автор: Хоружа Анжелика Анатольевна

учитель начальных классов

МБОУ НШ № 30, г. Сургут, Тюменская обл., ХМАО-Югра

«Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве»

Пояснительная записка.

Инклюзивное образование подразумевает создание специальных образовательных условий для детей с ОВЗ и инвалидностью, обучающихся (воспитывающихся) в общеобразовательных организациях совместно со своими сверстниками. Целью инклюзивного образования является создание условий для обеспечения доступности, качества образования и полноценной социализации всех обучающихся, в том числе с ОВЗ и инвалидностью. 

В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов коррекционно-развивающего обучения, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования.  

Минусами образования детей с ОВЗ являются значительная удаленность специальные (коррекционные) учреждения от места жительства семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Помещение школьника или дошкольника в одно из этих учреждений лишает семью (родителей и ребенка) полноценного общения, разрывает в большей степени семейные узы.

Основные спорные вопросы инклюзивного дифференцированного образования на сегодняшний день. Не все родители детей с особенностями развития хотят отдавать своих детей в обычную школу, опасаясь насмешек, конфликтов с одноклассниками и учителями, непонимания особенностей своих детей, неадекватной реакции на особенности детей, неприспособленности помещений и учебного процесса к особым потребностям их детей и т.д. Наиболее проблематичными при совместном обучении они считают отношения с одноклассниками. Такое мнение высказали не только родители, но и дети. Настораживающим фактом является не желание детей инвалидов учиться вместе со здоровыми детьми, что говорит о сомнениях в переходе к совместному обучению и страхе.
        Родители «обычных» детей опасаются, что ребенок с особенностями развития (особенно с тяжелыми нарушениями) будет мешать, отвлекать учителя и детей, что снизит уровень знаний всего класса. Безусловно, у родителей здоровых детей вызывает опасения, что при смешанном обучении здоровых детей с детьми с ОВЗ меньше внимания будет уделяться здоровым детям, снизится уровень обучения здоровых детей, ухудшится дисциплина. Учителя признают то, что они не готовы обучать ребенка даже с незначительными нарушениями развития и поведения. Они признаются, что не знают, как организовать его обучение и, вообще, «что с ним делать».

Важным условием организации образовательного процесса для детей с ОВЗ является учитель. Однако на сегодняшний день единицы учителей имеют специальную подготовку для работы с детьми с ОВЗ. В школах отсутствуют или в недостаточном количестве такие специалисты, как логопед, дефектолог, а также медицинские работники, психологи, социальные педагоги.
      Интегрированное (инклюзивное) обучение возможно лишь при условии специальной подготовки и переподготовки кадров как педагогов массовых, так и специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Как учителя и воспитатели массовых учреждений должны быть готовы к новой для них деятельности – обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями, так и учителя-дефектологи должны быть специально подготовлены к оказанию коррекционной помощи в новых условиях – в условиях массовой школы. Подлинная интеграция (с полноценным вложением средств в техническое переоснащение массовых школ) в конечном итоге должна оказаться дороже дифференцированного специального образования:
-Обучение (переобучение) педагогических кадров на дефектологов
– Специальные технические средства и средства реабилитации (слуховые аппараты индивидуального и коллективного пользования и других технических средствах для детей с нарушением слуха, учебники с крупным шрифтом для детей с нарушением зрения и т.д.)
-Оборудование доступа к школе и оборудование самой школы для детей с ограниченными возможностями здоровья, в особенности с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Актуальность создания экспериментальной площадки.

Процесс образовательной и социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями находится на острие общественного внимания. В МБОУ НШ № 30 города Сургута число лиц школьного возраста, имеющих те или иные ограничения здоровья, достигает примерно 20% от общего состава школьников. Согласно прогнозным оценкам число учащихся с ограниченными возможностями здоровья будет увеличиваться. Успешность включения детей с отклонениями в развитии зависит не только от характера и степени, имеющихся у них физических и психических нарушений, но и от эффективности учитывающих эти нарушения образовательных программ, обучающих технологий, от отношения к таким детям окружающих, от той образовательной среды, в которой находится учащийся. В нашем образовательном учреждении созданы предпосылки для реализации инклюзивного образования. Для определения индивидуального образовательного маршрута дети с ОВЗ направляются в муниципальную психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК), которая ежегодно выезжает в нашу школу. Для организации сопровождения детей с отклонениями в развитии непосредственно в условиях образовательного учреждения создан психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк).

Краткая аннотация проекта.

Целью данного проекта является создание модели инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения начальной  общеобразовательной школы № 30 города Сургута.

Данный проект позволит удовлетворить потребности общества в инклюзивном образовании путем включения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду общеобразовательной школы. В результате реализации проекта педагоги школы освоят технологию обучения детей с особыми образовательными потребностями. Законные представители ребенка получат возможность обучения своих детей в общеобразовательной школе по индивидуальной траектории обучения, успешной их социализации. Учащиеся школы получат социальный опыт толерантного поведения, гуманного отношения к личности.

Проект будет реализован через вовлечение детей с ограниченными возможностями здоровья в систему индивидуальной помощи, коррекционных занятий, специальных, оздоровительных мероприятий, участия в общественной жизни школы, с использованием психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся. Реализовывать проект будет инициативная группа педагогов школы, в состав которой войдут администрация школы, учитель-логопед, учитель- дефектолог,  педагог-психолог, учителя-предметники, классные руководители.

Всего в проекте будут принимать участие 15 педагогов и 25 учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Длительность проекта определяется медицинскими показаниями учащихся, индивидуальной траекторией обучения.

Актуальность проекта

В МБОУ НШ № 30 имеются специалисты, обеспечивающие и сопровождающие процессы образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов (учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, школьная медсестра). Планируется на договорной основе включение в работу ПМПк врача общей практики. Директор, заместитель директора и три учителя начальной школы, прошли в КИПК и ПРО курсы повышении квалификации по специальной психологии и коррекционной педагогике. Два педагога имеют высшее дефектологическое образование.

В 2015 году курсовую подготовку по инклюзивному образованию прошли 5 учителей. Созданы предпосылки для интеграции детей с ОВЗ и создания для них адаптивно развивающей среды в ОУ, как общего, так и профессионального образования.

Среди обучающихся есть дети из социально неблагополучных семей, в школе они дополнительно социально защищены (медицинское обслуживание, питание, своевременная коррекция). Адаптивная среда школы позволяет им избавиться от ряда комплексов, сформированных в результате социальных проблем семьи, на равных общаться друг с другом и т.д. Опыт последних лет показал, что общение со сверстниками, не имеющими ограниченных возможностей здоровья, способствует формированию коммуникативных навыков у детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, интеграции их в общество, а у детей, не имеющих ограниченных возможностей здоровья, формирует толерантное отношение к данной категории людей. Родители (законные их представители) положительно отзываются о такой форме образования, отмечают профессионализм педагогического состава, считают, что обучение детей способствует развитию навыков общения, коррекции физических и психических проблем, позволяет самим родителям (законным представителям) получать необходимые знания и навыки по развитию и коррекции.

Школа реализует следующие программы обучения: общеобразовательная; специальная (коррекционная) программа VII вида.

На основании вида программы выстраивается образовательный маршрут, предполагающий следующие формы обучения: классно-урочная, групповая, надомная.

Обучение детей проводится в соответствии с учебным планом, годовым календарным графиком и расписанием занятий. В учебный план учащихся, обучающихся по коррекционной программе, включены предметы коррекционного цикла, индивидуальные и групповые коррекционные занятия. Основным принципом организации образовательного процесса для детей данной категории является обеспечение щадящего режима проведения занятий, приближенного к домашним условиям.

Продолжительность занятия длится не более 40 минут с 5-7 минутным перерывом на физические паузы, развивающие минуты. Выбор вариантов проведения занятий зависит от особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, сложности структуры их дефекта, особенностей эмоционально-волевой сферы, характера течения заболевания, рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. По состоянию здоровья и желанию родителей ребёнок может обучаться дома, но периодически (по расписанию) посещать уроки труда, музыки, физической культуры в школе. Проводится коррекционная работа с учащимися психологом и логопедом, которая помогает повысить уровень познавательной мотивации, самооценку, снизить уровень личностной тревожности.

У 50% учащихся, имеющих расстройство речи, произошли изменения в улучшении речевого развития и словарного запаса.

Из 8 учащихся базовый уровень учебных программ освоили 50 % учащихся, 50 % учащихся работали на сниженном или минимальном уровне.

У 3 учащихся с эмоциональным и поведенческим расстройством сформировано умение слушать и слышать словесную инструкцию взрослого, навык саморегуляции, умение поддерживать общение.

Таким образом, наблюдается динамика в интеллектуальной сфере и более существенная динамика в мотивационной сфере.

Педагоги, сопровождающие детей с ОВЗ, принимали участие в городских методических семинарах для учителей, работающих с детьми по программе VII вида, где учителя делились опытом работы с такой категорией детей с посещением открытых уроков), а также вели диагностику психофизиологического и личностного уровня учащихся (составление педагогической карты учащихся в течение года).

В школе большое внимание уделяется работе с родителями как участниками образовательного процесса: согласование с ними индивидуального образовательного маршрута и единой программы воспитания; формирование у родителей усилиями педагогического коллектива адекватной оценки возможности ребёнка. Проводятся родительские лектории и индивидуальные консультирования родителей по вопросам укрепления и сохранения здоровья детей. В школе создан родительский комитет, оказывающий помощь педагогам в осуществлении учебно-воспитательного процесса. Родители являются составной частью педагогического коллектива школы, совместно с учителями работают над решением возникающих проблем. Благодаря такому тесному взаимодействию осуществляется непрерывность в обучении и воспитании детей, что имеет свой результат: наблюдается положительная динамика в развитии учащихся.

Воспитательная работа в школе строится на основе следующих принципов: личностный, адаптивный, деятельностный, которые реализуются на основе использования воспитательных технологий Л.И. Смолевой «Воспитание доброты» и Г.К. Селевко «Самосовершенствование личности». Педагогический коллектив тесно сотрудничает с учреждениями дополнительного образования. В школе работают кружки Центра детского творчества, в которые включены и дети с ОВЗ (краеведческий кружок, «Мастерица» для рукодельниц и «Деревянных дел мастер»).

Наш опыт инклюзии – это опыт классно-урочной формы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Он накоплен в рамках обычной общеобразовательной школы.

Анализ организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ НШ № 30 доказывает актуальность и обоснованность реализации проекта «Обеспечение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве».

Инклюзия детей с ОВЗ в образовательное пространство школы, несомненно, скажется положительно на формировании толерантного поведения учащихся школы, будет способствовать развитию гуманной личности, способной к сопереживанию.

Инклюзия учитывает потребности, которые необходимы ученикам и учителям для достижения успеха. Ученика со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие члены школьного сообщества в процессе реализации его особых образовательных потребностей.

Цель и задачи Программы.

Целью программы является создание равных, доступных условий, обеспечивающих обучение, воспитание, социальную адаптацию и интеграцию в обществе детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

Для достижения указанной цели должны быть решены следующие задачи:

1.Выявление детей с ОВЗ, формирование образовательной среды.

  1. Проведение анализа возможностей ОУ в организации инклюзии, формирование потребности ОУ в оборудовании.
  2. Создание системы коррекционных занятий с учащимися с ОВЗ.
  3. Организация работы психолого – медико- -педагогического сопровождения учащихся с ОВЗ.
  4. Проведение мероприятий по информированию населения о введении инклюзивного образования в школе.
  5. Формирование пакета документов, регламентирующих деятельность ОУ по внедрению инклюзивного образования.

7.Разработка системы мероприятий по формированию индивидуальной траектории обучения учащихся с ОВЗ.

  1. Создание условий для методического сопровождения процесса обучения учащихся с ОВЗ.
  2. Мониторинг результатов реализации проекта инклюзивного образования.
  3. Участие в семинарах целью обобщения и обмена опытом.

Ресурсное обеспечение проекта.

Обеспечение успешности реализации ««Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве» определяется следующими имеющимися оптимальными условиями: – материально-техническая база

Здание блочное двухэтажное, рассчитанное на 700 учащихся.

В школе имеются следующие функциональные группы помещений:

1) вестибюль;

2) помещения: – общего образования

В школе имеются кабинеты: информатики с лаборантской, СБО; – досугово–физкультурно-оздоровительный (спортивный зал, оснащенный гимнастическими снарядами: гимнастический конь, канат, козел, волейбольные стойки, перекладина).

Оборудована спортивная площадка и зона отдыха, игровая комната; – для питания – столовая на 100 посадочных мест; – административно – бытовые (кабинет директора, завуча), учительская; – хозяйственного обслуживания.

Во всех основных помещениях предусмотрено естественное боковое левое освещение, а также дополнительный верхний свет и искусственное освещение учебной доски софитами.

Санузлы оборудованы закрывающимися кабинками с санитарными приборами: по 2 унитаза для мальчиков и девочек, и по 1 умывальнику.

В здании имеется автоматическая пожарная сигнализация, на путях эвакуации предусмотрено эвакуационное освещение.

Для того чтобы в полной мере реализовать проект необходимо оборудование.

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса школа обеспечена в полном объёме учебно-методическим комплексом для реализации специальной (коррекционной) и общеобразовательной программ, согласно Федеральному перечню на 2017-2018 учебный год. – кадровый состав Укомплектованность педагогическими кадрами – 100%.

Имеют: Высшее образование -82% Среднее специальное – 28% Из них: С высшей категорией – 0% С первой категорией – 57% Со второй категорией – 14% Запланирована курсовая подготовка по организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Имеют звание «Отличник народного просвещения» – 1педагог. Имеют грамоты Минобразования РФ- 2 педагога

Стратегия достижения поставленной цели.

Управление реализацией проекта осуществляется директором, заместителем директора школы по учебно-воспитательной работе и экспертной группой. Корректировка проекта осуществляется педагогическим советом школы.

Подготовительный этап (с 15.08.2015-10.09.2016) – создание инициативной группы учителей, разработка проекта, сбор информации по инклюзивному образованию.

Организационный этап (с 10.09.2016-01.11.2016) – диагностические мероприятия, создание групп учащихся с ОВЗ, разработка индивидуальной траектории обучения, разработка пакета документов, регламентирующих инклюзивное образование, локальные акты внутри школы, курсовая подготовка участников эксперимента, информирование общественности по внедрению инновации.

Основной этап (с 01.11.2016-25.05.2017) – проведение коррекционных, индивидуальных занятий, реализация программ обучения по инклюзии учителей-предметников, использование здоровьесберегающих технологий, работа специалистов по устранению и коррекции нарушений в развитии ребенка. Работа методической службы по созданию условий для процесса инклюзивного обучения. Сбор материала для мониторинга результатов обучения учащихся данной категории.

Заключительный этап (с 25.05.2017- 15.06.2017) – демонстрация достижений учащихся с ОВЗ (выставки, участие в конкурсах, соревнованиях, спектаклях). Оформление сборников коррекционно-развивающих занятий, составление методических рекомендаций по реализации проекта. Подготовка показателей развития, динамики успехов обучающихся данной категории. Мониторинговые мероприятия в ОУ.

Аналитический этап (с 15.06.2017- 01.09.2018) – обобщение опыта, информирование общественности о результатах внедрения инклюзивного образования в общеобразовательной школе. Проведение семинара для педагогов города Сугута, для всех заинтересованных лиц. Оформление отчетной документации. Публикация материалов по внедрению проекта в СМИ.

План реализации проекта «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве» МБОУ НШ  № 30 на 2017-2018 учебный год


п/п
Мероприятия Сроки

выполнения

Ответственные
Подготовительный этап (с 02.01.2015-06.05.2016)
1 Теоретический семинар для учителей, узких специалистов и администрации школы «Понимание инклюзии». Март 2015г. Педагог-психолог
2 Заявка на участие в конкурсном отборе ОУ НСО на реализацию проекта «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве НСО» Март 2015г. Директор школы
3 Педагогический совет «Введение инклюзивного образования в МБОУ НШ № 30 Апрель 2015г Директор школы
4 Знакомство с краевой программой развития образования для детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов на 2016-2018 годы. Май

2015г

Директор школы
5 Организация инициативной группы по инклюзии:

– определение графика работы;

– распределение обязанностей;

– сбор информации

Апрель

2015

Директор школы
6 Посещение семинаров по внедрению инклюзивного образования В течении всего периода Зам. директора по УВР
7 Техническая работа по определению места проведения коррекционных занятий Июнь

2015

Куратор по инклюзии
8 Подготовка печатных материалов В течении всего периода Зам. директора по УВР, методической службы
9 Изучение потребности в инклюзивном обучении на микроучастке школы. В течении всего периода Члены инициативной группы
10 Создание проекта по инклюзии, обсуждение, утверждение на заседании педагогического совета школы Март-май

2016

Директор школы, Зам. директора по УВР
Организационный этап (с 01.06.2016- 2.09.2017)
11 Разработка нормативно-правовой документации по инклюзивному образованию (разработка положений, приказов, утверждение рабочей группы, внесение изменений в положение о распределении стимулирующей части ФОТ). Март-май

2016 г.

Директор школы, куратор инклюзивного образования.
12 Заседание школьной ПМПк по вопросу определения обучающихся на инклюзивное образование Май 2016 Директор школы, куратор по инклюзии участники ПМПк,
13 Заключение договоров с родителями на участие в проекте их детей Май

2016 г

Куратор инклюзивного образования
14 Включение ребёнка с ОВЗ в образовательное пространство МБОУ НШ № 30 сентябрь 2016 г., – май 2017г., Директор школы
15 Постановка детей с ОВЗ на бесплатное питание сентябрь 2016г. Ответственная за питание, кл.рук.
16 Заключение договоров о социальном партнерстве с общественными организациями, принимающими активное участие в продвижении инклюзивного образования в городе Сургуте ноябрь 2016 г. Директор школы, руководители общественных организаций
17 Курсовая подготовка и повышение квалификации учителей, реализующих проект инклюзивного образования. сентябрь-ноябрь 2016г. Директор школы
18 Заседание Методического совета школы «Основные подходы и принципы разработки индивидуальных образовательных программ по инклюзивному образованию». сентябрь

2016г.

Куратор методического совета, учителя- предметники
19 Педагогический совет «Методические рекомендации по обучению детей с ОВЗ в общеобразовательной школе» октябрь 2016 Директор школы, зам. директора по УВР.
Основной этап (с 02.09.2016-25.05.2017)
20 Круглый стол о реализации проекта на I этапе. Ноябрь

2016 г.

Куратор инклюзивного образования, зам. директора по УВР.
21 Разработка индивидуальных образовательных программ по инклюзивному образованию. Сентябрь

2016г.,

сентябрь 2016 г, сентябрь 2017г,

Зам. директора по УВР, куратор инклюзивного образования, кл. руководители, учителя- предметники
22 Семинар для родителей «Понимание инвалидности. Социальный и медицинский подход к инвалидности» Октябрь

2016 г.

Педагог-психолог
23 Тренинг для детей с умственной отсталостью «Формирование навыков общения со сверстниками». Ноябрь-май 2016-2017 уч.года Педагог- психолог
24 Мониторинг занятости детей с ОВЗ в кружках, клубах по интересам Сентябрь

2016г., сентябрь 2016г., 2017 г.

Зам. директора по ВР, кл. руководители.
25 Выставка детского творчества детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Март  2017г. Зам. директора по ВР, кл.рук.
26 Семинар для родителей детей с ОВЗ «Поддержка и сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в школе». январь

2017 г.

Зам. директора по УВР, зам. директора по ВР, педагог- психолог.
27 Обзор литературы по инклюзивному образованию. январь

2017г.

Зав. библиотекой
28 Проведение «Уроков доброты» с 1-4 класс 1 раз в четверть

2016-2017 г. г.

Зам. директора по ВР, кл. рук.
29 Индивидуальные консультации для родителей «Психологические особенности инклюзии» В течение проекта Педагог- психолог
30 Приобретение ноутбуков для узких специалистов (учителя-логопеда, учителя-дефектолога). Май 2017г. Директор школы
31 Приобретение необходимой методической литературы, программного обеспечения и дидактического материала по инклюзивному образованию. Сентябрь

2015г.,

2016 г.

2017

Зам. директора по УВР, зав.библиотекой.
32 Конференция по инклюзивному образованию «Особенности обучения и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Итоги первого года работы». Май 2017г. Куратор инклюзивного образования, зам. директора по УВР, зам. директора по ВР, педагог-психолог.
33 Презентация индивидуальных программ обучения по инклюзивному образованию на заседании Методического совета школы. Ноябрь

2016г.

Куратор методического совета, учителя- предметники.
34 Семинар для родителей детей-инвалидов «Роль родителей в защите прав детей-инвалидов на инклюзивное образование». март 2017г. Зам. директора по ВР, педагог- психолог.
35 Консультации педагога-психолога для классных руководителей и учителей- предметников по инклюзивному образованию В течение проекта Педагог- психолог
36 Организация летнего отдыха детей с ОВЗ. Лето 2017г. Социальный педагог.
37 Подведение итогов V летней трудовой четверти по занятости детей с ОВЗ сентябрь

2017 г.

Социальный педагог.
Работа с родителями детей с ОВЗ на 1 сентября 2016-2017 и 2017-2018 уч.г. по определению обучающихся на инклюзивное образование. Май-август

2016г., 2017г.

Директор школы, куратор инклюзивного образования.
38 Заседание школьной ПМПк по вопросу определения обучающихся на инклюзивное образование на 2015-2016 и 2016-2017 уч.годы. август,сентябрь 2016г., 2017г. Директор школы, куратор инклюзивного образования, председатель ПМПк, секретарь ПМПк.
39 Представление доклада на августовской конференции из опыта работы МБОУ НШ № 30 август

2017г.

Директор школы
40 Районный семинар для заместителей директоров по УВР «Перспективы развития инклюзивного образования. Из опыта работы МБОУ  НШ № 30 . декабрь

2017г.

Зам. директора по УВР, зам.директора по ВР, куратор инклюзивного образования.
41 Написание статей из опыта работы по инклюзивному образованию Январь 2016г-декабрь 2017г. Директор, зам. директора по УВР, зам. директора по ВР, куратор инклюзивного образования.
42 Представление опыта работы школы по инклюзивному образованию на городских и региональных конференциях. август 2016г.- август

2017г.

Директор школы, куратор инклюзивного образования.
43 Патронаж семей детей с ОВЗ. 2016-2017 годы Классные руководители, социальный педагог.
44 Мониторинг

деятельности всех участников

проекта.

Январь- май

2016 г., 2017г.,

Зам. директора

по УВР, зам. директора по ВР, учителя-предметники, педагог-

психолог,

соц. педагог, учитель-логопед.

Заключительный этап (с 25.05.2017- 15.09.2018)
45 Представление пакета документов на коллегию районного управления образования для решения о присвоении МБОУ НШ № 30 города Сургута статуса экспериментальной площадки по инклюзивному образованию. Май

2017г.

Директор школы
46 Районный семинар для директоров ОУ «Презентация модели инклюзивного образования МБОУ НШ № 30 г. Сургута Сентябрь

2017 г.

Администрация школы.
47 Участие с творческими работами детей-инвалидов в мероприятиях декады, посвященной «Всемирному дню инвалидов 3 декабря». 3-13 декабря 2017г. Зам. директора по ВР.
48 Публикация методических материалов учителей на сайте школы, в СМИ. В течении всего периода Члены инициативной группы
Аналитический этап (с 15.09.2017- 25.12.2018)
49 Проведение семинаров, тренингов, мастер – классов по инклюзии для педагогов района. ноябрь, декабрь 2017г. Директор школы, куратор инклюзивного образования.
50 Выпуск буклетов, памяток, трилистников по инклюзивному обучению Приурочить к выставке Куратор методического совета
51 Подготовка и издание брошюры из опыта работы МБОУ НШ № 30 по инклюзивному образованию Ноябрь- декабрь 2017г. Директор школы, куратор инклюзивного образования, куратор методического совета.
53 Аналитический отчет о внедрении инклюзивного образования (разместить на сайте школы) Май – июнь 2018г. Директор школы, куратор инклюзивного образования, куратор методического совета.

Практическая значимость результатов проекта.

1.​ Проведенная работа позволит детям с ОВЗ получить образование в условиях общеобразовательного учреждения.

2.​  Педагоги получат опыт работы с учащимися с ОВЗ.

3.​  Общество получит полноценно развитых личностей из числа детей с ОВЗ, максимально социализированных.

4.​ Обучение станет более доступным для детей, испытывающих проблемы в здоровье.

5.​  Родители смогут быть активными участниками образовательного процесса.

  1. Учащиеся школы приобретут ценный опыт общения, участия в судьбе другого человека, сострадания и толерантного поведения, гуманного отношения к людям с недостатками развития и здоровья.
«Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве»