автор: Чаликова Татьяна Юрьевна
воспитатель
МАДОУ «ДС «Гнездышко», г. Новый Уренгой

В стране Архимедии.

Конспект занятия по познавательному развитию

 В стране Архимедии.

Цели: формирование мировоззрения ребёнка старшего возраста средствами эксперимента, развитие наблюдательности, умения сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, делать самостоятельные выводы.
Материалы: Письмо, написанное молоком – приглашение в гости от Архимеда, лампа и свечка,стеклянные банки четыре (пол-литровые); два яйца; стакан соли; столовая ложка; кувшин с водой;  цветок лотоса из бумаги; чашка с водой; пробка от бутылки; чайная ложка; перо; монета; деревянный шпатель;полянка с цветками; камешек; проектор.  
Образовательные задачи:

1.Развивать мыслительную активность, умение анализировать, устанавливать причинно-следственные зависимости природных явлений.

  1. Формировать предпосылки к учебной и умственной деятельности.
  2. Расширять знания детей о животном и растительном мире подводного мира.

Развивающие задачи:

  1. Развивать у старших дошкольников познавательный интерес к познавательно-исследовательской деятельности.
  2. Развивать у детей старшего возраста мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение.
  3. Развивать умение составлять сложные предложения, строить развёрнутые высказывания.

Воспитательные задачи:

1.Воспитывать интерес к непосредственно образовательной деятельности. Желание работать в коллективе, помогать друг другу.

2.Воспитывать у детей интерес к окружающему миру.

Ход:

Воспитатель:

 Ребята, а вы знаете, с чего начинается хорошее настроение?

 (С улыбки, с добрых дел, с прекрасных сюрпризов.)

Мы все за руки возьмемся

И друг другу улыбнёмся.

Мы готовы поиграть –

Много нового узнать.

– Располагайтесь по удобнее на коврике. (На экране портрет Архимеда и рядом свёрток бумаги с приглашением).

Воспитатель: Давным- давно, когда вас ещё не было на свете, не было и ваших родителей и даже бабушек и дедушек, жил на свете человек по имени Архимед. Ребята, а вы знаете кто такой Архимед?

Ответы детей: (Да, он жил в Древнем Риме, в Греции; он математик; это ученый; он делал опыты, много знал.) 

Воспитатель: Правильно! (слайд с Архимедом).

Это человек был очень любознательным, все ему было интересно. Он хотел знать, как устроен мир, и сам придумал много полезных и нужных вещей …Давайте посмотрим, что это за свёрток висит рядом с портретом Архимеда. Давайте-ка прочтем его!
(Открываем свиток, а там чистый лист. Показываю детям. Вместе видим, что что-то там написано, но совсем не видно, что именно.)
Воспитатель: А как же можно это прочесть? Как невидимое сделать видимым? Это, наверное, секретные чернила! Для того чтобы их прочесть нужно наш листок нагреть. Давайте посмотрим вокруг и поищем, чем можно нагреть наш листок?

(Дети находят в зале свечу, лампу).

Воспитатель: Давайте с вами решим, чем будем нагревать наш свиток? 

Ответ детей: Лучше лампой.

Воспитатель: – Почему?

Ответ детей: Потому что безопаснее, в свече открытый огонь.

Воспитатель: Я с вами согласна. Давайте нагреем и прочтём это послание.

-Ребята посмотрите, бумага нагрелась и теперь хорошо видно послание.

Дорогие ребята! Приглашаю Вас в страну Архимедию. Но чтоб попасть туда, надо разгадать секрет.

Делаем вывод: Значит письмо написано молоком, оно вскипает от тепла лампы, темнеет и становится видимым.

Воспитатель: Ну, что? Будем разгадывать секрет? Хотите отправиться в гости?

Ответ детей: Да.

Воспитатель: Тогда приступим к разгадыванию секрета.

Эксперимент №1.

На столе стоят 2 ёмкости по пол литра с водой. На блюдце 2 сырых яйца, в стакане соль, ложка.

(У воспитателя 2 ёмкости по пол литра и 1 двухлитровая, 2 яйца, соль, ложка.)

Воспитатель: В первую ёмкость нужно опустить яйцо. Карим опусти аккуратно яйцо. Ребята, что с ним произошло?

Ответ детей: Оно утонуло.

Воспитатель: Во вторую ёмкость необходимо добавить четыре столовых ложки соли. Богдан помоги мне, перемешай соль и опусти яйцо в ёмкость. Посмотрите, что с ним произошло?

Ответ детей: Оно плавает на поверхности.

Дети делают вывод: в солёной воде яйцо не тонет, а держится на поверхности. В простой воде яйцо опустилось на дно ёмкости. 

Воспитатель: Молодцы, ребята! А где вы встречали такое?

Ответы детей: (Когда ездили отдыхать на море, вода, в море соленная и плавать в такой воде легче).

Воспитатель:  Давайте подойдём к полянке (на полянке цветочки из бумаги с загнутыми листочками к центру). На лепестках что – то написано, но они закручены и прочитать сложно. Что же нам делать? Как развернуть листочки?

Ответы детей: (Прогладить. Положить подо что-нибудь тяжелое…)

Воспитатель: Ребята, а давайте снова проведем опыт?

Эксперимент № 2

(Берём ручной пульверизатор и опрыскиваем лепестки, они «распускаются».) 

Ребята, вы  догадались, почему лепестки цветка раскрылись? Бумага намокла, стала тяжёлой, и лепестки, поэтому раскрылись.

Воспитатель: Теперь можно прочитать, что написано на лепестках «Вас поведёт вперёд прибор, но что бы узнать, что это за прибор, нужно разгадать загадку». Послушайте:

Загадка:

Где бы ты не находился,
Если только заблудился,
Он укажет тебе, друг,
Путь на север и на юг.
И в тайге, и в океане
Он отыщет путь любой.
Умещается в кармане
И ведёт нас за собой.
Ответ детей: Компас.

Воспитатель: Молодцы! Вот и компас. Он поможет определить, направление нашего пути. Мы теперь не заблудимся. Сейчас мы сделаем разминку, что бы набраться сил для дальнейшего путешествия.

Физминутка:

Север, запад, юг, восток

(поднимаем две руки по сторонам света)

Нужно запомнить нам на зубок

Стороны света с тобою дружок.

Вот на север ледокол плывет

(плавные движения руками)

Вот на юг, улетают птицы

(машем руками-«крыльями»)

Вот на востоке солнышко встает

(потянуться на носочках)

А на западе оно садится

(присесть)

Воспитатель: Ну что отдохнули ? Теперь пора продолжать наш путь. А на чем отправимся в путешествия?

Ответ детей: Высказывают свои предложения. Давайте отправимся на корабле.

Воспитатель: А кто знает, из чего строят корабли? 

( Вос-ль предлагает подойти к столу, на котором лежат предметы, сделанные из разных материалов) Как вы думаете эти предметы тонут или нет? (ответы детей)

А хотите проверить, действительно ли одни предметы тонут, а другие плавают?

 (вос-ль предлагает подойти к столу, где лежат предметы для проведения опыта)

Эксперимент № 3

На столе стоит таз с водой. Поднос, на подносе пробка, чайная ложка, скрепка, перо, пуговица, деревянную ложку, камень.

Воспитатель: Сейчас мы с вами будим опускать по очереди предметы: 

Дети опускают по очереди предметы.

-Что произошло с предметами, которые вы опустили в воду? (Ложка, скрепка, монета, камень – они утонули) Как вы думаете, почему?(тяжелые)

-Какие предметы плавают?

Ответ детей: Плавает пробка, перо, деревянная ложка.

Воспитатель: Почему эти предметы не утонули? (они легкие). Все ли легкие предметы? Одинаково ли держатся на воде? А если на предмет, который плавает, положить предмет, который тонет, что произойдет? (кладут камень на деревянную ложку)

Ответ детей: (после опыта, делают вывод). Оба предмета утонули. А легкий всплыл. Из чего она сделана?

Итог: воспитатель делает вывод: вода выталкивает более легкие предметы.

Воспитатель: А еще важно, чтобы внутри предмета, например корабля, было много воздуха. Посмотрите на экран. Сейчас вы узнаете, как легкий воздух удерживает большой корабль на воде.

 (просмотр видео-ролика о кораблях)

-Теперь вы знаете, как держаться корабли на воде. Давайте построим и мы корабль. Из какого материала мы его построим? Дети строят корабль из стульев и рассаживаются по местам.

Воспитатель: Крибле! Крабле! Бумс! Отправляемся в путешествие! 

(Звучит шум моря и видео слайд с морем)

Воспитатель: – Как вы думаете, почему люди приезжают на море? (Морская вода, солнце и воздух – хорошие лекарства.) Расскажите, что вы знаете о морской воде?

