» – откроете!
«Ночь!» (логопед убирает одну игрушку). «День!» Какая игрушка исчезла? Чего не стало?
Игра повторяется 3-4 раза с последующим усложнением.
Игра «Где игрушка?»
Логопед вешает на доску картинку «Квадрат с игрушками»
Мишка | Юла | Кубики |
Машинка | Пирамидка | Неваляшка |
Кукла | Мяч | Конструктор |
Логопед: внимательно посмотрите на картинку и скажите:
– какая игрушка находится в левом верхнем углу?
– над пирамидкой?
-под машинкой?
– между мишкой и кубиками? И т.п
Физкультминутка.
Кто в игрушках самый главный? | Руки на поясе. |
– Я, солдатик оловянный! | Замереть, руки по швам. |
Я не плачу, не горюю.
Днем и ночью марширую. |
Дети маршируют на месте. |
А еще могу стрелять
Из ружья и пушки, |
Хлопки |
Если кто-нибудь ломать
Вздумает игрушки! (А. Ахундова) |
Грозят указательным пальчиком. |
Работа с сюжетной картинкой «Дети играют в детском саду»
Рассмотреть картинку и картинно-графический план рассказа.
Вопросы:
– Куда пришли дети? (Дети пришли в детский сад)
– Что есть в детском саду? (В детском саду есть разные игрушки)
– Что собирают Таня и Вова? (Таня и Вова собирают железную дорогу)
– Что катает Петя? (Петя катает паровозик)
– Что строят Коля и Катя? (Коля и Катя строят деревянный домик)
– Нравится ли ребятам играть с игрушками? (Ребятам нравится играть с игрушками)
Дети поочередно отвечают по картинно-графическим схемам предложений.
Повторять каждое предложение цепочкой по очереди.
Упражнение «Расскажи рассказ»
Логопед с опорой на картинно-графический план читает текст.
Дети пришли в детский сад. В детском саду есть разные игрушки. Таня и Вова собирают железную дорогу. Петя катает паровозик. Коля и Катя строят деревянный домик. Ребятам нравится играть с игрушками.
Попросить 2-3 детей пересказать рассказ.
Придумать название рассказу.
- Итоговый этап.
Логопед: ребята, скажите пожалуйста, о чем мы говорили сегодня на занятии? В какие игры играли? Что вам запомнилось больше всего?
Похвалить детей.
Литература:
- Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Конспекты логопедических занятий в детском саду для детей 5-6 лет с ОНР. – М.: Издательство СКРИПТОРИЙ 2003, 2016. – 280с.
- Бухарина К.Е. Конспекты по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 5-6 лет с ОНР и ЗПР: методическое пособие./ К.Е. Бухарина. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2015. – 184с.