автор: Хутова Агнесса Чухаибовна
Преподаватель русского языка и литературы
ГБПОК СК «Кисловодский медицинский колледж»

«Бинарное занятие как средство повышения познавательной активности студента»

Бинарное занятие как средство повышения познавательной 

активности студента

Составной частью современных педагогических технологий является форма организации обучения. Как вид учебного занятия, бинарное занятие предполагает совмещение теории и практики или двух предметов. Это нетрадиционный вид занятия. Цель бинарного занятия – создать условия мотивированного практического применения знаний, навыков и умений, дать студентам возможность увидеть результаты своего труда и получить от него радость и удовлетворение.

Бинарное занятие по своей природе является одной из форм проекта. Обычно это межпредметный внутренний краткосрочный или средней продолжительности проект. Как одна из форм проекта, бинарные занятия служат средством повышения мотивации изучения предмета, так как создают условия для практического применения знаний; развивают аналитические способности и изобретательность; обладают огромным воспитательным потенциалом.

Такие занятия позволяют интегрировать знания из разных областей для решения одной проблемы, дают возможность применить полученные знания на практике. Чаще всего такие занятия ведут два преподавателя. Важную роль в подготовке и проведении бинарного урока играет психологическая и методическая совместимость педагогов.

Какова же последовательность подготовки проведения бинарных занятий? Прежде всего, это анализ фактического материала, который может служить темой бинарного занятия. Затем необходимо рассмотреть, в какой степени этот материал поможет повысить мотивацию деятельности студентов. Следующий шаг – поиск наиболее рациональной формы проведения занятия. Это может быть урок-театр, урок-пресс-конференция, урок-концерт, урок-путешествие, урок-исследование, урок-заседание редколлегии и т.д. Но бинарное занятие можно провести и в традиционной форме, когда изучение нового материала предваряется постановкой проблемного вопроса, фронтальным опросом изученного материала, лекцией преподавателей, сопровождаемой мультимедийной презентацией, закреплением материала в условиях учебной лаборатории или учебного полигона, проверки знаний студентов в режиме on-linе.

Важным этапом подготовки бинарного занятия является совместное, тщательное планирование. Занятие делится на дополняющие друг друга части, при этом необходимо избегать дублирования. Подготовка и проведение бинарных занятий способствует совершенствованию профессиональных компетенций преподавателей и формированию адекватной оценки студентов значимости изучаемых дисциплин для будущей профессиональной деятельности.

Бинарная форма обучения по своей структуре и характеру существенно отличается от других видов обучения, т.к. при ней обеспечивается не только целостная связь теории с практикой, но и объединяются темы опорных знаний, имеющий технологический характер. Общеизвестно, что главный смысл обучения вообще заключается в подготовке человека к самостоятельной практической деятельности. Интегрируясь в единое целое, знания и умения приобретают прочность. При раздельном обучении этот процесс замедляется. При бинарном – протекает как непрерывная смена шагов в обучении. Усваиваемые знания не являются однородными, они развернутого характера – вся их совокупность переводится в плоскость практического действия. Характер учебной информации изменяется в зависимости от фазы урока. Бинарное обучение – процесс индуктивно-дедуктивный: от частностей к обобщению и от обобщений к новым частностям. 

Эффективность бинарных занятий исключительна. Во-первых – соединяются педагогические усилия двух или нескольких педагогов, что позволяет на высоком уровне вести обучение, т.к. достоинства одного дополняются достоинствами другого. Имеющиеся недостатки в деятельности одного, компенсируются достоинствами другого. Во-вторых – объединение усилий педагогов способствует усилению управления процессом познавательной и практической деятельности (особенно когда большая наполняемость классов). При бинарном обучении кооперированного характера педагоги располагают временем, необходимым для изучения результатов своей деятельности в прошедшем шаге, т.к. смена ведущей роли в ходе занятия одного педагога другим, смена познавательных учебных шагов благоприятствует тому, чтобы педагог мог увидеть практические результаты своих действий. В-третьихусиление индивидуальности обучения. Регулярная смена учебных шагов позволяет выявить тех учащихся, которые нуждаются в особом внимании. В-четвертых – облегчается изучение базисных (сложных) тем. Эти уроки имеют большое значение в плане повышения квалификации самих педагогов, их профессиональной направленности.

При бинарном обучении обеспечивается комплексное сочетание разнообразных методов обучения: диалогический, целевой ориентации, мотивационно-побудительные, коммуникативные, контроля, анализа, совершенствования.

Бинарное обучение дает учащимся: 

– повышение познавательной и практической активности; 

– снижение числа случаев механического заучивания материалы;

– уменьшение у учащихся потребности в консультациях педагогов;

– усиление самоконтроля учащихся в процессе выполнения работы;

– усиление способности учащихся работать по обобщенному алгоритму;

– повышение творческой активности; повышается воспитательная роль обучения.

При бинарном обучении личность активизируется, формируется чувство успеха, вера в себя, интерес к знаниям. Между учащимися и педагогами благоприятно складывается необходимый воспитательный контакт, взаимопонимание, доверие, согласие, все это позволяет поддерживать у учащихся предрасположенность к правильному реагированию на педагогические требования.

«Бинарное занятие как средство повышения познавательной активности студента»

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram