автор: Фролова Юлия Александровна
Учитель-дефектолог
ГБОУ «Специальная школа-интернат г. Ельца»

«Педагогические условия работы учителя-дефектолога с обучающимися тяжёлой и глубокой умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями), ТМНР».

               Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение 

                   «Специальная школа-интернат г. Ельца» Липецкой области

«Педагогические условия работы учителя-дефектолога с обучающимися тяжёлой и глубокой умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями), ТМНР».

                                                                                          Учитель-дефектолог:

                                                                                                      Фролова Ю.А.

                                 

2025 г.                                                       

В соответствии с международной классификацией (МКБ-10) умственная отсталость в зависимости от количественной оценки интеллекта (IQ) включает четыре степени его снижения: легкую, умеренную, тяжелую и глубокую.

Включение в образовательный процесс детей с тяжело, глубокой умственной отсталостью и тяжелыми множественными нарушениями развития вызывает необходимость четкого представления об уровне развития и потенциальных возможностях в обучении каждого из них. Одни дети способны только к совместным действиям, другие к осуществлению действий по подражанию, некоторым достаточно действий по образцу и лишь немногие поднимаются на уровень самостоятельных действий.

Следует обратить внимание и на характер самого контакта, который может быть разным: речевой, с использованием жестов, мимики, изобразительных средств.

Содержание деятельности учителя-дефектолога направлено на решение следующих задач:

  • Своевременное выявление неблагоприятных вариантов развития и определение  учебных трудностей ребенка.
  • Динамическое изучение уровня умственного развития ребенка и результатов коррекционного воздействия.
  • Отслеживание соответствия выбранной программы, форм, методов и приемов обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка.
  • Проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий.
  • Консультирование педагогов и родителей по проблемам развития, обучения и воспитания детей с интеллектуальными нарушениями в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.

Учителю-дефектологу необходимо провести углубленное дефектологическое обследование и изучение детей со сложными недостатками развития, уточнить характер и степень выраженности каждого из нарушений. Для этого в нашем учреждении учителем-дефектологом проводится первичная, промежуточная и итоговая диагностика обучающихся.

Первичная диагностика включает в себя:

–  выявление запаса знаний и представлений, сложившихся к данному периоду;
– сформированности компонентов языковой коммуникативной и регулирующей функций речи;
– уровня познавательной и эмоционально-личностных сфер;

– определение «зоны ближайшего развития».

– определение выработки адекватного состоянию ребёнка подхода со стороны взрослых.

– установка чётких целей коррекционно-развивающей работы и составление плана работы на первое полугодие.

Промежуточная диагностика необходима для того чтобы:

– Устанавливать четкие задачи коррекционной работы с учащимися;

-Выделить сильные стороны ребенка, на которые можно опереться в коррекционной работе;

-Отслеживать динамику развития ученика и результативность коррекционно-развивающей работы дефектолога;

-Своевременно фиксировать проблемы учащихся при усвоении коррекционно-развивающей программы и корректировать ее.

-Зрительно увидеть динамику развития, пусть и незначительную.

-Составление индивидуального плана работы с детьми с учётом динамики развития ребёнка на второе полугодие.

Итоговая диагностика:

– Выявить результативность проведенной коррекционно-развивающей работы.

Показателем уровня развития ребенка и условием успешности в обучении является характер деятельности его со взрослым.

Одной из важнейших характеристик деятельности ребенка является принятие и использование им помощи со стороны взрослого. Мера этой помощи может быть разной: организующей, разъясняющей и обучающей.

Организующая помощь свидетельствует о более высоких возможностях детей, когда бывает достаточно лишь мимического выражения на лице (неудовольствия, одобрения и др., жеста (указ пальцем, покачивание головой и т. д., интонации или речевого обращения типа «внимательнее»«думай» и т. д. Большинству детей с тяжелой, глубокой  умственной отсталостью и ТМНР  требуется разъясняющая и обучающая помощь.

Дети с тяжелой умственной отсталостью самостоятельно контакт не инициируют. Для них характерно пассивное подчинение, обнаруживаются трудности в понимании устного обращения, требуется наглядно-действенная инструкция с жестовым или мимическим уточнением. При выполнении заданий затруднено принятие помощи. Они не способны к переносу показанного способа действия на аналогичное задание. Основным способом усвоения нового являются совместные действия. Самостоятельные действия только на уровне отдельных операций. Отсутствует навык самоконтроля и, как правило, дети безучастны к порицанию.

Анализ результатов диагностики позволяет  сформировать подгруппы детей для проведения коррекционной работы, объединив детей по ведущему нарушению, а также разработать индивидуальные планы, учитывая индивидуальные психофизические особенности обучающихся.  Данные, полученные в результате комплексного изучения обучающихся, позволяют подобрать для каждого ученика эффективные методы и приемы педагогического воздействия и определить задачи и содержание коррекционно-развивающей работы.

Индивидуальная и подгрупповая работа с детьми предполагает обеспечение таких условий развития, которые позволяют в полной мере реализовать возможности каждого ребенка, привести в движение механизмы, лежащие в основе формирования центральных новообразований в психике обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Мною разработаны коррекционно-развивающие программы для детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости, составленные на основе СИПР.

           Содержание программ составлено с учетом рекомендаций ПМПК, результатов диагностического обследования познавательной деятельности обучающихся.

         Программы коррекционной работы  направлены на коррекцию и компенсацию дефектов развития детей с умственной отсталостью легкой, умеренной и тяжелой степени. Особое внимание уделяется развитию и коррекции психических функций: ощущений, восприятий, представлений, памяти, речи, мышления, а также на развитие произвольного внимания, эмоциональной сферы и регуляции социального поведения. Педагоги, учитель-логопед, дефектолог, психологи работают в команде и должны владеть необходимыми знаниями и пониманием того, что можно ожидать от работы с ребёнком, чтобы строить дальнейшую работу с ребенком максимально, учитывая и развивая его потенциальные психофизические возможности.

В процессе коррекционной работы учитель-дефектолог решает следующие задачи:

Не менее важным педагогическим условием педагогической работы учителя-дефектолога с обучающимися, имеющими интеллектуальные нарушения является организация рабочего пространства. Как должно быть организовано место для проведения занятий с ребёнком ? Это, конечно, должна быть допустимая площадь комнаты. Это должен быть столик и 2 стульчика, если ребёнок может сидеть. Обязательно должна быть подставка на столе, чтобы ребёнок видел информацию под углом. Раздаточный и дидактический материал.

Методы и приёмы коррекционно-развивающей работы

( из опыта моей работы)

Практические методы и приёмы обучения определённым действиям, коррекция и развитие коммуникативных способностей с учётом возможностей ребёнка :

– целенаправленные действия с дидактическими игрушками;

– многократное повторение практических действий;

-наглядно-действенный показ способа действий;

– подражательные упражнения;

-дидактические игры.

Наглядные методы:

 обследование предметов (зрительное, тактильно-кинетическое, слуховое, комбинированное);

– наблюдение за предметами и явлениями природы;

– рассматривание предметных и сюжетных картин, фотографий.

Словесные методы:

– речевая инструкция ребёнку;

– описание предмета учителем;

– указания и пояснения как пояснение способов выполнения задания.

– последовательные действия;

– похвала, подбадривание как повышение интереса к выполняемым действиям.

Наблюдение:

– на каком этапе сделал попытку делать самостоятельно;

– если не может самостоятельно, то помогать; -возможен вариант , что не включается в общение или не выполняет задание.

О дидактическом материале. Различные картинки скачиваю в интернете и беру из специальных методических пособиях. Описание работы в специальной литературе.

Рисование сенсорными красками, гуашью, карандашами. Пальчиковые краски удобны, так как снимают мышечное напряжение, успокаивают, помогают развить мелкую моторику, узнать цветовую гамму. Во время занятия дети очень довольны. Через несколько занятий приступить к к усвоению держания кисточки. И лишь потом предложить порисовать красками. Усвоение идёт постепенно и требуется многократное повторении. Темп усвоения очень индивидуален. Развивать навыки удержания предметов обихода ( необходимых в жизни): как держать кружку, ложку и тд.) Учитывать возможности и ранние навыки ребёнка.

Занятия с использованием кинетического песка, маленьких фигурок.

Игры , используемые в коррекционном курсе «Психомоторика и сенсорное развитие»

СУХОЙ БАССЕЙН

Чтение сказок. Очень нравится детям. Развивается внимание, слух. Улавливают интонации. Игрушки-стресс полезны для сенсорного разития.

Методическое обеспечение.

  • Фигурки
  • Имаготерапия
  • Песочная терапия
  • Куклотерапия

Развитие тактильных ощущений

Тактильные мячики:

поролон, пластмасса, резина и из

фольги.                               

Колючие мячики

Курс «Двигательное развитие» Действие «Захват предмета», «Нанизывание бусинок» ( помощь обязательно)

Учимся брать эти предметы с плоской поверхности. Надо их прощупывать, покатать бусинки, палочкой подтолкнуть бусинку нанизать на палочку , потом показать как на нитку…( вход пошли старые бусы)

Во время занятий всегда надо прихваливать ребёнка словом, взлядом, улыбкой, погладить! Помогать, делать вместе. Так он учится альтернативной коммуникации.

Для развития сенсорики используются карточки

Крупы, наклеенные на картон: горох, пшеница, рис, гречка, два вида вермишели.

Наглядный материал для курса «Предметно- практическая деятельность»

  • Ребёнок очень хорошо воспринимает информацию, когда её одновременно показывать картинку и сам предмет, показать, поддержать действием.

Тема «Дары осени» (развитие общей осведомлённости)

Картинки по кусу «Предметно-практические действия ». Ознакомление с различными действиями людей. Метод работы- использование картинок.

Критерии оценки

  • Итоговые достижения обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР отличаются от итоговых достижений детей с легкой умственной отсталостью. Они определяются индивидуальными возможностями ребенка и тем, что его образование нацелено на максимальное развитие жизненной компетенции. Овладение знаниями, умениями и навыками в различных образовательных областях («академический» компонент) регламентируется рамками полезных и необходимых инструментов для решения задач повседневной жизни. Накопление доступных навыков коммуникации, самообслуживания, бытовой и доступной деятельности, а также перенос сформированных представлений и умений в собственную деятельность (компонент «жизненной компетенции»), готовит обучающегося к использованию приобретенных в процессе образования умений для активной жизни в семье и обществе.

В качестве критериев оценки самостоятельности при выполнении действий выступают следующие:

  • «выполняет действие самостоятельно»;
  • «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной);
  • «выполняет действие по образцу»;
  • «выполняет действие с частичной физической помощью»;
  • «выполняет действие со значительной физической помощью»;
  • «действие не выполняет»;

Основным критерием сформированности представления являются : «узнает объект».

Форм и приёмов для коррекционной работы на самом деле очень много. Если ребёнок не может высказаться, если ему трудно двигаться, если он не всё понимает, но он все чувствует. Помогите ему овладеть альтернативным языком коммуникации, покажите ему красоту мира и дайте радость общения.

Для проведения занятий очень важна атмосфера в доме, отношение членов семьи к ребенку. И ваш спокойный настрой. Важно состояние здоровья самих родителей, экономический статус. Родителям требуется психолого-педагогическая консультация и постоянная поддержка.

Экспресс- расслабление после занятия.

Приходите с улыбкой и уходите с улыбкой! Глубоко вдохните и выдохните , посмотрите на небо и попрощайтесь с работой на сегодня.

Дома вас ждут самые родные и близкие, которые вас любят и ценят.

«Педагогические условия работы учителя-дефектолога с обучающимися тяжёлой и глубокой умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями), ТМНР».