автор: Чайкина Людмила Николаевна

преподаватель ФГБОУ ВО РГУПС Тихорецкий техникум железнодорожного транспорта (ТТЖТ–филиал РГУПС)

Материаловедение в числе приоритетных направлений в будущей профессии выпускников ССУЗов

Материаловедение в числе приоритетных направлений в будущей

профессии выпускников  ССУЗов

Чайкина Людмила Николаевна

преподаватель ТТЖТ – филиал РГУПС г.Тихорецк Краснодарского края

 

  

      Чтобы наши выпускники  стали хорошими конкурентно способными специалистами , уже сейчас  мы, преподаватели,  должны научить их понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. На сегодняшний день «Материаловедение» играет важную роль в развитии научно-технического прогресса. Так получилось, что материаловедение способно охватить каждую область  человеческой деятельности, что и делает ее весьма  актуальной и востребованной в наше время новых технологий. Для реализации профессиональных компетенций хочется привести слова Гете : Мало знать, надо и применять ,мало хотеть, надо и делать

 Объем современного материаловедения чрезвычайно велик и охватывает все области техники и производства. Любая технология начинается с решения ряда материаловедческих задач: установления критериев выбора материалов с учетом назначения изделия и реальных условий его производства, определения допустимых параметров и режимов обработки материалов. Только на основе глубоких и всесторонних знаний строения и свойств материалов можно разработать современную технологию, изготавливать изделия высокого качества.

  Успехи в развитии химии, физики, математики и других фундаментальных наук, создание современных и высокоточных средств измерительной техники существенно обогащают материаловедение и создают условия для постоянного развития этой прикладной науки.

  Используя современные средства анализа структуры и измерения свойств, материаловеды расширяют свои познания о материалах, открывают новые их качественные стороны, выдают обоснованные рекомендации по рациональному использованию существующих материалов и разрабатывают новые материалы с улучшенными свойствами.

    Область профессиональной деятельности выпускников специальности 23.02.04  очень объемна и широка: это разработка и внедрение технологических процессов производства продукции машиностроения; организация работы структурного подразделения  и во всех направлениях этой деятельности основной проблемой является обеспечение надежности создаваемых изделий  (деталей, узлов, механизмов, и оборудования) при эксплуатации. При этом одной из актуальнейших задач, в обеспечении надежности изделий на всех уровнях их создания и эксплуатации, является повышение долговечности и надежности именно материалов.

   В последние годы в машиностроении значительно расширилась номенклатура материалов с повышенными требованиями к прочности, жаростойкости, коррозионной и химической стойкости. При эксплуатации, выбранные конструкторами и технологами материалы подвергаются разнообразным эксплуатационным нагрузкам, поэтому при изучении материаловедения должны более детально раскрываться современные,  дислокационно- структурные механизмы разрушения материалов.

     Научно-методическая основа материаловедения  построена на изучении следующих понятий:

1) микроструктуры металлов и сплавов – основного фактора надежности и долговечности деталей машин;

2) пространственной атомно-кристаллической структуры материалов;

3) аллотропических превращений компонентов сплавов,

4) возникновения дефектов строения и их влияния на механические и др. свойства материалов, а значит, на долговечность и надежность деталей и машин;

5) структурного механизма разрушения;

6) механизма структурных превращений при деформациях;

7) значения и влияния микроструктуры деталей при эксплуатации на долговечность и надежность деталей машин;

8) выбора материалов в зависимости от условий эксплуатации.

На уроках   материаловедения   обучающихся необходимо научить:

– распознавать и классифицировать конструкционные и сырьевые материалы по внешнему виду, происхождению, свойствам;

– определять виды конструкционных материалов;

–  выбирать материалы для конструкций по их назначению и условиям эксплуатации;

– проводить исследования и испытания материалов;

   Наиболее подготовленные студенты привлекаются к выступлению на Всероссийских студенческих олимпиадах, конкурсах, научных конференциях,

    Информация которую обучающиеся получают  на уроках материаловедения, позволит сформировать профессиональные компетенции и  применить их в решении задач производственной деятельности в будущем.

Материаловедение в числе приоритетных направлений в будущей профессии выпускников ССУЗов