автор: Хлуднева Ольга Викторовна
Преподаватель музыкально-теоретических предметов Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Царскосельская гимназия искусств имени Анны Андреевны Ахматовой (детская школа искусств)»

«И зазвучит великий Глинка…» – оригинальный сценарий концертной программы, посвященной 220-летию со дня рождения М.И.Глинки.

Санкт-Петербургское государственное бюджетное

учреждение дополнительного образования

«Царскосельская гимназия искусств имени Анны Андреевны Ахматовой

(детская школа искусств)»

«И зазвучит великий Глинка..»
посвященный 220-летию со дня рождения М.И.Глинки

оригинальный сценарий

Дата проведения:

6 декабря 2024

Место проведения:

органный зал СПбГБУДО «ЦГИ им. А.А. Ахматовой (ДШИ)»

Составитель:

Хлуднева Ольга Викторовна,

преподаватель музыкально-теоретических предметов

ЦГИ им. А.А. Ахматовой

2024 г.

«И зазвучит великий Глинка..»
посвященный 220-летию со дня рождения М.И.Глинки

6 декабря 2024, органный зал

  1. «Патриотическая песня»

Славься, славься, родина — Россия!
Сквозь века и грозы ты прошла,
И сияет солнце над тобою,
И судьба твоя светла.

Над старинным московским Кремлём
Вьётся знамя с двуглавым орлом,
И звучат священные слова,
Славься, Русь — Отчизна моя!

В Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге хранится редкое нотное издание. Его обложка украшена изображением пальмовых ветвей, перевитых красной лентой. Название сочинения: «Гимн. Господь, твори добро народу». Автор этого гимна Михаил Иванович Глинка, чей юбилей 220 лет празднует в этом году весь музыкальный мир!

М.И. Глинка – автор многих известных произведений: опер «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила», «Камаринской» симфонии и «Вальс-фантазии», многочисленных романсов, вариаций, элегий, ноктюрнов, полек, вальсов…

Концерт открывает юный участник, который исполнит самое короткое произведение фортепианной классики, пьесу эту знают с детства. Стопроцентный хит!

2.«Полька ре минор»

М.И. Глинка родился в селе Новоспасском Смоленской губернии. Первые годы жизни провел в имении отца, капитана в отставке, среди деревенской природы. Здесь он узнал и полюбил народную песню, заслушивался ею.

В праздничные дни к Глинкам приезжали родственники. Звучал крепостной оркестр. Приезжали множество музыкантов. И днем, и вечером, во время обеда и прогулок на лодках по Десне-реке, за ужином и на танцах звучала разнообразная музыка.

Особенно нравились будущему композитору знакомые народные мелодии. Однажды вечером, находясь в детской, он услышал необычайно нежную мелодию.. Она его заворожила. Он лег спать, вокруг стало тихо, а музыка все еще звучала в нем. Утром на уроке рисования был рассеян. Учитель поинтересовался, что его так отвлекает? «Музыка, – ответил Глинка. И добавил: что ж делать? Музыка – душа моя»..

В 1817 году родители привозят Михаила в Санкт-Петербург и помещают в Благородный пансион при Главном педагогическом институте.

Учился в пансионе Михаил хорошо, но самые очевидные способности демонстрировал как музыкант-исполнитель. С ним занимались лучшие педагоги, обучая игре на фортепиано.

Окончив пансион, Глинка стал титулярным советником, чиновником 5-го класса. Но в родном имении проводил занятия с крепостными оркестрантами. Пьесы и вариации М.И. Глинка сочинял сам.

Его часто приглашали в салоны, где он пользовался успехом как интересный собеседник, а главное — как виртуозный музыкант. Он охотно играл и аккомпанировал. 

Аристократический быт эпохи М.И. Глинки был насыщен музыкой, и фортепиано являлось неотъемлемой его частью. Михаил Иванович Глинка владел этим инструментом превосходно. Неудивительно, что Глинка создавал произведения для инструмента, столь близкого ему. Многие из них «выросли» из музыкального быта эпохи – вальсы, мазурки, польки для фортепиано.

3.Вальс Ми бемоль мажор

4.Котильон

  1. «Первоначальная полька»

Около 4-х лет М.И. Глинка путешествовал по Италии, брал уроки композиции, посещал оперу и концертные залы, сочинял сам. Яркие краски Италии, изумительные песенные и танцевальные мелодии нашли свое воплощение в фортепианных сочинениях.

6.Тарантелла

7.Баркарола

Одним из пианистов, оказавших влияние на композитора, был Джон Фильд, у которого Глинка взял несколько уроков. В историю музыки Фильд вошёл как создатель романтического жанра ноктюрна – и Глинка тоже создавал пьесы для фортепиано в этом жанре. Наиболее известен ноктюрн «Разлука». Его характеризуют как «самый настоящий «русский романс без слов».

8.«Разлука» (Ноктюрн)

9.«Чувство»

27 ноября 1842 состоялась премьера второй оперы Глинки «Руслан и Людмила», первой русской сказочно-эпической оперы. Опера проникнута народной героикой, величием, патриотизмом.

10.Хор дев из оперы «Руслан и Людмила»

Главной героиней знаменитой поэмы “Руслан и Людмила” А. С. Пушкина является Людмила — княжна, младшая дочь великого князя Владимира, царствующего в Киеве.

Княжна Людмила является невестой храброго князя Руслана. Возраст Людмилы – 17 лет. Она красивая, прекрасная девушка, у нее приятный голос. Людмила – милая, чувствительная, скромная, хотя и немного ветренная девушка. Сразу после свадьбы с Русланом Людмилу похищает злодей Черномор. Во дворце Черномора девушка купается в роскоши, но богатства злодея не подкупают ее. Людмила тоскует по Руслану, а также по отцу и братьям. В конце концов, Руслан спасает Людмилу из дворца Черномора и пробуждает ее от колдовского сна.

11.Каватина Людмилы из оперы «Руслан и Людмила»

12.«Кавалерийская рысь»

Вернувшись в Россию из путешествия по странам Европы, М.И. Глинка продумал тему Ивана Сусанина и принялся писать оперу. Она была принята к постановке в Санкт-Петербургском Большом Императорском театре.

13.Вальс из оперы «Иван Сусанин»
14.Полонез из оперы «Иван Сусанин»

Вскоре, после постановки «Ивана Сусанина» Глинка был назначен капельмейстером Придворной певческой капеллы Санкт-Петербурга, которой он руководил в течение двух лет.

Вообще же, Глинка детям писал, и именно польку: «Детская полька» написана для его маленькой племянницы Ольги, выздоравливающей после болезни. Пьеса написана в форме рондо со вступлением и кодой. Некоторые фразы звучат как “убаюкивание” или “уговаривание”. Важным моментом исполнения “Детской польки” М.И. Глинки является умение передать характер каждой темы и смену настроений, происходящую подобно смене картинок в калейдоскопе. И мы слышим, как юный пианист увлечен этой музыкой.

 15.«Детская полька»

В конце 1830-х годов Глинка служил капельмейстером Придворной певческой капеллы и работал в школе при ней, обучая будущих певчих. В своих «Записках» он вспоминал: «В 1838 году, на масляной неделе, по недоразумению поссорился я с Гедеоновым и прекратил уроки в Школе. Тогда же для милой ученицы моей написал романс „Сомнение“ для контральто, арфы и скрипки; слова Н. Кукольника. Упоминаемая ученица — К. И. Колковская — обладала прекрасным контральто. Позднее Глинка переработал романс для голоса и фортепиано.

  1. Романс „Сомнение“

Романс М. И. Глинки на стихотворение Е. А. Баратынского, написанный около 1825 года является вторым известным романсом композитора. В тот период Глинка жил в Петербурге и находился в самом начале творческого пути. Он много занимался скрипкой, фортепиано и пением; музицировал в светских салонах.

17.Романс «Не искушай меня без нужды», сл. Е.А. Баратынского

Столь же интересную страницу фортепианного наследия М.И. Глинки представляют его фуги. В этой области творчества композитор совмещает классические формы с русскими мелодическими чертами и народно-песенными принципами, и одно органично сочетается с другим, не вступая в противоречие.

Фуга — полифоническая музыкальная форма, включающая последовательное повторение одной музыкальной темы несколькими голосами. Термин «фуга» означает  «бег». Название объясняется тем, что голоса с их проведениями одной и той же темы как бы бегут друг за другом, преследуют друг друга.

18.Трехголосная фуга ми бемоль мажор

Подобно многим отечественным композиторам рубежа XVIII-XIX вв., М.И. Глинка работал в жанре вариаций. Используемые им темы разнообразны – мелодии Вольфганга Амадея Моцарта, Луиджи Керубини, Винченцо Беллини, 

19.Глинка-Балакирев «Жаворонок»

20.Вариации на тему Моцарта

В вариациях на тему романса Александра Алябьева «Соловей Глинки состоят из пяти или шести вариаций, отличаются лаконичностью и стройностью. В процессе развития тема раскрываться во всей глубине, переосмысливаться. Драматичность стихотворения Дельвига раскрывается в большей степени, чем сам романс.

21.Вариации на тему романса А.Алябьева «Соловей»

М.И. Глинка стал родоначальником и русской певческой вокальной школы. Он был непревзойденным исполнителем своих романсов. Голос Глинки был тенор, не особенно высокий, но звучный и необыкновенно гибкий для страстного драматического выражения. К камерно – вокальной лирике Глинка обращался на протяжении всей творческой жизни. Всего им создано около 70–ти песен и романсов.

В апреле 1830 года Глинка отправился в Италию. Он много общался с итальянскими певцами, принимал участие в любительских концертах, изучал методику преподавания вокального искусства и сам овладевал техникой вокального исполнительства. Главным творческим итогом пребывания композитора в Италии стали романсы,  том числе «Венецианская ночь».

22.Романс «Венецианская ночь», сл. И. Козлова

 «Марш Черномора» — самый знаменитый эпизод оперы «Руслан и Людмила», некоторые из номеров которой мы сегодня с вами слушали. Марш представляет собой инструментальную характеристику карлика Черномора, лишённого вокальной партии. В 1843 году в Петербурге побывал знаменитый пианист и композитор Ференц  Лист, который и  создал фортепианную транскрипцию марша Черномора, благодаря чему этот номер стал известен в Европе и обрёл популярность.

Представьте, сейчас в переложении для фортепиано в 8 рук прозвучит целый состав оркестра: 2 флейты, 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фаготаконтрафагот, 4 валторны, 2 трубы, 3 тромбонаколокольчикиструнные; духовой оркестр.

Марш звучит грозно, помпезно — и вместе с тем угловато, гротескно. Звучание колокольчиков — рисует картины волшебного царства. Маршу свойственно смешение страшного и смешного, зловещего и комического.

23.М. Глинка Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила», переложение К.Чернова для двух фортепиано в 8 рук, редакция А.Руббаха

На сцене фортепианный дуэт.

24.Экспромт в форме галопа 

Автор музыки: Михаил Глинка, текст: Василий Жуковский

Славься, славься, ты Русь моя,
Славься, ты Русская наша Земля.
Да будет во веки веков сильна
Любимая наша Родная страна.

 25.«Славься» из оперы «Иван Сусанин» для двух фортепиано в 4 руки

Великий русский композитор Глинка,

Чьё имя с гордостью внимает слух!

Его «Камаринская» – русская картинка,

А в операх – великий русский дух!

В его романсах – звуки русских песен,

Душевная протяжность и тоска…

Мне Глинка очень, очень интересен,

В нём связь с народом крепнет на века!

Мы очень надеемся, что наш сегодняшний концерт позволил вам ощутить величие композитора, понять его огромный вклад в развитие русской культуры – а значит, и в наше с вами!

Спасибо за внимание!

«И зазвучит великий Глинка…» – оригинальный сценарий концертной программы, посвященной 220-летию со дня рождения М.И.Глинки.