автор: Халимова Гузель Мирзамухаметовна
Библиотекарь ГБОУ «Нижнетабынская школа-интернат для детей с ОВЗ» Муслюмовского муниципального района
«Методическая разработка библиотекаря»
Библиотечный урок в 1 классе.
Тема: Знакомство с библиотекой.
Цели: Дать учащимся первых классов базовые понятия по основам библиотечно-библиографической грамотности «библиотека», «книжный фонд», «читальный зал», «абонемент»;
Формировать и закреплять первичные навыки самообслуживания в условиях школьной библиотеки.
Задача: Вызвать у школьников интерес к книге, научить их ориентироваться в библиотечном пространстве, обучить правилам пользования библиотекой.
Содержание темы: Экскурсия по библиотеке, правила пользования библиотекой, знакомство с фондом, тематическими полками, книжными выставками, просмотр имеющихся в библиотеке периодических изданий для начальной школы.
Форма проведения: Рассказ о библиотеке, беседа о книгах, просмотр красочных изданий книг и журналов, игра «Узнай любимых героев», викторина для закрепления услышанного на уроке.
Оборудование: выставка детских книг
Ход урока
— Здравствуйте, ребята! Сегодня вы гости нашей школьной библиотеки, в гостях у своих друзей. Друзья – это книги.
Б: Ребята, о чем же нам рассказывает книга? (Ответы детей)
Книги дарят людям огромный мир, заманчивый, интересный. Книга удивляет читателей разными жанрами. Сказки, рассказы, повести, былины, стихи, пословицы, поговорки. Бережно хранят книги мудрость народную. С книгой поведешься – ума наберешься.
Книга твой друг – без неё как без рук.
Без книги как без солнца, и днём темны оконца.
Б: Скажите ребята, а где хранятся книги? (Ответы детей)
Б: У каждого человека есть дома любимые книги, которые аккуратно стоят на книжных полках. Но представьте себе, что книг скопилось очень много. И дома они уже не помещаются.
Где же тогда нам хранить книги? (ответы детей)
Б: Оказывается, живут наши верные друзья — книги в специальном доме, который называется – библиотека.
Я хочу вам рассказать сказку!
«В некотором царстве, в некотором государстве жили-были книги. Но не было у них дома. Представляете, как им жилось? Солнце обжигало их листы, дожди мочили их переплёты, ветер развевал страницы по всему свету. И вот однажды собрались все книги на центральной поляне знаний. И сказала тогда самая умная книга –энциклопедия: «Книжный народ! До каких пор нам ещё странствовать? Мы теряем своих лучших товарищей! Давайте построим свой кирпичный дом, соберём в нём все книги. Назовём его – библиотека». Почему именно так? А вот почему. «Библио» – означает книга, а «тека» – хранение.
А теперь ребята, отгадайте загадку.
Снаружи смотришь —
Дом, как дом,
Но нет жильцов обычных в нём.
В нём книги интересные
Стоят рядами тесными.
На длинных полках
Вдоль стены
Вместились сказки старины,
И Черномор,
И царь Гвидон,
И добрый дед Мазай…
Как называют этот дом?
Попробуй угадай!
(Библиотека.)
Правильно-библиотека!
Видите, как много у нас книг? Но книги в библиотеке не только хранят, но и выдают читать на дом. В нашей библиотеке имеется абонемент и читальный зал. Что такое абонемент? (ответы детей)
Место, где выдают книги на дом. Каждому из вас я заведу читательский формуляр (показать), в который будут записываться те книги, которые вы выберете для домашнего чтения (показать стеллажи с книгами).
А вот эти книги и журналы читаются здесь. Здесь можно работать с книгой, выбрать нужный материал – это читальный зал.
«В читальном зале тишина
Нам особенно нужна.
Уходите разговоры,-
В вестибюли, в коридоры!
Не мешайте нам читать –
Фантазировать, мечтать.
В тишине библиотечной
Каждый слышит голоса,
Речи птичьи, человечьи,
В каждой книге – чудеса!
И, конечно, тишина
Здесь особенно нужна».
В библиотеке все книги хранятся на специальных стеллажах. Это такие большие книжные полки. На полках книги расположены либо по алфавиту, либо по фамилии поэтов и писаталей. Есть и полка для сказок.
Ребята вы любите сказки? (да-да). Тогда м ы сейчас проверим, как вы знаете сказки? Я вам буду читать о чём сказка, а вы, ребята, должны угадать, что это за сказка.
Игра «Сказочная деревня».
- «Жили-были на свете три поросёнка. Три брата. Все одинаковые, кругленькие, розовые, с одинаковыми веселыми хвостиками. Наступила осень, и пришлось поросятам подумать о жилье. Лишь один из братьев оказался рассудительным, благоразумным и благородным».
(«Три поросёнка»)
- «У бабки и дедки была курица, но не простая. Она несла золотые яйца».
(«Курочка Ряба»)
- «Был у одного хозяина осёл, и много лет таскал он без устали мешки на мельницу, но к старости стал слаб и к работе непригоден. Б: Ребята подумайте и скажите, как называется профессия людей, которые работают в библиотеке? (ответы детей)
Б: Профессия человека, который работает в библиотеке и помогает детям найти интересную книгу называется – библиотекарь.
Как Вы думаете, что нельзя делать в библиотеке? (Ответы детей)
Б: НЕЛЬЗЯ громко разговаривать, бегать, кричать и играть;
НЕЛЬЗЯ рвать, бросать и пачкать книги;
НЕЛЬЗЯ рисовать и писать в книгах;
НЕЛЬЗЯ загибать и мять страницы книг;
НЕЛЬЗЯ вырывать листы;
НЕЛЬЗЯ вырезать картинки из книг.
Б: Ребята, все всё правильно поняли? А я вот как раз вам одну интересную игру придумала.
Конкурс «Адрес книги».
На полках прикреплены рисунки предметов из разных сказок. Детям предлагается расставить книги на эти полки, т. е. найти нужный адрес книги.
- «Принцесса на горошине» – горох.
- «Винни – Пух и все-все-все» – бочонок меда.
- «Золушка» – хрустальная туфелька.
- «Кот в сапогах» – сапог.
- «Малыш и Карлсон» – банка с вареньем.
- «Колобок» – колобок.
Молодцы, ребята, и с этим заданием справились!
Ну вот наше знакомство подошло к концу, но мы с вами не прощаемся, а просто говорим до свидание! До новых встреч! Всех я вас жду в библиотеке, где каждый из вас может выбрать самую интересную книжку для себя!
