автор: Чайкина Людмила Николаевна
преподаватель ФГБОУ ВО РГУПС Тихорецкий техникум железнодорожного транспорта (ТТЖТ–филиал РГУПС)
Материаловедение в числе приоритетных направлений в будущей профессии выпускников ССУЗов
Материаловедение в числе приоритетных направлений в будущей
профессии выпускников ССУЗов
Чайкина Людмила Николаевна
преподаватель ТТЖТ – филиал РГУПС г.Тихорецк Краснодарского края
Чтобы наши выпускники стали хорошими конкурентно способными специалистами , уже сейчас мы, преподаватели, должны научить их понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. На сегодняшний день «Материаловедение» играет важную роль в развитии научно-технического прогресса. Так получилось, что материаловедение способно охватить каждую область человеческой деятельности, что и делает ее весьма актуальной и востребованной в наше время новых технологий. Для реализации профессиональных компетенций хочется привести слова Гете : Мало знать, надо и применять ,мало хотеть, надо и делать
Объем современного материаловедения чрезвычайно велик и охватывает все области техники и производства. Любая технология начинается с решения ряда материаловедческих задач: установления критериев выбора материалов с учетом назначения изделия и реальных условий его производства, определения допустимых параметров и режимов обработки материалов. Только на основе глубоких и всесторонних знаний строения и свойств материалов можно разработать современную технологию, изготавливать изделия высокого качества.
Успехи в развитии химии, физики, математики и других фундаментальных наук, создание современных и высокоточных средств измерительной техники существенно обогащают материаловедение и создают условия для постоянного развития этой прикладной науки.
Используя современные средства анализа структуры и измерения свойств, материаловеды расширяют свои познания о материалах, открывают новые их качественные стороны, выдают обоснованные рекомендации по рациональному использованию существующих материалов и разрабатывают новые материалы с улучшенными свойствами.
Область профессиональной деятельности выпускников специальности 23.02.04 очень объемна и широка: это разработка и внедрение технологических процессов производства продукции машиностроения; организация работы структурного подразделения и во всех направлениях этой деятельности основной проблемой является обеспечение надежности создаваемых изделий (деталей, узлов, механизмов, и оборудования) при эксплуатации. При этом одной из актуальнейших задач, в обеспечении надежности изделий на всех уровнях их создания и эксплуатации, является повышение долговечности и надежности именно материалов.
В последние годы в машиностроении значительно расширилась номенклатура материалов с повышенными требованиями к прочности, жаростойкости, коррозионной и химической стойкости. При эксплуатации, выбранные конструкторами и технологами материалы подвергаются разнообразным эксплуатационным нагрузкам, поэтому при изучении материаловедения должны более детально раскрываться современные, дислокационно- структурные механизмы разрушения материалов.
Научно-методическая основа материаловедения построена на изучении следующих понятий:
1) микроструктуры металлов и сплавов – основного фактора надежности и долговечности деталей машин;
2) пространственной атомно-кристаллической структуры материалов;
3) аллотропических превращений компонентов сплавов,
4) возникновения дефектов строения и их влияния на механические и др. свойства материалов, а значит, на долговечность и надежность деталей и машин;
5) структурного механизма разрушения;
6) механизма структурных превращений при деформациях;
7) значения и влияния микроструктуры деталей при эксплуатации на долговечность и надежность деталей машин;
8) выбора материалов в зависимости от условий эксплуатации.
На уроках материаловедения обучающихся необходимо научить:
– распознавать и классифицировать конструкционные и сырьевые материалы по внешнему виду, происхождению, свойствам;
– определять виды конструкционных материалов;
– выбирать материалы для конструкций по их назначению и условиям эксплуатации;
– проводить исследования и испытания материалов;
Наиболее подготовленные студенты привлекаются к выступлению на Всероссийских студенческих олимпиадах, конкурсах, научных конференциях,
Информация которую обучающиеся получают на уроках материаловедения, позволит сформировать профессиональные компетенции и применить их в решении задач производственной деятельности в будущем.