автор: Царёва Елена Григорьевна

Педагог-психолог МБОУ г. Иркутска СОШ № 39

конкурсы для педагогов

Программа индивидуального  психолого-педагогического сопровождения ребенка, требующего особого внимания.

Цель: коррекция эмоционально-волевой и поведенческой сферы.

Задачи:

  • Снижение эмоционального напряжения;
  • формирование социально-положительных личностных качеств: общительности, социальной активности, способности к волевым усилиям, стремления к преодолению встречающихся трудностей;
  • Формирование у ребенка навыков работы в коллективе: умений учитывать общие правил, интересы других детей, умения подчиняться требованиям коллектива, соотносить свои действия с работой других;
  • Формирование благоприятного «психологического климата» в семье (нормализация межличностных взаимоотношений внутри семьи – между родителями и ребенком, между ребенком и другими детьми в семье).

Рекомендации педагогу:

  • создание  положительной эмоциональной обстановки в классе (доверительность,  искренность, мягкость, оптимизм, возможность посоветоваться, откровенно поговорить).
  • проводить учебную и воспитательную работу с учетом личных особенностей ребенка
  • внимательное отношение к ребенку, недопустима резкость, авторитарные методы общения.
  • поддержка и развитие приобретенных положительных личностных качеств,
  • давать небольшие поручения, но с достижимым положительным результатом.
  • формирование мотивации достижения  успеха, через включение ребенка в активную деятельность на основе использования его интересов
  • поддержка и развитие коммуникативных навыков

Работа с родителями:

  • Консультирование родителей по вопросам воспитания и обучения ребенка, прежде всего, на интенсификацию их общения.
  • Включение родителей (а также ближайших родственников) в коррекционно-развивающую  работу с ребенком.
  • Для преодоления трудностей в контактах со сверстниками предложить родителям учить ребенка общаться с одним-двумя партнерами в ходе игры, организуемой и направляемой взрослыми.
  • Провести диагностику “Анализ семейных взаимоотношений” (АСВ) для анализа семейного воспитания и причин его нарушения.

Индивидуальная коррекционно-развивающая работа

Цель: коррекция эмоционально-волевой и поведенческой сферы

Задачи программы:

Снижение эмоционального напряжения: состояние психического дискомфорта, зависимость от окружающих, тревожность.

  1. Создание положительного эмоционального настроения и атмосферы «безопасности» в группе сверстников.
  2. Перенос положительного опыта из индивидуальных занятий в реальную школьную обстановку.
  3. Формирование моральных представлений.
  4. Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умения адекватно выразить свое.
  5. Обучение психомышечной тренировки и ауторелаксации.

Ожидаемый результат: снижение эмоционального напряжения, осознание атмосферы «безопасности» в социальном окружении.

 

Содержание программы индивидуальных коррекционных занятий

  1. «Снятие состояния психического дискомфорта»:
  2. Снижение эмоционального напряжения.
  3. Создание положительного эмоционального настроения и атмосферы «безопасности» в группе.
  4. Перенос положительного опыта из индивидуальных занятий в реальную школьную обстановку.
  5. Обучение приемам ауторелаксации.
  6. Психомышечная тренировка.
  7. «Коррекция зависимости от окружающих»
  8. Привить учащемуся новые формы поведения.
  9. Научить самостоятельно, принимать верные решения.
  10. Дать возможность почувствовать себя самостоятельным и уверенным в себе человеком.
  11. Использовать выразительные движения в воспитании эмоций и высших чувств.
  12. Приобретение навыков в саморасслаблении.

III. «Коррекция тревожности»

  1. Снижение эмоционального напряжения.
  2. Уменьшение тревожности.
  3. Помочь справиться с негативными переживаниями, которые препятствуют нормальному самочувствию ребенка.
  4. Снятие страхов.
  5. Воспитание уверенности в себе.

Приемы психокоррекции: ролевые игры, кинезиологические упражнения, арт-терапия, тематические беседы, психодиагностические личностные и проективные методики, обучение навыкам произвольного снижения психоэмоционального напряжения и оптимизации  психофизического состояния используя психопрофилактическую антистрессовую компьютерную программу «Волна» и т.д.

Программа индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка, требующего особого внимания.