автор: Хоружа Анжелика Анатольевна
учитель начальных классов
МБОУ НШ № 30, г. Сургут, Тюменская обл., ХМАО-Югра
«Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве»
Пояснительная записка.
Инклюзивное образование подразумевает создание специальных образовательных условий для детей с ОВЗ и инвалидностью, обучающихся (воспитывающихся) в общеобразовательных организациях совместно со своими сверстниками. Целью инклюзивного образования является создание условий для обеспечения доступности, качества образования и полноценной социализации всех обучающихся, в том числе с ОВЗ и инвалидностью.
В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов коррекционно-развивающего обучения, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования.
Минусами образования детей с ОВЗ являются значительная удаленность специальные (коррекционные) учреждения от места жительства семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Помещение школьника или дошкольника в одно из этих учреждений лишает семью (родителей и ребенка) полноценного общения, разрывает в большей степени семейные узы.
Основные спорные вопросы инклюзивного дифференцированного образования на сегодняшний день. Не все родители детей с особенностями развития хотят отдавать своих детей в обычную школу, опасаясь насмешек, конфликтов с одноклассниками и учителями, непонимания особенностей своих детей, неадекватной реакции на особенности детей, неприспособленности помещений и учебного процесса к особым потребностям их детей и т.д. Наиболее проблематичными при совместном обучении они считают отношения с одноклассниками. Такое мнение высказали не только родители, но и дети. Настораживающим фактом является не желание детей инвалидов учиться вместе со здоровыми детьми, что говорит о сомнениях в переходе к совместному обучению и страхе.
Родители «обычных» детей опасаются, что ребенок с особенностями развития (особенно с тяжелыми нарушениями) будет мешать, отвлекать учителя и детей, что снизит уровень знаний всего класса. Безусловно, у родителей здоровых детей вызывает опасения, что при смешанном обучении здоровых детей с детьми с ОВЗ меньше внимания будет уделяться здоровым детям, снизится уровень обучения здоровых детей, ухудшится дисциплина. Учителя признают то, что они не готовы обучать ребенка даже с незначительными нарушениями развития и поведения. Они признаются, что не знают, как организовать его обучение и, вообще, «что с ним делать».
Важным условием организации образовательного процесса для детей с ОВЗ является учитель. Однако на сегодняшний день единицы учителей имеют специальную подготовку для работы с детьми с ОВЗ. В школах отсутствуют или в недостаточном количестве такие специалисты, как логопед, дефектолог, а также медицинские работники, психологи, социальные педагоги.
Интегрированное (инклюзивное) обучение возможно лишь при условии специальной подготовки и переподготовки кадров как педагогов массовых, так и специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Как учителя и воспитатели массовых учреждений должны быть готовы к новой для них деятельности – обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями, так и учителя-дефектологи должны быть специально подготовлены к оказанию коррекционной помощи в новых условиях – в условиях массовой школы. Подлинная интеграция (с полноценным вложением средств в техническое переоснащение массовых школ) в конечном итоге должна оказаться дороже дифференцированного специального образования:
-Обучение (переобучение) педагогических кадров на дефектологов
– Специальные технические средства и средства реабилитации (слуховые аппараты индивидуального и коллективного пользования и других технических средствах для детей с нарушением слуха, учебники с крупным шрифтом для детей с нарушением зрения и т.д.)
-Оборудование доступа к школе и оборудование самой школы для детей с ограниченными возможностями здоровья, в особенности с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Актуальность создания экспериментальной площадки.
Процесс образовательной и социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями находится на острие общественного внимания. В МБОУ НШ № 30 города Сургута число лиц школьного возраста, имеющих те или иные ограничения здоровья, достигает примерно 20% от общего состава школьников. Согласно прогнозным оценкам число учащихся с ограниченными возможностями здоровья будет увеличиваться. Успешность включения детей с отклонениями в развитии зависит не только от характера и степени, имеющихся у них физических и психических нарушений, но и от эффективности учитывающих эти нарушения образовательных программ, обучающих технологий, от отношения к таким детям окружающих, от той образовательной среды, в которой находится учащийся. В нашем образовательном учреждении созданы предпосылки для реализации инклюзивного образования. Для определения индивидуального образовательного маршрута дети с ОВЗ направляются в муниципальную психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК), которая ежегодно выезжает в нашу школу. Для организации сопровождения детей с отклонениями в развитии непосредственно в условиях образовательного учреждения создан психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк).
Краткая аннотация проекта.
Целью данного проекта является создание модели инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения начальной общеобразовательной школы № 30 города Сургута.
Данный проект позволит удовлетворить потребности общества в инклюзивном образовании путем включения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду общеобразовательной школы. В результате реализации проекта педагоги школы освоят технологию обучения детей с особыми образовательными потребностями. Законные представители ребенка получат возможность обучения своих детей в общеобразовательной школе по индивидуальной траектории обучения, успешной их социализации. Учащиеся школы получат социальный опыт толерантного поведения, гуманного отношения к личности.
Проект будет реализован через вовлечение детей с ограниченными возможностями здоровья в систему индивидуальной помощи, коррекционных занятий, специальных, оздоровительных мероприятий, участия в общественной жизни школы, с использованием психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся. Реализовывать проект будет инициативная группа педагогов школы, в состав которой войдут администрация школы, учитель-логопед, учитель- дефектолог, педагог-психолог, учителя-предметники, классные руководители.
Всего в проекте будут принимать участие 15 педагогов и 25 учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Длительность проекта определяется медицинскими показаниями учащихся, индивидуальной траекторией обучения.
Актуальность проекта
В МБОУ НШ № 30 имеются специалисты, обеспечивающие и сопровождающие процессы образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов (учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, школьная медсестра). Планируется на договорной основе включение в работу ПМПк врача общей практики. Директор, заместитель директора и три учителя начальной школы, прошли в КИПК и ПРО курсы повышении квалификации по специальной психологии и коррекционной педагогике. Два педагога имеют высшее дефектологическое образование.
В 2015 году курсовую подготовку по инклюзивному образованию прошли 5 учителей. Созданы предпосылки для интеграции детей с ОВЗ и создания для них адаптивно развивающей среды в ОУ, как общего, так и профессионального образования.
Среди обучающихся есть дети из социально неблагополучных семей, в школе они дополнительно социально защищены (медицинское обслуживание, питание, своевременная коррекция). Адаптивная среда школы позволяет им избавиться от ряда комплексов, сформированных в результате социальных проблем семьи, на равных общаться друг с другом и т.д. Опыт последних лет показал, что общение со сверстниками, не имеющими ограниченных возможностей здоровья, способствует формированию коммуникативных навыков у детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, интеграции их в общество, а у детей, не имеющих ограниченных возможностей здоровья, формирует толерантное отношение к данной категории людей. Родители (законные их представители) положительно отзываются о такой форме образования, отмечают профессионализм педагогического состава, считают, что обучение детей способствует развитию навыков общения, коррекции физических и психических проблем, позволяет самим родителям (законным представителям) получать необходимые знания и навыки по развитию и коррекции.
Школа реализует следующие программы обучения: общеобразовательная; специальная (коррекционная) программа VII вида.
На основании вида программы выстраивается образовательный маршрут, предполагающий следующие формы обучения: классно-урочная, групповая, надомная.
Обучение детей проводится в соответствии с учебным планом, годовым календарным графиком и расписанием занятий. В учебный план учащихся, обучающихся по коррекционной программе, включены предметы коррекционного цикла, индивидуальные и групповые коррекционные занятия. Основным принципом организации образовательного процесса для детей данной категории является обеспечение щадящего режима проведения занятий, приближенного к домашним условиям.
Продолжительность занятия длится не более 40 минут с 5-7 минутным перерывом на физические паузы, развивающие минуты. Выбор вариантов проведения занятий зависит от особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, сложности структуры их дефекта, особенностей эмоционально-волевой сферы, характера течения заболевания, рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. По состоянию здоровья и желанию родителей ребёнок может обучаться дома, но периодически (по расписанию) посещать уроки труда, музыки, физической культуры в школе. Проводится коррекционная работа с учащимися психологом и логопедом, которая помогает повысить уровень познавательной мотивации, самооценку, снизить уровень личностной тревожности.
У 50% учащихся, имеющих расстройство речи, произошли изменения в улучшении речевого развития и словарного запаса.
Из 8 учащихся базовый уровень учебных программ освоили 50 % учащихся, 50 % учащихся работали на сниженном или минимальном уровне.
У 3 учащихся с эмоциональным и поведенческим расстройством сформировано умение слушать и слышать словесную инструкцию взрослого, навык саморегуляции, умение поддерживать общение.
Таким образом, наблюдается динамика в интеллектуальной сфере и более существенная динамика в мотивационной сфере.
Педагоги, сопровождающие детей с ОВЗ, принимали участие в городских методических семинарах для учителей, работающих с детьми по программе VII вида, где учителя делились опытом работы с такой категорией детей с посещением открытых уроков), а также вели диагностику психофизиологического и личностного уровня учащихся (составление педагогической карты учащихся в течение года).
В школе большое внимание уделяется работе с родителями как участниками образовательного процесса: согласование с ними индивидуального образовательного маршрута и единой программы воспитания; формирование у родителей усилиями педагогического коллектива адекватной оценки возможности ребёнка. Проводятся родительские лектории и индивидуальные консультирования родителей по вопросам укрепления и сохранения здоровья детей. В школе создан родительский комитет, оказывающий помощь педагогам в осуществлении учебно-воспитательного процесса. Родители являются составной частью педагогического коллектива школы, совместно с учителями работают над решением возникающих проблем. Благодаря такому тесному взаимодействию осуществляется непрерывность в обучении и воспитании детей, что имеет свой результат: наблюдается положительная динамика в развитии учащихся.
Воспитательная работа в школе строится на основе следующих принципов: личностный, адаптивный, деятельностный, которые реализуются на основе использования воспитательных технологий Л.И. Смолевой «Воспитание доброты» и Г.К. Селевко «Самосовершенствование личности». Педагогический коллектив тесно сотрудничает с учреждениями дополнительного образования. В школе работают кружки Центра детского творчества, в которые включены и дети с ОВЗ (краеведческий кружок, «Мастерица» для рукодельниц и «Деревянных дел мастер»).
Наш опыт инклюзии – это опыт классно-урочной формы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Он накоплен в рамках обычной общеобразовательной школы.
Анализ организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ НШ № 30 доказывает актуальность и обоснованность реализации проекта «Обеспечение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве».
Инклюзия детей с ОВЗ в образовательное пространство школы, несомненно, скажется положительно на формировании толерантного поведения учащихся школы, будет способствовать развитию гуманной личности, способной к сопереживанию.
Инклюзия учитывает потребности, которые необходимы ученикам и учителям для достижения успеха. Ученика со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие члены школьного сообщества в процессе реализации его особых образовательных потребностей.
Цель и задачи Программы.
Целью программы является создание равных, доступных условий, обеспечивающих обучение, воспитание, социальную адаптацию и интеграцию в обществе детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
Для достижения указанной цели должны быть решены следующие задачи:
1.Выявление детей с ОВЗ, формирование образовательной среды.
- Проведение анализа возможностей ОУ в организации инклюзии, формирование потребности ОУ в оборудовании.
- Создание системы коррекционных занятий с учащимися с ОВЗ.
- Организация работы психолого – медико- -педагогического сопровождения учащихся с ОВЗ.
- Проведение мероприятий по информированию населения о введении инклюзивного образования в школе.
- Формирование пакета документов, регламентирующих деятельность ОУ по внедрению инклюзивного образования.
7.Разработка системы мероприятий по формированию индивидуальной траектории обучения учащихся с ОВЗ.
- Создание условий для методического сопровождения процесса обучения учащихся с ОВЗ.
- Мониторинг результатов реализации проекта инклюзивного образования.
- Участие в семинарах целью обобщения и обмена опытом.
Ресурсное обеспечение проекта.
Обеспечение успешности реализации ««Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве» определяется следующими имеющимися оптимальными условиями: – материально-техническая база
Здание блочное двухэтажное, рассчитанное на 700 учащихся.
В школе имеются следующие функциональные группы помещений:
1) вестибюль;
2) помещения: – общего образования
В школе имеются кабинеты: информатики с лаборантской, СБО; – досугово–физкультурно-оздоровительный (спортивный зал, оснащенный гимнастическими снарядами: гимнастический конь, канат, козел, волейбольные стойки, перекладина).
Оборудована спортивная площадка и зона отдыха, игровая комната; – для питания – столовая на 100 посадочных мест; – административно – бытовые (кабинет директора, завуча), учительская; – хозяйственного обслуживания.
Во всех основных помещениях предусмотрено естественное боковое левое освещение, а также дополнительный верхний свет и искусственное освещение учебной доски софитами.
Санузлы оборудованы закрывающимися кабинками с санитарными приборами: по 2 унитаза для мальчиков и девочек, и по 1 умывальнику.
В здании имеется автоматическая пожарная сигнализация, на путях эвакуации предусмотрено эвакуационное освещение.
Для того чтобы в полной мере реализовать проект необходимо оборудование.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса школа обеспечена в полном объёме учебно-методическим комплексом для реализации специальной (коррекционной) и общеобразовательной программ, согласно Федеральному перечню на 2017-2018 учебный год. – кадровый состав Укомплектованность педагогическими кадрами – 100%.
Имеют: Высшее образование -82% Среднее специальное – 28% Из них: С высшей категорией – 0% С первой категорией – 57% Со второй категорией – 14% Запланирована курсовая подготовка по организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Имеют звание «Отличник народного просвещения» – 1педагог. Имеют грамоты Минобразования РФ- 2 педагога
Стратегия достижения поставленной цели.
Управление реализацией проекта осуществляется директором, заместителем директора школы по учебно-воспитательной работе и экспертной группой. Корректировка проекта осуществляется педагогическим советом школы.
Подготовительный этап (с 15.08.2015-10.09.2016) – создание инициативной группы учителей, разработка проекта, сбор информации по инклюзивному образованию.
Организационный этап (с 10.09.2016-01.11.2016) – диагностические мероприятия, создание групп учащихся с ОВЗ, разработка индивидуальной траектории обучения, разработка пакета документов, регламентирующих инклюзивное образование, локальные акты внутри школы, курсовая подготовка участников эксперимента, информирование общественности по внедрению инновации.
Основной этап (с 01.11.2016-25.05.2017) – проведение коррекционных, индивидуальных занятий, реализация программ обучения по инклюзии учителей-предметников, использование здоровьесберегающих технологий, работа специалистов по устранению и коррекции нарушений в развитии ребенка. Работа методической службы по созданию условий для процесса инклюзивного обучения. Сбор материала для мониторинга результатов обучения учащихся данной категории.
Заключительный этап (с 25.05.2017- 15.06.2017) – демонстрация достижений учащихся с ОВЗ (выставки, участие в конкурсах, соревнованиях, спектаклях). Оформление сборников коррекционно-развивающих занятий, составление методических рекомендаций по реализации проекта. Подготовка показателей развития, динамики успехов обучающихся данной категории. Мониторинговые мероприятия в ОУ.
Аналитический этап (с 15.06.2017- 01.09.2018) – обобщение опыта, информирование общественности о результатах внедрения инклюзивного образования в общеобразовательной школе. Проведение семинара для педагогов города Сугута, для всех заинтересованных лиц. Оформление отчетной документации. Публикация материалов по внедрению проекта в СМИ.
План реализации проекта «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве» МБОУ НШ № 30 на 2017-2018 учебный год
п/п |
Мероприятия | Сроки
выполнения |
Ответственные |
Подготовительный этап (с 02.01.2015-06.05.2016) | |||
1 | Теоретический семинар для учителей, узких специалистов и администрации школы «Понимание инклюзии». | Март 2015г. | Педагог-психолог |
2 | Заявка на участие в конкурсном отборе ОУ НСО на реализацию проекта «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве НСО» | Март 2015г. | Директор школы |
3 | Педагогический совет «Введение инклюзивного образования в МБОУ НШ № 30 | Апрель 2015г | Директор школы |
4 | Знакомство с краевой программой развития образования для детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов на 2016-2018 годы. | Май
2015г |
Директор школы |
5 | Организация инициативной группы по инклюзии:
– определение графика работы; – распределение обязанностей; – сбор информации |
Апрель
2015 |
Директор школы |
6 | Посещение семинаров по внедрению инклюзивного образования | В течении всего периода | Зам. директора по УВР |
7 | Техническая работа по определению места проведения коррекционных занятий | Июнь
2015 |
Куратор по инклюзии |
8 | Подготовка печатных материалов | В течении всего периода | Зам. директора по УВР, методической службы |
9 | Изучение потребности в инклюзивном обучении на микроучастке школы. | В течении всего периода | Члены инициативной группы |
10 | Создание проекта по инклюзии, обсуждение, утверждение на заседании педагогического совета школы | Март-май
2016 |
Директор школы, Зам. директора по УВР |
Организационный этап (с 01.06.2016- 2.09.2017) | |||
11 | Разработка нормативно-правовой документации по инклюзивному образованию (разработка положений, приказов, утверждение рабочей группы, внесение изменений в положение о распределении стимулирующей части ФОТ). | Март-май
2016 г. |
Директор школы, куратор инклюзивного образования. |
12 | Заседание школьной ПМПк по вопросу определения обучающихся на инклюзивное образование | Май 2016 | Директор школы, куратор по инклюзии участники ПМПк, |
13 | Заключение договоров с родителями на участие в проекте их детей | Май
2016 г |
Куратор инклюзивного образования |
14 | Включение ребёнка с ОВЗ в образовательное пространство МБОУ НШ № 30 | сентябрь 2016 г., – май 2017г., | Директор школы |
15 | Постановка детей с ОВЗ на бесплатное питание | сентябрь 2016г. | Ответственная за питание, кл.рук. |
16 | Заключение договоров о социальном партнерстве с общественными организациями, принимающими активное участие в продвижении инклюзивного образования в городе Сургуте | ноябрь 2016 г. | Директор школы, руководители общественных организаций |
17 | Курсовая подготовка и повышение квалификации учителей, реализующих проект инклюзивного образования. | сентябрь-ноябрь 2016г. | Директор школы |
18 | Заседание Методического совета школы «Основные подходы и принципы разработки индивидуальных образовательных программ по инклюзивному образованию». | сентябрь
2016г. |
Куратор методического совета, учителя- предметники |
19 | Педагогический совет «Методические рекомендации по обучению детей с ОВЗ в общеобразовательной школе» | октябрь 2016 | Директор школы, зам. директора по УВР. |
Основной этап (с 02.09.2016-25.05.2017) | |||
20 | Круглый стол о реализации проекта на I этапе. | Ноябрь
2016 г. |
Куратор инклюзивного образования, зам. директора по УВР. |
21 | Разработка индивидуальных образовательных программ по инклюзивному образованию. | Сентябрь
2016г., сентябрь 2016 г, сентябрь 2017г, |
Зам. директора по УВР, куратор инклюзивного образования, кл. руководители, учителя- предметники |
22 | Семинар для родителей «Понимание инвалидности. Социальный и медицинский подход к инвалидности» | Октябрь
2016 г. |
Педагог-психолог |
23 | Тренинг для детей с умственной отсталостью «Формирование навыков общения со сверстниками». | Ноябрь-май 2016-2017 уч.года | Педагог- психолог |
24 | Мониторинг занятости детей с ОВЗ в кружках, клубах по интересам | Сентябрь
2016г., сентябрь 2016г., 2017 г. |
Зам. директора по ВР, кл. руководители. |
25 | Выставка детского творчества детей с ОВЗ и детей-инвалидов. | Март 2017г. | Зам. директора по ВР, кл.рук. |
26 | Семинар для родителей детей с ОВЗ «Поддержка и сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в школе». | январь
2017 г. |
Зам. директора по УВР, зам. директора по ВР, педагог- психолог. |
27 | Обзор литературы по инклюзивному образованию. | январь
2017г. |
Зав. библиотекой |
28 | Проведение «Уроков доброты» с 1-4 класс | 1 раз в четверть
2016-2017 г. г. |
Зам. директора по ВР, кл. рук. |
29 | Индивидуальные консультации для родителей «Психологические особенности инклюзии» | В течение проекта | Педагог- психолог |
30 | Приобретение ноутбуков для узких специалистов (учителя-логопеда, учителя-дефектолога). | Май 2017г. | Директор школы |
31 | Приобретение необходимой методической литературы, программного обеспечения и дидактического материала по инклюзивному образованию. | Сентябрь
2015г., 2016 г. 2017 |
Зам. директора по УВР, зав.библиотекой. |
32 | Конференция по инклюзивному образованию «Особенности обучения и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Итоги первого года работы». | Май 2017г. | Куратор инклюзивного образования, зам. директора по УВР, зам. директора по ВР, педагог-психолог. |
33 | Презентация индивидуальных программ обучения по инклюзивному образованию на заседании Методического совета школы. | Ноябрь
2016г. |
Куратор методического совета, учителя- предметники. |
34 | Семинар для родителей детей-инвалидов «Роль родителей в защите прав детей-инвалидов на инклюзивное образование». | март 2017г. | Зам. директора по ВР, педагог- психолог. |
35 | Консультации педагога-психолога для классных руководителей и учителей- предметников по инклюзивному образованию | В течение проекта | Педагог- психолог |
36 | Организация летнего отдыха детей с ОВЗ. | Лето 2017г. | Социальный педагог. |
37 | Подведение итогов V летней трудовой четверти по занятости детей с ОВЗ | сентябрь
2017 г. |
Социальный педагог. |
Работа с родителями детей с ОВЗ на 1 сентября 2016-2017 и 2017-2018 уч.г. по определению обучающихся на инклюзивное образование. | Май-август
2016г., 2017г. |
Директор школы, куратор инклюзивного образования. | |
38 | Заседание школьной ПМПк по вопросу определения обучающихся на инклюзивное образование на 2015-2016 и 2016-2017 уч.годы. | август,сентябрь 2016г., 2017г. | Директор школы, куратор инклюзивного образования, председатель ПМПк, секретарь ПМПк. |
39 | Представление доклада на августовской конференции из опыта работы МБОУ НШ № 30 | август
2017г. |
Директор школы |
40 | Районный семинар для заместителей директоров по УВР «Перспективы развития инклюзивного образования. Из опыта работы МБОУ НШ № 30 . | декабрь
2017г. |
Зам. директора по УВР, зам.директора по ВР, куратор инклюзивного образования. |
41 | Написание статей из опыта работы по инклюзивному образованию | Январь 2016г-декабрь 2017г. | Директор, зам. директора по УВР, зам. директора по ВР, куратор инклюзивного образования. |
42 | Представление опыта работы школы по инклюзивному образованию на городских и региональных конференциях. | август 2016г.- август
2017г. |
Директор школы, куратор инклюзивного образования. |
43 | Патронаж семей детей с ОВЗ. | 2016-2017 годы | Классные руководители, социальный педагог. |
44 | Мониторинг
деятельности всех участников проекта. |
Январь- май
2016 г., 2017г., |
Зам. директора
по УВР, зам. директора по ВР, учителя-предметники, педагог- психолог, соц. педагог, учитель-логопед. |
Заключительный этап (с 25.05.2017- 15.09.2018) | |||
45 | Представление пакета документов на коллегию районного управления образования для решения о присвоении МБОУ НШ № 30 города Сургута статуса экспериментальной площадки по инклюзивному образованию. | Май
2017г. |
Директор школы |
46 | Районный семинар для директоров ОУ «Презентация модели инклюзивного образования МБОУ НШ № 30 г. Сургута | Сентябрь
2017 г. |
Администрация школы. |
47 | Участие с творческими работами детей-инвалидов в мероприятиях декады, посвященной «Всемирному дню инвалидов 3 декабря». | 3-13 декабря 2017г. | Зам. директора по ВР. |
48 | Публикация методических материалов учителей на сайте школы, в СМИ. | В течении всего периода | Члены инициативной группы |
Аналитический этап (с 15.09.2017- 25.12.2018) | |||
49 | Проведение семинаров, тренингов, мастер – классов по инклюзии для педагогов района. | ноябрь, декабрь 2017г. | Директор школы, куратор инклюзивного образования. |
50 | Выпуск буклетов, памяток, трилистников по инклюзивному обучению | Приурочить к выставке | Куратор методического совета |
51 | Подготовка и издание брошюры из опыта работы МБОУ НШ № 30 по инклюзивному образованию | Ноябрь- декабрь 2017г. | Директор школы, куратор инклюзивного образования, куратор методического совета. |
53 | Аналитический отчет о внедрении инклюзивного образования (разместить на сайте школы) | Май – июнь 2018г. | Директор школы, куратор инклюзивного образования, куратор методического совета. |
Практическая значимость результатов проекта.
1. Проведенная работа позволит детям с ОВЗ получить образование в условиях общеобразовательного учреждения.
2. Педагоги получат опыт работы с учащимися с ОВЗ.
3. Общество получит полноценно развитых личностей из числа детей с ОВЗ, максимально социализированных.
4. Обучение станет более доступным для детей, испытывающих проблемы в здоровье.
5. Родители смогут быть активными участниками образовательного процесса.
- Учащиеся школы приобретут ценный опыт общения, участия в судьбе другого человека, сострадания и толерантного поведения, гуманного отношения к людям с недостатками развития и здоровья.