автор: Федотовская Анна Александровна
учитель-логопед
МДОУ «Детский сад «Кораблик» Вологодская область Шекснинский район д. Нифантово
Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Кораблик»
Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста»
Учитель-логопед Федотовская А.А.
Д. Нифантово
2024 г.
Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»
В. А. Сухомлинский
Внедрение здоровьесберегающих технологий способствует воспитанию интереса ребенка к процессу обучения, повышает познавательную активность и, самое главное, улучшает психоэмоциональное самочувствие и здоровье детей. Способствует снижению заболеваемости, повышению уровня физической подготовленности, сформированности осознанной потребности ведения здорового образа жизни.
Цель применения здоровьесберегающих технологий в логопедической работе оптимизация процесса коррекции речи и обеспечение оздоровления, поддержания и обогащения здоровья детей.
Оздоровительные задачи:
- Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.
- С помощью здоровьесберегающих технологий повысить адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).
- Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье.
Здоровьесберегающие технологии– это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.
- Принципы здоровьесберегающих технологий
- принцип «Не навреди!»
- принцип сознательности и активности
- принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса
- принцип систематичности и последовательности
- принцип доступности и индивидуальности
- принцип всестороннего и гармонического развития личности
- принцип системного чередования нагрузок и отдыха
- принцип постепенного наращивания оздоровительных воздействий
- принцип возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса
Давайте остановимся по подробнее на важных моментах.
Артикуляционная гимнастика.
Цель артикуляционной гимнастики – выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.
Регулярное выполнение поможет:
– улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию
(нервную проводимость);
– улучшить подвижность артикуляционных органов;
– укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
– уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.
Дыхательная гимнастика.
Неотъемлемая часть оздоровительного режима – дыхательная гимнастика, способствующая развитию и укреплению грудной клетки. Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмально – речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания). Ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха. Кроме оздоровительного значения, выработка правильного дыхания, необходима для дальнейшей работоы над коррекцией звукопроизношения. Дыхательная гимнастика – стимулирует работу мозга, регулирует нервно – психические процессы. Оно обеспечивает нормальное голосообразование, помогает верно соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость. Развитие речевого дыхания у ребенка начинается уже с 6 месяцев — идет подготовка дыхательной системы к реализации голосовых реакций, и завершается к 10 годам.
Упражнения для развития речевого дыхания
Лети бабочка
Вертушка
Футбол
День рождения
Осенние листья ветер
В помощь
Свистки, вертушки, дудки, воздушные шарики, мыльные пузыри
В коррекционно – логопедической работе приемы Су – Джок терапии можно активно использовать в качестве массажа при дизартрических расстройствах, для развития мелкой моторики пальцев рук, а так же с целью общего укрепления организма.
Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук. В каждом шарике есть «волшебное» колечко.
И следующий прием это: Массаж эластичным кольцом, которое помогает стимулировать работу внутренних органов.. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж . Эту процедуру можно повторять несколько раз в день.
Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем. Часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.
- Игры с мозаикой
- Шнуровки графические диктанты и упражнения
- Обводка шаблонов и штриховка изображений
- Самомассаж кистей и пальцев рук с использованием грецких орехов, каштанов и т.д.
Пальчиковая гимнастика – здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста. Представляет собой набор упражнений, направленных на развитие мелкой моторики руки, т.е. совместных действий систем организма человека (мышечной, зрительной, нервной, костной), формирующих способность выполнять точные, мелкие движения пальцами и кистями.
С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время). Ответственный исполнитель: воспитатели, психолог.
Пальчиковые игры с мелкими предметами
Пальчиковые игры со скороговорками
Пальчиковые игры со стихами
Пальчиковая гимнастика
Пальчиковый алфавит
Пальчиковый театр
Театр теней
Биоэнергопластика (соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кистей рук, которые имитируют движения языка или челюсти) с включением упражнений на развитие силы голоса и выдоха.
развитию координации движений, и мелкой моторики пальцев рук; – активизации интеллектуальной деятельности ребенка; – развитию памяти, произвольного внимания, межполушарной взаимосвязи; – формированию умения действовать по словесным инструкциям
Мнемотехника- это система приемов, облегчающих запоминание и увеличивающий объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций
Аурикулотерапия – это система лечебного воздействия на точки ушной раковины, которые проецируют все органы и системы человеческого организма (принцип как и в Су Джоке). Воздействие осуществляется путём массажа ушной раковины (надавливание, растирание) до лёгкого покраснения и появления чувства тепла.
Комплексное использование здоровьесберегающих технологий
– снижение уровня заболеваемости;
– повышение работоспособности, выносливости;
– развитие психических процессов;
– улучшение зрения;
– формирование двигательных умений и навыков, правильной осанки;
– развитие общей и мелкой моторики,
– повышение речевой активности;
– увеличение уровня социальной адаптации.
– повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие;
Таким образом, здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе дают положительный результат:
Здоровье – это главное жизненное благо. Только здоровый человек может быть свободным, радостным, счастливым.
Спасибо за внимание!