автор: Токарева Инна Валерьевна
учитель информатики МАОУ СОШ №40 г.Тюмень
Методическая разработка педагога «Формирование универсальных учебных действий на уроках информатики»
Формирование универсальных учебных действий на уроках информатики
Особенность информатики заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ) имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении. С введением ФГОС все учителя стараются использовать в своей практике деятельностные технологии, в том числе и информационно-коммуникационные, для формирования и развития универсальных учебных действий. Особое значение имеют метапредметные универсальные учебные действия, которые вооружают учащихся обобщенными способами учебной деятельности, что обеспечивает успешный процесс обучения по всем предметам.
Один из методов, способствующих формированию таких метапредметных универсальных действий, – использование специальных учебных заданий предлагаемых как в различных УМК, так и разработанных учителем самостоятельно. Эти учебные задания можно разделить на два типа: традиционные и нетрадиционные.
Я хочу подробно рассмотреть нетрадиционные виды учебных заданий.
Ментальные карты (MindMaps, карты знаний, диаграммы связей) – диаграммы, схемы, в наглядном виде представляющие различные идеи, задачи, тезисы, связанные друг с другом и объединенные какой-то общей идеей. Карта знаний реализуется в виде древовидной схемы, на которой изображены слова, идеи, задачи или другие понятия, связанные ветвями, отходящими от центрального понятия или идеи. Основные преимущества: ее использование способствует повышению понимания, запоминания, развитию творчества, мышления.
Использование ментальных карт на уроках проходит в различных формах: применение готовых карт ума, изображенных в учебниках или на плакатах; приготовление к уроку собственных ментальных карт в виде презентаций или опорных конспектов; по ходу изложения материала построение ментальных карт на уроке; организация различных видов индивидуальной и групповой деятельности учащихся по использованию готовых ментальных карт.
Схемы «Фишбоун» были придуманы профессором Кауро Ишикава, поэтому часто называются диаграммами Ишикава.
Графическая техника помогает структурировать процесс, идентифицировать возможные причины проблемы (отсюда еще одно название – причинные (причинно-следственные) диаграммы (причинные карты)). Такой вид диаграмм позволяет проанализировать причины событий более глубоко, поставить цели, показать внутренние связи между разными частями проблемы.
Этот вид схем позволяет эффективно находить решения сложных задач, вырабатывать новые идеи. На такой схеме можно зафиксировать любое количество идей, ее часто используют на этапе проведения мозгового штурма.
Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть явления. Факт придает проблеме ясность и реальные очертания. Факты позволяют говорить не об абстрактном решении, а о конкретном механизме.
Таким образом, технология создания схем «Фишбоун» и ментальных карт получает распространение как на уроках информатики, так и на других школьных предметах, но традиционные учебные задания, направленные на формирование УУД остаются главенствующими в образовательном процессе.
Задания по информатике и ИКТ, которые я использую с помощью ментальных карт и схемы «Фишбоун».
Задание №1. С помощью технологии построения ментальной карты (карты памяти) сделайте конспект по темам (одну на выбор):
- внешние запоминающие устройства;
- периферийные устройства компьютера;
Считаю, что целесообразно использовать материал для домашнего выполнения на закрепление темы «Устройства персонального компьютера». У учащихся формируется умение классифицировать и систематизировать информацию, делать предварительный отбор источников информации для поиска информации (энциклопедии, справочники, СМИ, интернет-ресурсы и другие источники информации); составлять план действий по решению проблемы (задачи); осуществлять действия по реализации плана. Эти умения относятся к познавательным и регулятивным УУД.
Задание №2. Исследуйте проблему «Интернет – добро или зло»?. Ответ оформите с помощью технологии построения схемы «Фишбоун».
Это задание исследовательского характера, поэтому считаю, что его лучше выполнять самостоятельно в рамках мини-проекта по информатике. Задание способствует формированию умения анализировать и обобщать информацию; делать предварительный отбор источников информации для поиска информации, доносить свою позицию до других, владея приёмами речи; договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, данные умения относятся к познавательным и коммуникативным УУД.
Все разработанные мною задания имеют практическое применение на уроках информатики. Мои ученики на уроках информатики успешно учатся правильно искать, систематизировать, анализировать, обобщать, классифицировать информацию, представлять ее в наиболее наглядной форме и устанавливать причинно-следственные связи.