автор: Ходунова Ольга Николаевна
учитель-логопед МБДОУ “ЦРР- детского сада №45”
тема: “Поможем сказочным человечкам”
Логопедическое подгрупповое итоговое занятие на тему: «Поможем сказочным человечкам»
Цель: закрепление умений и навыков, полученных на логопедических занятиях.
Задачи:
- Закреплять произнесение звуков [ш], [ж], [л], [л’], [р], [р’]
- Совершенствовать знания артикуляционных упражнений и умение их выполнять самостоятельно, без зеркала;
- Уточнить навыки определения места звука в слове;
- Закреплять умения детей в отгадывании загадок;
- Развивать слуховое и зрительное внимание, фонематический слух, словесно-логическое мышление;
- Формировать коммуникативные навыки;
- Воспитывать положительную мотивацию, самостоятельность, контроль над собственной речью.
ППРС для ООД:
– мультимедийное оборудование для презентационного материала;
– магнитофон;
– диск с песнями;
– кубики;
– ковролин;
– картинки со звуком [ш].
Содержание совместной организованной деятельности педагога и детей
Эмоциональный настрой: дети заходят в группу, здороваются с гостями, дарят им свои улыбки и хорошее настроение.
– Здравствуйте, уважаемые гости и дети! Ребята целый год учились произносить сложные звуки, и сегодня мы посмотрим на их результат. Чтобы начать наше необычное занятие, нужно повторить правило.
Каждый день, всегда, везде
На занятиях, в игре,
Громко, чётко говорим,
Никуда мы не спешим.
– Ребята, сегодня я получила странное письмо.
– Жители одной волшебной страны просят нас о помощи. Злая колдунья заколдовала некоторые звуки. И бедным жителям стало очень тяжело разговаривать. Загоревали они, решили во, чтобы то ни стало победить колдовство. А после того, как узнали, что вы научились выговаривать заколдованные звуки, решили попросить у вас помощи. Хотите им помочь?
Ответы детей.
– Давайте вспомним то, без чего невозможно правильно произносить звуки? Что нам помогало научиться правильно выговаривать звуки?
Ответы детей.
– Давайте вспомним упражнения для губ и языка.
Раз – скорее улыбнись,
Два – язык опустим вниз,
Три – язык наверх потянем,
На четыре – позеваем,
Пять – варенье облизать,
Шесть – по нёбу постучать,
Семь – лошадка скачет звонко,
Восемь – гриб на ножке тонкой,
Девять можно поболтать,
Десять – нужно отдыхать.
– Жители пытались сами расколдовать звуки, но не смогли. Они нашли подсказки и прислали их вам. Хотите попробовать помочь им. Чтобы понять, какие звуки заколдовала колдунья, нужно отгадать загадки, и узнать, какой первый звук будем расколдовывать.
Квакает как лягушка.
На вид старушка.
Бородавок всех не счесть.
Мух увидит: надо съесть.
Кто это?…
Ответы детей.
– Догадались, что это за звук?
Ответы детей.
– Ребята, что мы знаем про звук [ж]?
Ж – это жук летит блестящий:
Ж – ж- ж – ж – ж –ж…
А ещё жужжит пила:
Ж – ж – ж – ж – ж –ж…
И летящая пчела:
Ж– ж – ж – ж – ж- ж…
– Чтобы расколдовать звук [ж], нам нужно выполнить одно задание.
Инструкция для детей: слоги быстро повторите, да смотрите, если неправильно произнесёте, то звук этот не расколдуете.
Жда – ждо – жду
Жду – ждо – жды
Жды – жда – ждо
Жны – жна – жну
Жну – жны – жна
Жно – жну – жны.
– Молодцы, расколдовали звук [ж]. Будем спасать следующий звук?
Ответы детей.
– Нам снова надо разгадать загадку и назвать последний звук в отгадке.
Палочка волшебная есть
У меня друзья.
Палочкою этой могу построить я
Башню, дом и самолёт,
И огромный пароход.
– Догадались, какой дальше будем спасать звук?
Ответы детей.
– Что мы знаем про этот звук?
Ш – всегда шипящий звук:
Шар воздушный сдулся вдруг,
Ш – ш – ш – ш – ш….
На камнях змея шипит:
Ш – ш – ш – ш – ш…
Море Чёрное шумит:
Ш – ш –ш – ш – ш….
– Чтобы расколдовать звук [ш], нам нужно выполнить следующее задание.
Инструкция для детей: на картинки посмотрите и со звуком [ш] возьмите. На ковролине расположены картинки, каждый ребёнок находит картинку со звуком ш.
– Молодцы, справились, расколдовали и этот звук.
– Разозлилась колдунья, говорит, что звук [л] вы точно не освободите. Давайте вспомним, какой бывает звук [л].
Ответы детей.
Л – гудящий этот звук.
Самолёт летит на юг:
Л – л – л – л – л….
Пароход гудок даёт:
Л – л – л – л – л…..
И юла гудит поёт:
Л – л – л – л – л .
– Чтобы расколдовать звук [л], нам нужно выполнить следующее задание.
Инструкция для детей: нужно разложить картинки лесенкой в зависимости от того, где спрятался звук. Давайте вспомним, где может находиться звук.
Ответы детей.
– Остался последний и самый трудный звук. Догадались, какой будем расколдовывать звук?
Ответы детей.
– Конечно же это звук [р], который давался нам сложнее всего. Давайте расскажем о нём.
В детстве я узнал впервые,
что есть звуки роковые.
Для меня вот, например,
Всех труднее был звук [р].
Я хочу сказать – ремень,
Получается – емень.
Вместо слова барабан
Говорил я: «баабан».
Даже маленькое рак
Не давалось мне никак!
Очень трудно научиться
Звук, рычащий, как тигрица,
Без запиночки сказать.
А теперь скажу на «пять»:
Рыба, рысь, ракета, марка,
Горка, роза и подарки.
Мы красиво говорим,
То, что хочешь, повторим.
– Чтобы расколдовать звук [р], нам нужно выполнить следующее задание «Подскажи словечко».
Зашагали наши ноги
По просёлочной…
Раздобыла крыса корку
И несёт добычу в …
Поселились три букашки
На цветке каком?…
В небе яркая комета
Рядом с ней летит…
– Молодцы, вы расколдовали все звуки и помогли жителям волшебной страны. А они прислали для вас музыкальный подарок, и благодарят за то, что все звуки вернулись на свои места, колдовство разрушено, и всё это благодаря вам. Молодцы ребята.
Звучит песня «Гномики, гномики».