автор: Фетисова Татьяна Николаевна

учитель начальных классов МБОУ СОШ №15 города Азова

тема: Инновационные методы обучения на уроках в начальной школе

Инновационные методы обучения на уроках в начальной школе

Фетисова Татьяна Николаевна,
учитель начальных классов 1 категории

МБОУ СОШ №15 г.Азова

    Современное общество находится в состоянии непрерывного развития и изменения. Система образования в таком обществе так же должна изменяться и совершенствоваться, чтобы соответствовать запросам со стороны общества и государства. И одним из таких способов, способностью системы образования отвечать вызовам времени, являются инновации – введения, причем качественно новые, в устоявшуюся систему образования.
   Необходимость усвоения учащимися большого объёма информации, и выработки практических навыков по её применению ведет к созданию педагогами новых способов подачи информации, новых технологий и способов обучения, заставляет искать творческие подходы к методикам обучения.
   Исходя из степени активности учащихся в учебном процессе, методы обучения условно разделяют на два класса: традиционные и активные. Принципиальное отличие этих методов заключается в том, что при их применении учащимся создают такие условия, при которых они не могут оставаться пассивными и имеют возможность для активного взаимообмена знаниями и опытом работы.
    Из этого можно сделать вывод, что одним из источников инновационных методов обучения является применение именно активных форм работы с учащимися, которые могут работать как в группе, так и индивидуально.
    Цель использования активных методов обучения учителем – создание у учащихся устойчивой мотивации к обучению и познанию мира в целом. Возможность не только узнать, запомнить и воспроизводить информацию, но и применять её на практике позволяет учащимся значительно повысить результативность в изучении школьных предметов и развивает способности к обработке информации (классификация, обобщение, сходство и различие и т.д.).
   Предпочтительность использования активных методов обучения обоснована и подкреплена следующими данными, полученными педагогами и психологами в результате опыта педагогической деятельности и экспериментов, из которых следует, что человек запоминает:

  • 10% того, что читает;
  • 20% того, что слышит;
  • 30% того, что видит;
  • 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях;
  • 80% когда обучающийся самостоятельно обнаруживает и формулирует проблему;
  • 90% когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, в выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов.

  Эти данные подтверждают утверждения многих педагогов и психологов о необходимости использования активных методов обучения для достижения результативности и мотивации учащихся, как сказал Н. А. Умов:
   «Всякое знание остается мертвым, если в учащихся не развивается инициатива и самодеятельность: учащихся нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению.»
   Таким образом, мы видим, что активные методы обучения расширяют творческую составляющую урока, способствуют активной работе на уроке каждого ученика, всецело вовлекая его в процесс изучения нового материала, позволяют учащемуся сформировать свою точку зрения и получить реальный опыт применения полученных знаний.
   Учитель, используя инновационные методы и формы работы, чтобы обеспечить познавательный интерес и мотивацию к обучению, может включать в свой урок, в зависимости от потребности:

  • игровые формы;
  • групповую, парную или индивидуальную работу;
  • самостоятельную деятельность учащихся;
  • проблемное обучение;
  • постановку вопросов, активизирующих диалог;
  • проектную деятельность;
  • метод дискуссии;
  • ИКТ.

     Рассмотрим более подробно некоторые из этих форм работы с учащимися.
   Игровая форма работы с учащимися особенно важна для периода адаптации ребёнка к школе.  Ведь в дошкольном периоде основной деятельностью ребёнка была игра, таким образом он осуществлял познание мира и получение новых для себя знаний. В школе основным видом деятельности ребёнка становится учебная деятельность и несомненно, ребёнок переживает сложный период становления себя, как ученика и нуждается в поддержке со стороны учителя. И такую поддержку учитель оказывает учащемуся используя на уроках элементы игровой деятельности. Это позволяет ребёнку более мягко и без лишних стрессов поменять основной вид деятельности и при этом не утерять мотивацию к учебной и познавательной деятельности, потому что учебная деятельность в этом случае как бы «вырастает» из игровой. Процесс игры формирует ребёнка как личность, развивая в нём качества необходимые в будущем для успешной познавательной деятельности и осуществления коммуникации в среде как сверстников, так и взрослых. Необходимость игры в качестве элемента обучения признают ведущие педагоги, вот как об этом говорит В. А. Сухомлинский: «…чудесный мир природы, игры, музыки, сказки, который окружал ребенка до школы, не должен закрыться перед ним дверью класса. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
   Введение элементов игры дает возможность учителю решить сразу несколько задач, потому что игра позволяет одновременно развлекать, учить и воспитывать. Играя, обучающиеся активно вовлекаются в процесс познания, что особенно важно для детей пассивных, у которых есть проблемы в обучении. Кроме того, игровая форма обучения позволяет выполнить больший объём работы, чем при обучении традиционными методами. Кроме того, игра укрепляет мотивацию к обучению и уверенность в себе, как учащемся.
    В современных уроках учителя используют как основной элемент игровой деятельности дидактические игры. Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемыми педагогами в целях обучения и воспитания детей. Как правило, они направлены на решение конкретных задач обучения детей.  И к тому же это один из эффективных путей активизации познавательной деятельности младших школьников. При этом дидактические игры различаются:

  • обучающему содержанию;
  • познавательной деятельности детей;
  • игровым действиям и правилам;
  • организации и взаимоотношениям детей;
  • по роли учителя.

   В целом можно сказать, что чёткой классификации дидактических игр
пока не разработано.  Например, А. И. Сорокина выделяет следующие виды дидактических игр:

  • игры-путешествия необходимые для того, чтобы усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом, развить наблюдательность;
  • игры-поручения в основе которых лежат действия с игрушками, предметами, словесные поручения;
  • игры-предположения в основе которых лежит ситуация «а что было бы», таким образом перед детьми ставится задача и развивается ситуация, требующая дальнейшего осмысления последующего действия;
  • игры-загадки – проверяют знания, тренируют находчивость, формируют умение рассуждать, делать выводы;
  • игры-беседы в основе которых лежит общение, воспитывают умение слушать вопросы и ответы, учат сосредотачивать внимание на содержании, высказывать и защищать свою точку зрения, дополнять услышанное, принимать и слышать другую точку зрения на проблему.

    В дидактической игре всегда есть правила – они содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению норм поведения и взаимоуважению, и в целом призваны решить воспитательную задачу.
Вводя в урок дидактическую игру, учитель решает несколько задач, а именно:

  • активизирует учебную работу на занятии, повышает активность и инициативу учащихся;
  • даёт ощущение свободы и уверенности в себе, особенно слабым и неуверенным в себе детям;
  • укрепляет дружеские отношения в детском коллективе, способствует повышению коммуникативных навыков учащихся;

     Ведь игра это один из лучших способов подготовить учащегося к жизни и дальнейшему продолжению образовательной деятельности, развить его способности, наладить устойчивую коммуникацию с миром одноклассников и взрослых людей. Интеллектуальная учебная игра отлично закрепляет учебный материал и помогает приобрести устойчивый навык применения приобретённых знаний. Различные комбинаторные игры учат быстро и эффективно просчитывать варианты и подбирать комбинации, развивают аналитическое мышление.
Основными требованиями к организации дидактических игр являются:

  • игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям ФГОС;
  • игры должны соответствовать изучаемому материалу и строится с учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей;
  • игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения.

   Все это делает игру одной из самых используемых педагогами форм активного обучения младших школьников. Уроки с включением элементов игры также являются одними из наиболее любимых учащимися.
  Групповые формы работы. 
    В современном обществе растет тенденция востребованности специалистов не только хорошо образованных, но и обладающих развитыми коммуникативными навыками и умениями, способных наладить общение с коллегами и умеющих работать в команде. Таким образом, учащийся должен быть способен реализовывать себя во взаимодействии с другими людьми.            Способность находить взаимопонимание с другими людьми и организовывать совместную деятельность по решению проблем и задач до достижения позитивных результатов, нарабатывается только опытным путем в результате общения. Таким образом, школа, отвечая вызовам современности, должна ввести в образовательный процесс такие формы работы, которые способны научить ребёнка умению общаться, работать в группе (команде), высказывать свою точку зрения и аргументировать её доказательствами. Именно групповые формы обучения могут дать ребенку вышеперечисленные навыки и умения. Эти формы обучения подразумевают создание таких условий, в рамках которых учащиеся наиболее активно взаимодействуют.
   Использование учителем групповых форм обучения дает возможность получить целый ряд преимуществ:

  • Позволяет учащимся стать субъектами учебно-воспитательного процесса, а именно: самостоятельно ставить перед собой цель, планировать ее достижение, самостоятельно приобретать новые знания, при этом контролировать одноклассников и себя, самостоятельно оценивать результаты деятельности своих одноклассников и себя.
  • Готовит учащихся к деятельности в условиях постоянной изменчивости требований современной социальной среды путем развития их способностей к творческому взаимодействию с другими людьми и факторами социальной среды.
  • Обеспечивает высокое качество знаний по предмету, путем многократного повторения изучаемого материала, а также путем обучения друг друга.
  • Максимально развивает индивидуальные способности и различные умения каждого обучающегося, в том числе коммуникативные: умение задавать вопросы и давать обоснованные ответы, выступать публично, поддерживать диалог, воспринимать конструктивно критику в свой адрес, убеждать в своей правоте, оценивать действия свои и чужие, отстаивать свою точку зрения;

           кроме этого развиваются познавательные умения: сравнения и анализа.

  • Разнообразие форм работы позволяет осваивать учащимся новые для себя роли в социуме, такие как: участника группы, лидера, консультанта, контролёра, учителя.
  • Дает возможность обучающимся развивать свои личные качества необходимые для успешной командной работы: доброжелательность, понимание ценностей человеческого общения, уважение других.

При организации групповой формы работы следует использовать следующие принципы:

  • Класс должен быть разбит на небольшие группы по 3-6 человек.
  • Каждая группа получает свое задание. Задания могут быть одинаковыми для всех групп либо дифференцированными.
  • Внутри каждой группы между ее участниками распределяются роли.
  • Процесс выполнения задания в группе осуществляется на основе обмена мнениями, оценками.
  • Выработанные в группе решения обсуждаются всем классом.

    В результате применения этих принципов учащиеся из пассивных участников процесса превращаются в активных его субъектов, что значительно изменяет психологический настрой и отношение к учебной деятельности.
    Для правильной организации групповой формы работы нужно также соблюдать условия подбора учебного материала. Первое условие заключается в том, что задание данное группе должно быть таким, чтобы его можно было с лёгкостью разбить на отдельные подзадачи и подпункты. Второе условие: задание должно быть достаточно трудным, желательно содержать проблемную ситуацию, позволяющую иметь на неё разные точки зрения и таким образом создавать интенсивный обмен мнениями у участников группы при его выполнении и необходимость привлечения больших массивов информации для его успешного выполнения.
    Кроме того, для правильной организации групповой работы совершенно необходимо правильное, продуманное комплектование групп учащихся, при этом берутся в расчет два фактора: успеваемость учащихся и их межличностные отношения.
     Группы учащихся могут быть сформированы однородными и разнородными по признаку успеваемости. При этом следует отметить, что группа, состоящая только из слабых учеников в групповой форме обучения успешна не будет. Пробелы в знаниях, низкая коммуникабельность, отсутствие лидера к положительным результатам не приведут. Естественно, что обучающие и воспитательные задачи наилучшим образом решаются в группе, где присутствуют и сильные и слабые ученики, так как там создаются благоприятные условия для взаимодействия и сотрудничества. При этом несомненно существует опасность того, что сильный ученик, являющийся лидером, большую часть задания выполнит сам, сведя работу остальных к минимуму. Такой ситуации можно и нужно избегать, учитывая при формировании групп межличностные отношения участников группы. В группу следует подбирать дружелюбно настроенных по отношению друг к другу учащихся, таким образом, чтобы в группе сложилась обстановка взаимопонимания и взаимопомощи. Психологами с помощью опыта доказано, что результативность работы в группе очень сильно зависит от психологической атмосферы и межличностных отношений учащихся. Если в группу входят участники, отношения между которыми характеризуются неприязнью, то результативность работы такой группы будет сведена к минимуму.
    Как показали исследования педагогов и психологов оптимальная численность группы составляет 5 человек. Следует также помнить, что при увеличении численного состава результативность группы начинает снижаться.
     Таким образом применение на практике групповых форм организации процесса обучения ставить ученика в активную позицию и делает его субъектом процесса обучения. При этом учебный процесс строится как поисковая, исследовательская деятельность, в ходе которой происходит обмен мнениями, разворачиваются дискуссии. Можно сделать вывод, что этот метод является одной из наиболее результативных активных форм образовательного процесса.
ИКТ.
     Использование информационных технологий на уроках в начальной школе является одним из самых современных средств развития личности младшего школьника, формирования его информационной культуры в соответствии с запросами современного общества. Применение учителями информационно-компьютерных технологий позволяет сформировать у младшего школьника умение работать с информацией, развивать у учащихся навыки исследовательской деятельности и коммуникативную компетентность, а также более активно вовлекать учащихся в учебный процесс. Применение ИКТ делает урок зрелищным, наглядным, работа с компьютером вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию к обучению.
     В этой статье мы рассмотрели некоторые активные формы и методы обучения, позволяющие учителю при творческом подходе к ним сделать свои уроки по-настоящему новаторскими, яркими и запоминающимися.   

Инновационные методы обучения на уроках в начальной школе