автор: Финк Ксения Алексеевна
учитель
Гимназия «Ор-Авнер»

Использование ИКТ на уроках английского языка.

Использование ИКТ на уроках английского языка.

Финк К.А.

Финк Ксения Алексеевна – преподаватель Гимназии «Ор-Авнер», г. Екатеринбург.

Аннотация: в статье раскрывается суть информационно коммуникационных технологий, определяется их роль при обучении иностранному языку, предлагаются направления использования ИКТ для формирования коммуникативной компетенции.

Ключевые слова: ИКТ, английский язык, коммуникативная компетенция. 

Изучение иностранного языка в современном мире – это один из важных составляющих моментов в жизни современного, успешного человека. Знание иностранного языка не просто желательно, оно необходимо [1]. Мир новейших информационных технологий занимает все большее место в нашей жизни. Использование их на уроках повышает мотивацию и познавательную активность учащихся всех возрастов, расширяет их кругозор.

Современные технологии позволяют сделать уроки более интерактивными и увлекательными, что способствует лучшему усвоению материала. Использование мультимедийных презентаций, видеороликов и интерактивных заданий помогает создать живую атмосферу обучения, где каждый ученик может включиться в процесс и развивать свои навыки.   

Современный компьютер является эффективным средством оптимизации условий умственного труда в целом, в любом его проявлении. Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках иностранного языка включают:

  • изучение лексики;
  • отработку произношения;
  • обучение диалогической и монологической речи;
  • обучение письму;
  • освоение грамматических явлений.

Современный период развития цивилизованного общества характеризуется процессом информатизации. Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования – внедрение новых информационных технологий в систему образования.

Процесс информатизации образования приводит не только к изменению организационных форм и методов обучения, но и к появлению новых. Параллельно этим процессам происходит внедрение инновационных подходов к проблеме уровня знаний обучающихся, основанных на разработке и использовании комплекса компьютерных тестеров, диагностических методов контроля и оценки уровня усвоения. Мы живем в век информационно-компьютерной революции, которая началась в середине 80-х годов и до сих пор продолжает наращивать темпы.

В современных условиях важнейшей задачей образования становится формирование коммуникативной компетентности обучающихся. Использование ИКТ становится наиболее эффективным средством, способствующим расширению образовательного пространства современного образования, а также умению и готовности осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Что такое «информационные технологии»? Под средствами ИКТ следует понимать программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам локальных и глобальных компьютерных сетей [2]. Информационными технологиями принято называть технологии, использующие такие технические средства, как аудио, видео, компьютер, Интернет. В настоящее время необходимо уметь получать информацию из разных источников, использовать ее и создавать самостоятельно.

Широкое использование ИКТ открывает перед преподавателями новые возможности обучения иностранному языку. Преподаватели отмечают, что использование ИКТ способствует ускорению процесса обучения, росту интереса учащихся к предмету, повышению качества обучения, позволяет индивидуализировать процесс обучения и дает возможность уйти от субъективизма оценки. Использование ИКТ позволяет перейти: от обучения как функции запоминания к обучению как процессу умственного развития; от статической модели знаний к динамической системе умственных действий; от ориентации на среднестатистического ученика к дифференцированным и индивидуальным программам обучения; от внешней мотивации обучения к внутренней морально-волевой регуляции. Целью данной работы является формирование у учащихся умений использовать иностранный язык как инструмент общения в диалоге культур и цивилизаций современного мира. Формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции происходит в формировании следующих компонентов:

  • речевая компетенция (совершенствование коммуникативных навыков в четырех основных видах речевой деятельности: говорении, аудировании, чтении и письме; умение планировать свое речевое и неречевое поведение);
  • дискурсивная компетенция (умение строить свое высказывание в соответствии с заданной ситуацией общения);
  • языковая компетенция (фонетика, лексика, грамматика, развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях);
  • социокультурная компетенция (знание социокультурной специфики англоязычных стран, формирование умений различать общее и специфическое в культуре родной страны и страны изучаемого языка);
  • компенсаторная компетенция (умение выходить из ситуации в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче иноязычной информации);
  • учебно-познавательная компетенция (развитие общих и специальных учебных навыков, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению языком, удовлетворять с ее помощью познавательные интересы в других областях знаний). 

В век интернета невозможно преподавать английский язык, используя только классно-урочную систему и учебные материалы на печатной основе. Иначе мы отстанем от темпов развития современного общества и не сможем идти в ногу со временем. Интернет дает нам и нашим ученикам большие возможности для самосовершенствования. Целью преподавателя становится научить учеников ориентироваться в этом безграничном информационном пространстве. Направления использования ИКТ для формирования коммуникативной компетенции:

  • Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках иностранного языка раскрывает большой потенциал компьютера как эффективного средства обучения. Компьютерные обучающие программы позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и комбинировать их в разных сочетаниях, понимать языковые явления, способствуют формированию языковых способностей, создавать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия, а также обеспечивают реализацию индивидуального подхода и активизацию самостоятельной работы учащихся.
  • Использовать программу Power Point для создания презентаций для введения лексического, грамматического, страноведческого материала, что делает процесс обучения привлекательным и понятным. Также обучающиеся могут создавать компьютерные презентации для представления результатов проектной деятельности. При организации этой деятельности преследуется практическая цель – научить учеников использовать знания и умения, полученные на уроках английского языка. 
  • Широкое использование интернет-ресурсов для развития коммуникативной компетенции, которые позволяют получить доступ к богатейшим источникам англоязычной информации. Данный ресурс используется для погружения обучающихся в англоязычную среду во внеурочной деятельности при самостоятельной работе. На уроках используются следующие ресурсы: · онлайн-версии иностранных газет. Чтение и обсуждение последних мировых новостей интереснее и полезнее, чем работа со старыми печатными изданиями. Можно послушать и концерт интересующего учащихся артиста, и интервью с известным человеком, и трансляцию популярного радиоканала и даже посмотреть новые фильмы. Онлайн-версии произведений известных английских и американских писателей также можно найти для прочтения на просторах Интернета. 
  • На каждом занятии можно организовать информационную пятиминутку «Горячие новости», где учащиеся представляют информацию об актуальных событиях в мире, предварительно познакомив учащихся с новой лексикой.  
  • Электронные платформы и приложения для изучения языка обеспечивают доступ к разнообразным ресурсам и материалам, что позволяет учащимся самостоятельно выбирать темп и стиль обучения.
  • Онлайн-курсы и вебинары предоставляют уникальную возможность общения с носителями языка и практики в реальных условиях.
  • Внедрение социальных сетей и форумов в учебный процесс способствует формированию сообщества учащихся, где они смогут обмениваться опытом и находить поддержку.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что внедрение информационных технологий в учебный процесс не исключает традиционных методов обучения, а гармонично сочетается с ними на всех этапах обучения. Причем использование информационных технологий позволяет не только значительно повысить эффективность обучения, но и стимулировать студентов к дальнейшему самостоятельному изучению английского языка. Можно с уверенностью сказать, что правильное использование ИКТ в обучении способствует качественному становлению межкультурной коммуникативной компетенции у учащихся [3].

 

Список литературы 

  1. Хонимкулова М.Х.К., Ибраимов Х.И. Необходимость изучения иностранных языков: теория и практика // Вопросы науки и образования, 2018. № 27 (39).
  2. Словарь педагогического обихода / под ред. Л. М. Лузиной. Псков, 2003.
  3. Бозоров А.А. Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках английского языка. Ташкент, 2019
Использование ИКТ на уроках английского языка.