автор: Фаткуллина Ольга Николаевна
учитель-логопед
МДОУ Детский сад №10 п.Увельский

Конспект занятия по теме: «Игрушки» (Составление рассказа по сюжетной картине).

Тема: «Игрушки» (Составление рассказа по сюжетной картине).

Возраст: старшая группа (5-6 лет)

Цель: формирование связной речи.

Задачи:

  1. Расширение и активизация словаря по теме.
  2. Закреплять образование относительных прилагательных, навык составления предложений с однородными членами предложения.
  3. Развитие памяти, внимания, мышления, зрительно-пространственной ориентации.

Оборудование: игрушки: плюшевый мишка, резиновая лиса, пластмассовый конструктор, железная машинка; плакат «Квадрат с игрушками»; предметные картинки, сюжетная картинка «Дети играют в детском саду» (Демонстрационный материал для фронтальных занятий. Логопедические занятия в детском саду. Старшая группа. Т.Ю. Бардышева., Е.Н. Моносова)

Ход занятия.

  1. Организационный этап.

Дети отвечают на вопросы (поочередно), как называть игрушки: мишка из плюша (плюшевый), лиса из резины (резиновая), конструктор из пластмассы (пластмассовый), машинка из железа (железная) и садятся на место.

  1. Основная часть.

Игра «День-ночь»

На столе стоят 5-7 игрушек. 

Логопед: внимательно посмотрите на игрушки на моем столе. Когда я скажу «Ночь» вы закроете глазки, а когда скажу «День» – откроете!

«Ночь!» (логопед убирает одну игрушку). «День!»  Какая игрушка исчезла? Чего не стало?

Игра повторяется 3-4 раза с последующим усложнением.

 

Игра «Где игрушка?»

 

Логопед вешает на доску картинку «Квадрат с игрушками»

Мишка Юла Кубики
Машинка Пирамидка Неваляшка
Кукла Мяч Конструктор

 

Логопед: внимательно посмотрите на картинку и скажите:

– какая игрушка находится в левом верхнем углу?

– над пирамидкой?

-под машинкой?

– между мишкой и кубиками? И т.п

 

Физкультминутка.

 

Кто в игрушках самый главный? Руки на поясе.
– Я, солдатик оловянный! Замереть, руки по швам.
Я не плачу, не горюю.

Днем и ночью марширую.

Дети маршируют на месте.
А еще могу стрелять

Из ружья и пушки,

Хлопки
Если кто-нибудь ломать

Вздумает игрушки!

(А. Ахундова)

Грозят указательным пальчиком.

 

Работа с сюжетной картинкой «Дети играют в детском саду»

 

Рассмотреть картинку и картинно-графический план рассказа.

Вопросы:

– Куда пришли дети? (Дети пришли в детский сад)

– Что есть в детском саду? (В детском саду есть разные игрушки)

– Что собирают Таня и Вова? (Таня и Вова собирают железную дорогу)

– Что катает Петя? (Петя катает паровозик)

– Что строят Коля и Катя?  (Коля и Катя строят деревянный домик)

– Нравится ли ребятам играть с игрушками? (Ребятам нравится играть с игрушками)

Дети поочередно отвечают по картинно-графическим схемам предложений.

Повторять каждое предложение цепочкой по очереди.

 

Упражнение «Расскажи рассказ»

 

Логопед с опорой на картинно-графический план читает текст. 

 

Дети пришли в детский сад. В детском саду есть разные игрушки. Таня и Вова собирают железную дорогу. Петя катает паровозик. Коля и Катя строят деревянный домик. Ребятам нравится играть с игрушками.

 

Попросить 2-3 детей пересказать рассказ. 

Придумать название рассказу.

 

  1. Итоговый этап.

Логопед: ребята, скажите пожалуйста, о чем мы говорили сегодня на занятии? В какие игры играли? Что вам запомнилось больше всего?

 

Похвалить детей.

 

Литература:

  1. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Конспекты логопедических занятий в детском саду для детей 5-6 лет с ОНР. – М.: Издательство СКРИПТОРИЙ 2003, 2016. – 280с.
  2. Бухарина К.Е. Конспекты по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 5-6 лет с ОНР и ЗПР: методическое пособие./ К.Е. Бухарина. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2015. – 184с. 
Конспект занятия по теме: «Игрушки» (Составление рассказа по сюжетной картине).