автор: Царёва Елена Григорьевна
Педагог-психолог МБОУ г. Иркутска СОШ № 39
Программа индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка, требующего особого внимания.
Цель: коррекция эмоционально-волевой и поведенческой сферы.
Задачи:
- Снижение эмоционального напряжения;
- формирование социально-положительных личностных качеств: общительности, социальной активности, способности к волевым усилиям, стремления к преодолению встречающихся трудностей;
- Формирование у ребенка навыков работы в коллективе: умений учитывать общие правил, интересы других детей, умения подчиняться требованиям коллектива, соотносить свои действия с работой других;
- Формирование благоприятного «психологического климата» в семье (нормализация межличностных взаимоотношений внутри семьи – между родителями и ребенком, между ребенком и другими детьми в семье).
Рекомендации педагогу:
- создание положительной эмоциональной обстановки в классе (доверительность, искренность, мягкость, оптимизм, возможность посоветоваться, откровенно поговорить).
- проводить учебную и воспитательную работу с учетом личных особенностей ребенка
- внимательное отношение к ребенку, недопустима резкость, авторитарные методы общения.
- поддержка и развитие приобретенных положительных личностных качеств,
- давать небольшие поручения, но с достижимым положительным результатом.
- формирование мотивации достижения успеха, через включение ребенка в активную деятельность на основе использования его интересов
- поддержка и развитие коммуникативных навыков
Работа с родителями:
- Консультирование родителей по вопросам воспитания и обучения ребенка, прежде всего, на интенсификацию их общения.
- Включение родителей (а также ближайших родственников) в коррекционно-развивающую работу с ребенком.
- Для преодоления трудностей в контактах со сверстниками предложить родителям учить ребенка общаться с одним-двумя партнерами в ходе игры, организуемой и направляемой взрослыми.
- Провести диагностику “Анализ семейных взаимоотношений” (АСВ) для анализа семейного воспитания и причин его нарушения.
Индивидуальная коррекционно-развивающая работа
Цель: коррекция эмоционально-волевой и поведенческой сферы
Задачи программы:
Снижение эмоционального напряжения: состояние психического дискомфорта, зависимость от окружающих, тревожность.
- Создание положительного эмоционального настроения и атмосферы «безопасности» в группе сверстников.
- Перенос положительного опыта из индивидуальных занятий в реальную школьную обстановку.
- Формирование моральных представлений.
- Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умения адекватно выразить свое.
- Обучение психомышечной тренировки и ауторелаксации.
Ожидаемый результат: снижение эмоционального напряжения, осознание атмосферы «безопасности» в социальном окружении.
Содержание программы индивидуальных коррекционных занятий
- «Снятие состояния психического дискомфорта»:
- Снижение эмоционального напряжения.
- Создание положительного эмоционального настроения и атмосферы «безопасности» в группе.
- Перенос положительного опыта из индивидуальных занятий в реальную школьную обстановку.
- Обучение приемам ауторелаксации.
- Психомышечная тренировка.
- «Коррекция зависимости от окружающих»
- Привить учащемуся новые формы поведения.
- Научить самостоятельно, принимать верные решения.
- Дать возможность почувствовать себя самостоятельным и уверенным в себе человеком.
- Использовать выразительные движения в воспитании эмоций и высших чувств.
- Приобретение навыков в саморасслаблении.
III. «Коррекция тревожности»
- Снижение эмоционального напряжения.
- Уменьшение тревожности.
- Помочь справиться с негативными переживаниями, которые препятствуют нормальному самочувствию ребенка.
- Снятие страхов.
- Воспитание уверенности в себе.
Приемы психокоррекции: ролевые игры, кинезиологические упражнения, арт-терапия, тематические беседы, психодиагностические личностные и проективные методики, обучение навыкам произвольного снижения психоэмоционального напряжения и оптимизации психофизического состояния используя психопрофилактическую антистрессовую компьютерную программу «Волна» и т.д.