автор: Хутова Агнесса Чухаибовна
преподаватель русского языка и литературы
ГБПОУ СК «Кисловодский медицинский колледж»

ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ СПО

ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ СПО

А.Ч.Хутова

ГБПОУ СК «Кисловодский медицинский колледж» 

Основной задачей современного профессионального образования является подготовка квалифицированных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, способных к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готовых к постоянному профессиональному росту. Чтобы подготовить такого специалиста важно в ходе усвоения знаний поэтапно, в меру индивидуальных особенностей студента, развивать его творческие возможности. Одним из средств достижения этой цели является исследовательская работа студентов.

Выделяют следующие основные виды исследовательской работы студентов средних профессиональных учебных заведений: учебная исследовательская работа студентов (УИРС) в рамках учебного времени; учебная исследовательская работа студентов (УИРС), выполняемая во внеурочное время.

Основными формами исследовательской работы студентов являются: подготовка рефератов, докладов; участие студентов в проектной деятельности; участие в семинарах, смотрах-конкурсах исследовательских работ; участие в студенческих конференциях.

В Кисловодском медицинском колледже при обучении особое внимание уделяется исследовательской работе студентов. На занятиях по русскому языку, литературе, культуре речи, родной литературе в процессе исследовательской работы решается целый комплекс педагогических задач: обучение навыкам самостоятельной теоретической работы; формирование общих и профессиональных компетенций; воспитание личностных качеств, развитие творческого потенциала; развитие коммуникативных навыков. Элементы исследовательской деятельности для студентов вводятся через различные виды самостоятельной работы. 

Так, например, на занятиях по родной литературе студентам предлагаются подготовить рефераты по темам: «Устное народное творчество. Обрядовый фольклор жителей Ставрополья», «Историческая тема в произведениях писателей Ставропольского края», «Литература народов Кавказа». На занятиях по литературе предлагаются подготовить сообщение по теме «Заочная экскурсия по местам, связанным с поэтом и писателем»; выполнить творческую работу по темам: «Значение литературы при освоении профессий и специальностей СПО естественно-научного профиля», «Выявление в художественных текстах изобразительно-выразительных средств языка и применение понимания образной системы», «Аналитическая работа с текстами поэтических произведений и применение ее результатов в профессиональной деятельности» и др..

Также студентам предоставляется возможность участвовать в кружке «Филолог». Студентами была проведена исследовательская работа по темам: «Заимствованная лексика в речи современного человека», «Искусство вести беседу», «Роль и уместность заимствований в современном русском языке», «Фразеологизмы в медицине», «Слова-паразиты», «Нарушение языковых норм в общественных местах», «Нарушение языковых норм в сети ИНТЕРНЕТ», «Речевой этикет современного подростка  (на примере студентов 1 и 2 курсов ГБОУ СПО СК « Кисловодский медицинский колледж»)», «Влияние хороших и плохих слов на организм человека», «Роль экспрессивно-оценочной лексики в бытовой сфере общения» и др..

Организация УИРС в колледже помогает решить целый комплекс учебных и воспитательных педагогических задач: формирование у студентов ключевых и профессиональных компетенций, воспитание личностных качеств, развитие творческого потенциала, формирование коммуникативной компетенции, чувство ответственности и самостоятельности.

«Библиографический список»:

  1. Гареев Р.А. Организация образовательного процесса и внеучебной работы:
    концепция и перспективы //Среднее профессиональное образование.– 2018. № 5. – С.1826.
  2. Митрюхина Л.Н. Самостоятельная работа как фактор развития познавательной деятельности учащихся // Народная асвета. 2017.№5.
ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ СПО