автор: Хлуднева Ольга Викторовна
Преподаватель музыкально-теоретических предметов Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Царскосельская гимназия искусств имени Анны Андреевны Ахматовой (детская школа искусств)»
«И зазвучит великий Глинка…» – оригинальный сценарий концертной программы, посвященной 220-летию со дня рождения М.И.Глинки.
Санкт-Петербургское государственное бюджетное
учреждение дополнительного образования
«Царскосельская гимназия искусств имени Анны Андреевны Ахматовой
(детская школа искусств)»
«И зазвучит великий Глинка..»
посвященный 220-летию со дня рождения М.И.Глинки
оригинальный сценарий
Дата проведения:
6 декабря 2024
Место проведения:
органный зал СПбГБУДО «ЦГИ им. А.А. Ахматовой (ДШИ)»
Составитель:
Хлуднева Ольга Викторовна,
преподаватель музыкально-теоретических предметов
ЦГИ им. А.А. Ахматовой
2024 г.
«И зазвучит великий Глинка..»
посвященный 220-летию со дня рождения М.И.Глинки
6 декабря 2024, органный зал
- «Патриотическая песня»
Славься, славься, родина — Россия!
Сквозь века и грозы ты прошла,
И сияет солнце над тобою,
И судьба твоя светла.
Над старинным московским Кремлём
Вьётся знамя с двуглавым орлом,
И звучат священные слова,
Славься, Русь — Отчизна моя!
В Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге хранится редкое нотное издание. Его обложка украшена изображением пальмовых ветвей, перевитых красной лентой. Название сочинения: «Гимн. Господь, твори добро народу». Автор этого гимна Михаил Иванович Глинка, чей юбилей 220 лет празднует в этом году весь музыкальный мир!
М.И. Глинка – автор многих известных произведений: опер «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила», «Камаринской» симфонии и «Вальс-фантазии», многочисленных романсов, вариаций, элегий, ноктюрнов, полек, вальсов…
Концерт открывает юный участник, который исполнит самое короткое произведение фортепианной классики, пьесу эту знают с детства. Стопроцентный хит!
2.«Полька ре минор»
М.И. Глинка родился в селе Новоспасском Смоленской губернии. Первые годы жизни провел в имении отца, капитана в отставке, среди деревенской природы. Здесь он узнал и полюбил народную песню, заслушивался ею.
В праздничные дни к Глинкам приезжали родственники. Звучал крепостной оркестр. Приезжали множество музыкантов. И днем, и вечером, во время обеда и прогулок на лодках по Десне-реке, за ужином и на танцах звучала разнообразная музыка.
Особенно нравились будущему композитору знакомые народные мелодии. Однажды вечером, находясь в детской, он услышал необычайно нежную мелодию.. Она его заворожила. Он лег спать, вокруг стало тихо, а музыка все еще звучала в нем. Утром на уроке рисования был рассеян. Учитель поинтересовался, что его так отвлекает? «Музыка, – ответил Глинка. И добавил: что ж делать? Музыка – душа моя»..
В 1817 году родители привозят Михаила в Санкт-Петербург и помещают в Благородный пансион при Главном педагогическом институте.
Учился в пансионе Михаил хорошо, но самые очевидные способности демонстрировал как музыкант-исполнитель. С ним занимались лучшие педагоги, обучая игре на фортепиано.
Окончив пансион, Глинка стал титулярным советником, чиновником 5-го класса. Но в родном имении проводил занятия с крепостными оркестрантами. Пьесы и вариации М.И. Глинка сочинял сам.
Его часто приглашали в салоны, где он пользовался успехом как интересный собеседник, а главное — как виртуозный музыкант. Он охотно играл и аккомпанировал.
Аристократический быт эпохи М.И. Глинки был насыщен музыкой, и фортепиано являлось неотъемлемой его частью. Михаил Иванович Глинка владел этим инструментом превосходно. Неудивительно, что Глинка создавал произведения для инструмента, столь близкого ему. Многие из них «выросли» из музыкального быта эпохи – вальсы, мазурки, польки для фортепиано.
3.Вальс Ми бемоль мажор
4.Котильон
- «Первоначальная полька»
Около 4-х лет М.И. Глинка путешествовал по Италии, брал уроки композиции, посещал оперу и концертные залы, сочинял сам. Яркие краски Италии, изумительные песенные и танцевальные мелодии нашли свое воплощение в фортепианных сочинениях.
6.Тарантелла
7.Баркарола
Одним из пианистов, оказавших влияние на композитора, был Джон Фильд, у которого Глинка взял несколько уроков. В историю музыки Фильд вошёл как создатель романтического жанра ноктюрна – и Глинка тоже создавал пьесы для фортепиано в этом жанре. Наиболее известен ноктюрн «Разлука». Его характеризуют как «самый настоящий «русский романс без слов».
8.«Разлука» (Ноктюрн)
9.«Чувство»
27 ноября 1842 состоялась премьера второй оперы Глинки «Руслан и Людмила», первой русской сказочно-эпической оперы. Опера проникнута народной героикой, величием, патриотизмом.
10.Хор дев из оперы «Руслан и Людмила»
Главной героиней знаменитой поэмы “Руслан и Людмила” А. С. Пушкина является Людмила — княжна, младшая дочь великого князя Владимира, царствующего в Киеве.
Княжна Людмила является невестой храброго князя Руслана. Возраст Людмилы – 17 лет. Она красивая, прекрасная девушка, у нее приятный голос. Людмила – милая, чувствительная, скромная, хотя и немного ветренная девушка. Сразу после свадьбы с Русланом Людмилу похищает злодей Черномор. Во дворце Черномора девушка купается в роскоши, но богатства злодея не подкупают ее. Людмила тоскует по Руслану, а также по отцу и братьям. В конце концов, Руслан спасает Людмилу из дворца Черномора и пробуждает ее от колдовского сна.
11.Каватина Людмилы из оперы «Руслан и Людмила»
12.«Кавалерийская рысь»
Вернувшись в Россию из путешествия по странам Европы, М.И. Глинка продумал тему Ивана Сусанина и принялся писать оперу. Она была принята к постановке в Санкт-Петербургском Большом Императорском театре.
13.Вальс из оперы «Иван Сусанин»
14.Полонез из оперы «Иван Сусанин»
Вскоре, после постановки «Ивана Сусанина» Глинка был назначен капельмейстером Придворной певческой капеллы Санкт-Петербурга, которой он руководил в течение двух лет.
Вообще же, Глинка детям писал, и именно польку: «Детская полька» написана для его маленькой племянницы Ольги, выздоравливающей после болезни. Пьеса написана в форме рондо со вступлением и кодой. Некоторые фразы звучат как “убаюкивание” или “уговаривание”. Важным моментом исполнения “Детской польки” М.И. Глинки является умение передать характер каждой темы и смену настроений, происходящую подобно смене картинок в калейдоскопе. И мы слышим, как юный пианист увлечен этой музыкой.
15.«Детская полька»
В конце 1830-х годов Глинка служил капельмейстером Придворной певческой капеллы и работал в школе при ней, обучая будущих певчих. В своих «Записках» он вспоминал: «В 1838 году, на масляной неделе, по недоразумению поссорился я с Гедеоновым и прекратил уроки в Школе. Тогда же для милой ученицы моей написал романс „Сомнение“ для контральто, арфы и скрипки; слова Н. Кукольника. Упоминаемая ученица — К. И. Колковская — обладала прекрасным контральто. Позднее Глинка переработал романс для голоса и фортепиано.
- Романс „Сомнение“
Романс М. И. Глинки на стихотворение Е. А. Баратынского, написанный около 1825 года является вторым известным романсом композитора. В тот период Глинка жил в Петербурге и находился в самом начале творческого пути. Он много занимался скрипкой, фортепиано и пением; музицировал в светских салонах.
17.Романс «Не искушай меня без нужды», сл. Е.А. Баратынского
Столь же интересную страницу фортепианного наследия М.И. Глинки представляют его фуги. В этой области творчества композитор совмещает классические формы с русскими мелодическими чертами и народно-песенными принципами, и одно органично сочетается с другим, не вступая в противоречие.
Фуга — полифоническая музыкальная форма, включающая последовательное повторение одной музыкальной темы несколькими голосами. Термин «фуга» означает «бег». Название объясняется тем, что голоса с их проведениями одной и той же темы как бы бегут друг за другом, преследуют друг друга.
18.Трехголосная фуга ми бемоль мажор
Подобно многим отечественным композиторам рубежа XVIII-XIX вв., М.И. Глинка работал в жанре вариаций. Используемые им темы разнообразны – мелодии Вольфганга Амадея Моцарта, Луиджи Керубини, Винченцо Беллини,
19.Глинка-Балакирев «Жаворонок»
20.Вариации на тему Моцарта
В вариациях на тему романса Александра Алябьева «Соловей Глинки состоят из пяти или шести вариаций, отличаются лаконичностью и стройностью. В процессе развития тема раскрываться во всей глубине, переосмысливаться. Драматичность стихотворения Дельвига раскрывается в большей степени, чем сам романс.
21.Вариации на тему романса А.Алябьева «Соловей»
М.И. Глинка стал родоначальником и русской певческой вокальной школы. Он был непревзойденным исполнителем своих романсов. Голос Глинки был тенор, не особенно высокий, но звучный и необыкновенно гибкий для страстного драматического выражения. К камерно – вокальной лирике Глинка обращался на протяжении всей творческой жизни. Всего им создано около 70–ти песен и романсов.
В апреле 1830 года Глинка отправился в Италию. Он много общался с итальянскими певцами, принимал участие в любительских концертах, изучал методику преподавания вокального искусства и сам овладевал техникой вокального исполнительства. Главным творческим итогом пребывания композитора в Италии стали романсы, том числе «Венецианская ночь».
22.Романс «Венецианская ночь», сл. И. Козлова
«Марш Черномора» — самый знаменитый эпизод оперы «Руслан и Людмила», некоторые из номеров которой мы сегодня с вами слушали. Марш представляет собой инструментальную характеристику карлика Черномора, лишённого вокальной партии. В 1843 году в Петербурге побывал знаменитый пианист и композитор Ференц Лист, который и создал фортепианную транскрипцию марша Черномора, благодаря чему этот номер стал известен в Европе и обрёл популярность.
Представьте, сейчас в переложении для фортепиано в 8 рук прозвучит целый состав оркестра: 2 флейты, 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, контрафагот, 4 валторны, 2 трубы, 3 тромбона, колокольчики, струнные; духовой оркестр.
Марш звучит грозно, помпезно — и вместе с тем угловато, гротескно. Звучание колокольчиков — рисует картины волшебного царства. Маршу свойственно смешение страшного и смешного, зловещего и комического.
23.М. Глинка Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила», переложение К.Чернова для двух фортепиано в 8 рук, редакция А.Руббаха
На сцене фортепианный дуэт.
24.Экспромт в форме галопа
Автор музыки: Михаил Глинка, текст: Василий Жуковский
Славься, славься, ты Русь моя,
Славься, ты Русская наша Земля.
Да будет во веки веков сильна
Любимая наша Родная страна.
25.«Славься» из оперы «Иван Сусанин» для двух фортепиано в 4 руки
Великий русский композитор Глинка,
Чьё имя с гордостью внимает слух!
Его «Камаринская» – русская картинка,
А в операх – великий русский дух!
В его романсах – звуки русских песен,
Душевная протяжность и тоска…
Мне Глинка очень, очень интересен,
В нём связь с народом крепнет на века!
Мы очень надеемся, что наш сегодняшний концерт позволил вам ощутить величие композитора, понять его огромный вклад в развитие русской культуры – а значит, и в наше с вами!
Спасибо за внимание!