автор: Фролова Наталья Дмитриевна

Учитель-логопед МБДОУ “Детский сад N 98 “Загадка”, г. Норильск

Игровой тренинг «Здоровьесберегающие технологии в образовательном пространстве дошкольного учреждения»

Игровой тренинг «Здоровьесберегающие технологии в образовательном пространстве дошкольного учреждения»

 

Цель – Повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах использования здоровьесберегающих технологий, показать на практике использование различных методик оздоровления, которые можно использовать в семье.

Задачи:

  1. Дать представление родителям о здоровьесберегающих технологиях в музыкальной деятельности ДОУ.
  2. Познакомить родителей с технологиями: игровой массаж и самомассаж, пальчиковая гимнастика.
  3. Закрепить полученные знания в процессе тренинга (практического упражнения) по игровому массажу и пальчиковой гимнастике.

Материалы и оборудование:

Ход мероприятия:

  1. Вступительное слово:

Здравствуйте, уважаемые родители! Нам очень приятно, что вы нашли время и откликнулись на наше приглашение. Двери родительского клуба  вновь открылись для вас. Мы рады видеть вас! Мы – это специалисты детского сада (представление):

Усилия работников ДОУ сегодня, как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Ребенок должен обладать хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физиологически адаптирован. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие; формируются основные движения, осанка, а так же необходимые навыки и привычки; приобретаются базовые физические качества; вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной в работе и нашего дошкольного учреждения. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Здоровьесберегающая технология – это система мер, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Здоровьесберегающие технологии должны присутствовать во всех видах педагогической деятельности. Сегодня мы поговорим о здоровьесберегающих технологиях в педагогической деятельности ДОУ. При проведении занятий, развлечений, занятий по развитию индивидуальных способностей детей, применяются следующие здоровьесберегающие технологии:

  • Пальчиковые игры;
  • Речевые игры;
  • Логопедические песенки – распевки (распевки на отдельные гласные звуки, на слоги, на слова, сочетающие в себе глухие и звонкие звуки, твердые и мягкие);
  • Дыхательная гимнастика (В. Емельянова);
  • Артикуляционная гимнастика (включает в себя несложные статические и динамические упражнения для языка и губ);
  • Динамические паузы (рекомендуются при утомлении);
  • Оздоровительные фонопедические упражнения (упражнения для профилактики заболеваний горла и голосового аппарата);
  • Музыкотерапия;
  • Игровой массаж.

 

  1. Теоретическая часть.

 

Валеологические песенки – распевки.

С валеологических песенок-распевок, начинаются все музыкальные занятия. Валеология с латинского – здравствовать, быть здоровым.
Это наука о сохранении, укреплении и передачи здоровья следующим поколениям. Несложные добрые тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают к пению.

Необходимо, чтобы ребёнок с раннего детства  учился любить себя, любить окружающих его людей ,любить жизнь. Только человек, живущий в гармонии с собой и миром, будет действительно здоров. Использование приемов оздоровления  на каждом музыкальном занятии позволяет в непроизвольной форме, на высоком эмоциональном подъеме формировать у детей мотивацию здорового образа жизни. Когда мы встречаем друг-друга, то здороваемся , значит желаем здоровья!

Что такое, здравствуй?

Лучшее из слов!

Потому, что, здравствуй,

Значит –будь здоров!

                            Предлагаем вашему вниманию следующие распевки:

Валеологическая песенка-распевка с оздоровительным массажем

«Здравствуйте!»

 

1. Голова и плечи,-3 раза Кистями рук показываем голову, плечи.
Здрав-ствуй-те! Хлопки.
2. Плечи и животик, – 3 раза Кистями рук показываем плечи и животик.
Здрав-ствуй-те! Хлопки.
3. Животик и коленки, Кистями рук показываем животик и коленочки.
Здрав-ствуй-те! Хлопки.
4. Коленочки и ножки, Кистями рук показываем коленочки и ножки.
Здрав-ствуй-те! Хлопки.

 

Валеологическая песенка-распевка с оздоровительным массажем

«Доброе утро!» сл. и музыка Арсеневской.

 

1. Доброе утро! Разводят руки в стороны и слегка
Улыбнись скорее! Кланяются друг другу
И сегодня весь день «пружинка»
Будет веселее. Поднимают ручки вверх
Мы погладим лобик, выполняют движения по тексту
Носик и щечки.
Будем мы красивыми, наклоны головы к правому и левому
Как в саду цветочки! Плечу поочередно
2. Разотрем ладошки (движения по тексту)
Сильнее, сильнее!
А теперь похлопаем
Смелее, смелее!
Ушки мы теперь потрем
И здоровье сбережем.
Улыбнемся снова, будьте все здоровы! Разводят руки в стороны

 

ТАНЕЦ ДРУЖБЫ

 

Дети стоят парами, лицом друг к другу.
Делай ушками вот так кисти рук над головой
Делай лапками вот так согнутые руки перед собой
Делай хвостиком вот так двигаем попой вправо, лево
Делай носиком вот так. Носом вправо, лево
А теперь быстрее повернись поворот вокруг себя
Крепко, крепко, крепко обнимись обнимаемся
И сказав спасибо, разойдись, жмем партнеру руку и бежим в поисках новой пары
(игра повторяется несколько раз)

 

«Здравствуйте!»

 

Здравствуйте, ладошки! Вытягивают руки, поворачивают ладонями вверх-вниз
Хлоп-хлоп-хлоп! Три хлопка в ладоши
Здравствуйте, ножки! «Пружинка»
Топ-топ-топ! Топают ногами.
Здравствуйте, щёчки! Гладят ладонями щёчки
Плюх-плюх-плюх! 3 раза похлопывают по щекам.
Пухленькие щёчки! Круговые движения кулачками по щекам
Плюх-плюх-плюх! Трижды слегка ударяют по щекам.
Здравствуйте, губки! Качают головой вправо-влево.
Чмок-чмок-чмок! 3 раза чмокают губами.
Здравствуйте, зубки! Качают головой вправо-влево.
Щёлк-щёлк-щёлк! 3 раза щёлкает губами.
Здравствуйте, мой носик! Гладят нос ладонью.
Бип-бип-бип! 3 раза нажимают на нос.
Здравствуйте, гости! Протягивают вперёд руки ладошками вверх
Здравствуйте! Машут рукой.

 

3.«Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры»

 

Игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно – ассоциативное мышление на основе русского народного творчества. Кончики пальцев – есть второй головной мозг. В жизнедеятельности человека рука играет важную роль на протяжении всей его жизни. Работа пальцев рук бесконечно разнообразна и важна для каждого человека. Пальцами можно трогать, брать, поглаживать, зажимать … Невозможно перечислить все глаголы, описывающие все, что можно делать нашими руками. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

 

Таким образом, роль стимула развития центральной нервной системы, всех психических процессов, и в частности речи, играет формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук. Упражнения с дошкольниками необходимо начинать и выполнять сначала в медленном темпе от 3 до 5 раз сначала одной рукой, затем другой, а в завершение — двумя руками вместе. Указания ребенку должны быть спокойными, доброжелательными и четкими.

 

Практические упражнения для 1 команды:

 

Пальчиковая игра «Поросенок»

Громкий звук раздался утром рано:   Хлопки

Я в окошко выглянул спросонок:      Рисуют пальцами «окошко»

Розовый, веселый, аккуратный:      Гладят себя по голове

На машине ехал поросенок:     Прижимают пальцем кончик носа.

Поросенок был красив собою:

Был костюмчик в клеточку на нем:  «Рисуют» пальцами клеточки

Он вертел довольно головою:    Вертят головой

Вместе с головой вертел рулем:  «Крутят руль»

На копытцах – белые перчатки:  Гладят поочередно одну руку другой

И панама вышита цветами:   Делают руками бутон цветка

Ехал он на травке поваляться:   «Крутят руль»

Или же в деревню в гости к маме…

Ехал поросенок на рассвете      Поднимают руки вверх

Розовый, похожий на зарю…  Описывают руками дугу.

И, предупреждая всех на свете  Грозят пальцем

Нажимал на пятачок:   Прижимают пальцем кончик носа, говорят –

Хрю – хрю! «Хрю-хрю».

 

Практические упражнения для 2 команды:

 

Пальчиковая игра «Веселится детвора»

Тр-р-р- машины загудели,    «Заводят мотор» руками

Вж-ж-ж-колеса засвистели!  

Отойди в сторонку,

На площадке гонки!    Грозят пальцем

Обгоняет всех лисица     Пальчиком правой руки бегают» по левой руке.

На машинке голубой,

А за нею кукла мчится.  Пальчиками левой руки» бегают» по правой руке. Машет зрителям рукой.

Мишка в красном колпачке     Стучат кулачками по коленям

Едет на грузовичке.

Зайка тоже очень рад:  Пальчиками « бегают по телу вверх до шеи.

Дали зайке самокат.

Вот и финиш. Стоп.     Руки скрестили на груди, похлопали ладошками по            плечам.

Ура!       Руки вверх

Веселится детвора!     Хлопают в ладоши.

Далее с родителями был проведен общий комплекс игрового массажа «Дружок».

Комплекс игрового массажа «Дружок».

Дети стоят парами по всему залу.

У меня такие ручки!   Стоят спиной друг к другу,

По-смо-три!     гладят руки.

Звонко хлопают в ладоши.   Хлопают в ладоши

Раз, два, три!

Твои ручки тоже    Поворачиваются лицом друг к другу, гладят по ручкам друг друга

На мои похожи.

Хорошо с тобой, дружок,    Кружатся «лодочкой»

Покружись со мной разок.

У меня такие щечки!     Стоят спиной друг к другу,

По-смо-три!     Гладят свои щечки.

Я пощиплю их немножко.    Легко щиплют щечки

Раз, два, три!

Твои щечки тоже    Поворачиваются, растирают  

На мои похожи.     Щечки друг друга.

Хорошо с тобой, дружок,    Кружатся «лодочкой»

Покружись со мной разок.

У меня такие ушки!     Стоят спиной друг к другу,

По-смо-три!     Массируют мочки ушей.

Разотру их потихоньку.    Растирают уши с усилием

Раз, два, три!

Твои ушки тоже    Поворачиваются лицом друг к другу, теребят ушки друг друга

На мои похожи.

Хорошо с тобой, дружок,    Кружатся «лодочкой»

Покружись со мной разок.

У меня такая спинка!   Стоят спиной друг к другу,

По-смо-три!     гладят себя по спине.

Я похлопаю по спинке. 1,2,3    Шлепают ладошками по спине.

Твоя спинка тоже    Поворачиваются лицом друг к другу,

На мою похожа.   Шлепают по спине друг друга.

Хорошо с тобой, дружок,   Кружатся «лодочкой»

Покружись со мной разок.

 

  1. Су-ждок

Один из нетрадиционных методов, который эффективен, безопасен и универсален, успешно применяется в работе с детьми имеющими нарушения речи –    Су-Джок терапия. В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа.

Цель этого метода заключается в проведении массажа, который активизирует развитие речи ребенка. Формирование речевых областей коры головного мозга совершается под влиянием импульсов, идущих от пальцев рук.В логопедических занятиях мы применяем Су-Джок- массажеры в виде массажных шариков, в комплекте с массажными металлическими кольцами.

Приёмы Су – Джок терапии:

 

  • Массаж кистей рук специальным шариком.

 

Дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом:

Я мячом круги катаю,

Взад – вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

                       Массаж пальцев эластичным кольцом.

 

Пружинное кольцо надевается на пальчики ребенка и прокатывается по ним, массируя каждый палец до появлении ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день.

                                                      Игра «Мальчик-пальчик»

 

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.


– Мальчик – пальчик, где ты был? (надеваем кольцо Су-Джок на большой палец)

– С этим братцем в лес ходил,

(надеваем кольцо Су-Джок на указательный палец)

-С этим братцем щи варил, (надеваем кольцо Су-Джок на средний палец)

-С этим братцем кашу ел, (надеваем кольцо Су-Джок на безымянный палец)

-С этим братцем песни пел (надеваем кольцо Су-Джок на мизинец).
6. Физрук.

 

  1. Вступление о фольклоре и здоровье.

 

Сейчас своим опытом в сфере здоровьесберегающих технологии поделится руководитель фольклорного ансамбля « Забава» Полякова Н.Д.

 

  1. Итог.

После выполнения родителями практических упражнений в виде комплексов игрового массажа и пальчиковой гимнастики, им были предложены вопросы:

Вопросы к родителям: Какие вы приобрели новые знания и умения? Что оказалось полезным для вас? Кто из Вас может поделиться опытом использования здоровьесберегающих технологий дома со своими детьми?

 

Итог мероприятия: Очень надеюсь, что информация, которую вы получили, окажется для вас полезной и, что данные рекомендации будут использоваться дома. Любые формы работы с детьми в данном направлении, какие бы мы не применяли на практике это прекрасно, но личный пример родителей в любом деле важнее всего! Потому здоровые дети – это не только счастливые дети, но и, прежде всего, счастливые родители!

 

  1. Коммуникативный танец  «Весёлая песенка».

 

11.В заключение родителям были предложены буклеты по теме.

 

Игровой тренинг «Здоровьесберегающие технологии в образовательном пространстве дошкольного учреждения»