Ответ детей: (Морская вода очень полезная.)

Вос-ль: Чем же она полезна?

Ответ детей: (Она содержит много минеральных веществ. Ею можно полоскать горло.) 

Вос-ль: А что делают из морской воды?

Ответ детей:(Из морской воды делают морскую соль и продают в аптеках. Из морской воды добывают специальные вещества, из которых делают лекарства и мази.)

Вос-ль: А вы знаете, какие растения растут в море?

Ответ детей: (В море растёт морская капуста, которую мы едим, она очень полезная, водоросли.)

Вос-ль: А для чего нужны водоросли?

Ответ детей: (Из них делают удобрения для цветов и йод.)

Вос-ль: А пока наш корабль не добрался до места назначения, давайте поиграем в игру “Кто живёт на морском дне?»

Вопросы:

-Как называется самая крупная рыба-хищница? (Акула.)

-У кого морского обитателя ноги из головы растут? (У осьминога)

-Как называется обитатель, который поражает жертву с помощью электрического разряда? (Скат.)

-У этой красавица пятиконечная, рот расположен в центре тела с нижней стороны, что то? (Морская звезда)

– Это – самые необычные обитатели моря. У них на спине овальный панцирь, большая голова на короткой шее, а ноги похожи на ласты. В воде они очень подвижны и грациозны, а по суше передвигаются медленно-медленно. Если их перевернуть на спину, то они так и останутся лежать, потому что сами перевернуться не смогут. (Черепахи)

– Из какого животного плещет фонтан? (Кит.)
– У какой рыбы есть меч? (Рыба-меч.)

– Чем дышат рыбы? (жабрами)

– Что находится на морском дне? (песок, камешки, ракушки, водоросли и т. д.)

– С помощью чего можно опуститься на морское дно? (подводная лодка, нырнуть с аквалангом)

Вос-ль: А каких вы ещё знаете морских обитателей

 Ответ детей: (Дельфины ,медузы, морской конёк)

-А можем ли мы их взять себе на память? 

Ответ детей: (Нет.)

Вос-ть: Почему?

Ответ детей: (Они живые, без морской воды погибнут)

Воспитатель: Кажется, я вижу землю! Стоп корабль! Прибыли. 

Ребята, нелёгким был ваш путь, но вы справились со всеми заданиями, все преодолели! Молодцы, умники и умницы! 

За то, что вы такие умники, я хочу показать вам удивительный эксперемент.

Называется он  «Естественная лупа»

Если вам понадобилось разглядеть какое-либо маленькое существо, например паука, комара или муху, сделать это очень просто.

Эксперимент № 4 

У меня в банке насекомое (игрушечное насекомое). Сверху горлышко затянуто пищевой пленкой, но не натянуто, а, наоборот, продавлено так, чтобы образовалась небольшая емкость. Теперь я завяжу пленку веревкой или резинкой, а в углубление налью воды. У нас получилась чудесная лупа, сквозь которую прекрасно можно рассмотреть мельчайшие детали.

-Не верите????

– Подойдите, пожалуйста, ко мне и посмотрите в Лупу. Кого вы видите в банке???

Ответ детей: Муху.

Воспитатель: 

-А что у нее на лапках?

– Видите ли вы ее глазки?

– А вы сможете сделать такую лупу самостоятельно?

Ответ детей: Да!

Воспитатель: Попробуйте. Если понадобится помощь – зовите, я обязательно помогу.

-Вот вам банка. Выберите насекомое, которое хотите рассмотреть получше, пленка, резинка, водичка. Приступайте.

Воспитатель: Ну, что ребята? Можно посмотреть, что у вас получилось?

-Действительно лупа. Можно рассмотреть самые маленькие детали нашего насекомого. Ребята, нам пора возвращаться. 

Воспитатель: Ребята, садитесь в наш корабль,  поплывем обратно. (Дети присаживаются. Звучит шум моря.)

-А пока мы с вами плывем, давайте вспомним, какие эксперименты мы с вами сегодня проводили?

-В какой воде яйцо держится на воде, не тонет? Почему одни предметы тонут, другие нет? Кого мы видели на морском дне?

– Что больше всего запомнилось?

– Вот и все, мы с вами прибыли на место назначения. Сегодня мы с вами много узнали, вы были настоящими исследователями. Давайте теперь зарисуем те эксперименты, которые вам больше всего понравились,запомнились.

В стране Архимедии.

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram