автор: Фетисова Елена Борисовна

Воспитатель МБДОУ г. Иркутска д/сад № 152

“Развитие мелкой моторики через вышивку”

Развитие мелкой моторики через вышивку.

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Иркутска детский сад № 152

Фетисова Елена Борисовна

Что же это такое — мелкая моторика рук? Мелкая моторика — совокупность двигательных возможностей выполнения дифференцированных пальцевых движений, определяющих успешность формирования навыков самообслуживания, различных учебных, трудовых и других операций. (Психомоторика. Словарь-справочник, 2008 г.)
Мелкая моторика-это четкие и скоординированные движения пальцев и рук под контролем зрения (Библиотека-словарь).

Почему так важно развивать мелкую моторику рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. Около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Именно величина проекции кисти и ее близость к моторной речевой зоне навели на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Ученые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование речевых зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка. Разнообразные действия руками стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка.

Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи добиться не удастся.

От того, как развита рука, пальцы ребенка зависит и то, как будет учиться ребенок в школе, как освоит письмо, чтение. Поэтому в подготовительной группе одной из важных задач подготовки к школе является развитие мелкой моторики рук.

Существует много упражнений на развитие мелкой моторики руки: пальчиковые игры, упражнения в штриховке, в написании цифр, букв, простейших линий, рисование, лепка, аппликация. Для развития мелкой моторики рук я решила использовать вышивание.

Почему   я выбрала для развития мелкой моторики рук вышивку? Потому что одним из важных сторон развития мелкой моторики рук является вышивание. Как же развивается мелкая моторика рук у детей при вышивании? Вставляя нитку в иголку, ребёнок научается четким, координированным движениям руки, развивается глазомер. Завязывая узелок, дети тренируют пальцы на руках, а, упражняясь в выполнении рабочих швов, таких как  вперёд иголку, назад иголка, строчка, стебельчатый шов, петельный, цепочка, крестовидный, движения становятся более точными, что впоследствии поможет детям в красивом, аккуратном письме. Кроме того, обучаясь рабочим швам, дети проговаривают, рассказывают, показывая, как делать тот или иной шов.

В результате кропотливой работы, ребёнок получает результат своего труда, которому очень рад и горд. Вышитая своими руками бабочка, цветочек и другие помогает ребенку поверить в свои силы, свою успешность, развивается усидчивость, старательность ребенка: он понимает, что упорство и выдержка способствуют достижению успехов в разных видах деятельности. Тренировка кисти руки и пальцев развивает психические процессы у детей: внимание, память, мышление, воображение. Дети внимательно слушают воспитателя для того, чтобы узнать как выполнить тот ли иной шов. Внимание развивается и при самостоятельном вышивании, ребенок старается быть аккуратным. Когда ребёнок вышивает, у него тренируется память. Он вспоминает объяснение и показ воспитателя, действует в соответствии с ними. У ребенка развивается также и мышление: он думает, размышляет, делает выводы, умозаключения. Воображение ребенка крепнет с каждым днем: он представляет свою работу, которую он вышьет. Умелые руки и глаз способствует развитию у детей художественного вкуса. вырабатываются старательность, терпение, аккуратность, сила воли, умение доводить начатое дело до конца, несмотря ни на какие трудности, желание достичь высоких результатов – эти качества, сформированные при вышивании помогут детям в будущем добиться огромных успехов в учебе.

Почему же я взяла вышивание? Оно воспитывает интерес к познанию, пробуждает мысль, будит фантазию. На свете существует немало людей, у которых висят картины вышитые своими руками.

Важными задачами в подготовительной группе являются формирование усидчивости, развитие мелкой моторики рук, стремления познавать, развитие самостоятельности, активности, творчества. Вышивание помогает воспитателю решить следующие задачи:

  1. Научить детей вставлять нитку в иголку, завязывать узелок, вышивать по контуру.
  2. Развивать у детей желание самостоятельно вышивать.
  3. Развивать творчество детей в процессе вышивания.
  4. Учить детей самостоятельно придумывать рисунок.
  5. Воспитывать усидчивость, силу воли, терпение, умение доводить начатое дело до конца.

Литература:

Развитие мелкой моторики через вышивку