автор: Часовская Светлана Алексеевна
Воспитатель “МБДОУ Детский сад комбинированного вида №188” г.о. Самара
Конспект занятия по познавательному развитию “В гостях у народов Поволжья”
Цель: Познакомить детей с культурой и традициями народов Поволжья.
Задачи:
1.Расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине.
2.Закрепить знания о государственных символах республик, об одежде народов Поволжья.
- Развивать у детей интерес к родному краю.
4.Воспитывать уважение к обычаям, традициям, культуре другого народа.
5.Знакомить детей с загадками удмуртского народа.
- Формировать знания детей об орнаментах народов Поволжья.
- Развивать у детей память, внимание.
- Способствовать развитию грамматического строя речи, пополнению
словарного запаса.
Материал и оборудование:
Презентация «Путешествие по Поволжью», пазлы «Собери орнамент»,
2 платка для игры, флаги народов Поволжья с буквами (ДРУЖБА)
Словарная работа: многонациональная страна, Поволжье, Чебоксары, Уфа, Ижевск, Саранск, Йошкар-Ола – Ола, Казань.
Методы и приемы:
Загадывание загадок, задания в конверте.
Практический – сбор пазлов «Собери орнамент», игры «Определи мордовский костюм», «Найди мордовский головной убор», «Где мордовский флаг?»
Игровой – подвижные игры: «Тирмэ – юрта», «Кукушка».
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся с вами в путешествие, ведь наша страна такая большая и в ней так много красивых и интересных мест. Как называется наша страна? Россия – многонациональная страна. Многонациональная,- это какая?
Это страна, в которой живут люди разных национальностей. Живут они мирно и дружно. Вы когда-нибудь бывали в республиках Поволжья? (Ответы детей)
Мне так хочется отправиться в путешествие по этим республикам.
Хотите отправиться со мной в путешествие?
А как вы думаете, ребята, на чем можно отправиться в путешествие?
Воспитатель: Правильно, ребята. Сегодня я буду вашим экскурсоводом
И буду рассказывать вам о разных республиках. Смотрите, мы оказались на нашем речном вокзале и уже готовы отправиться в путешествие. А вы помните, как называется река в нашем городе?
Воспитатель: Течет, течет наша Волга, течет по всему Поволжью.
На берегах Волги расположены разные республики.
Воспитатель: Во время путешествия мы с вами будем останавливаться, и на каждой остановке нас будут ждать задания, которые приготовили нам жители Поволжья. За правильно выполненное задание нам будут давать флаг народа, у которого мы будем в гостях с буквой. А что за слово получиться, мы с вами узнаем в конце путешествия. Вы готовы отправиться в путь?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда садитесь поудобнее и поплыли. (Гудок)
Звучит башкирская музыка.
Воспитатель: Мы делаем первую остановку.
Республика Башкирия и здесь живут Башкиры. Столица Башкирии – город Уфа.
В Башкирии степи привольные,
Леса здесь богаты добычею,
Озера ни с чем, ни сравнимые
И люди гостеприимные.
Воспитатель: Нам с вами предстоит сыграть в игру «Тирмэ» в переводе с башкирского это дом.
Все скорее в круг вставайте и в башкирскую игру играйте.
(В игре 2 подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам зала. В центре
-Мы веселые ребята
Соберемся все в кружок
Поиграем и попляшем
И помчимся на лужок.
Воспитатель: Хорошо. Мы получаем флаг, какой республики (Башкирии).
Какая это буква? Д.
Время идет, нам пора отправляться в путь, занимаем места и продолжим наше путешествие. (Гудок)
Звучит музыка Удмуртии.
Приплыли мы с вами в Удмуртию. Здесь живут Удмурты. Столица Удмуртии – город Ижевск. Удмуртский народ славится своим гостеприимством, весельем.
И предлагают нам отгадать удмуртские загадки.
– По воде иду, следов не оставляю. (Лодка)
– Теплее всех, светлее всех оно спит, мы спим, оно встает, и мы встаем (Солнышко)
– Раскрашенное коромысло через реку повисло (Радуга)
– Семь братьев есть: возраст их один, имена разные (Неделя)
Все отгадали. И мы получаем флаг (флаг какой республики, дети?) Удмуртии с буквой «Р»
-Все загадки отгадали
Сели дружно в пароход
И отправились вперед
Покорять чужие дали. (Гудок)
Звучит Марийская музыка
И приехали мы с вами в республику Мари – Эл. Ее столица – город Йошкар-Ола.
Предлагаем не скучать и в Марийскую игру поиграть.
Дети стоят в кругу, кукушка в середине. Дети идут по кругу и поют.
Дети: – Эй, кукушечка, лесная
Мы тебя совсем не знаем.
Ты о чем ку-ку – кукуешь
На суку в лесу тоскуешь?
Кукушка: Я одна ку-ку на свете
У меня пропали дети
Куковать мне одиноко
На суку сосны высокой
Поют все дети то, сужая, то расширяя круг, руки за спиной. В это время
ведущий незаметно вкладывает кому – нибудь в руки платочек.
Дети: – Эй, кукушечка, лесная
Поиграй в платочек с нами.
Ты отыщешь наш платочек,
Мы твоих сынков и дочек.
Дети передают за спиной платочек, а кукушка старается угадать, у кого платочек.
Вот флаг республики Марий – Эл с буквой «У».
Наше путешествие продолжается (Гудок)
Звучит Чувашская музыка.
Город новый, город старый
Славный город Чебоксары!
В Чебоксарах на бульварах
Тараторят воробьи:
Ики, вики, чики, брики,
чив, чив, чив.
Мы приплыли в гости к Чувашскому народу. Столица Чувашии – город Чебоксары.
Воспитатель: Правильно.
Ребята, нам нужно собрать картинку так, чтобы получился национальный чувашский орнамент.
Игра «Собери орнамент» (собираем орнамент за столом)
Воспитатель: Спасибо, что помогли.
Вручается флаг Чувашии с буквой «Ж». (Гудок)
Наш путь продолжается.
Звучит Мордовская музыка.
Мы приехали с вами в республику Мордовия, в гости к Мордовскому народу. Столица Мордовии – город Саранск.
К какому народу приплыли в гости?
Жители Мордовии приготовили задания.
(Дети выполняют задания на полу.)
Воспитатель: Ребята, нам нужно найти мордовский головной убор.
Панго (панга) – старинный женский головной убор. Он отражал возраст, семейное и социальное положение женщины. Его украшали вышивкой, лентами, кружевами, блестками.
Хушпу – традиционный чувашский головной убор. Каркас головного убора делался из прочной толстой шерсти, кожи или холщевой ткани. К нему ниткой пришивался бисер и монеты. В орнаменте хушпу чувашки отражали свои языческие представления о мире.
Тюбетейка (тубэтэй) — головной убор, неотъемлемый атрибут татарского костюма. Они могли быть изготовлены из дорогих тканей и украшены золотошвейными нитями. Можно было легко определить социальную принадлежность.
После выполнения задания нам вручают флаг Мордовии с буквой? (Б)
Продолжаем путешествие.
Попрощаться на мордовском языке
(Гудок)
Ребята, мы приехали в республику Татарстан. Здесь живут Татары и столица республики – Казань.
Ребята, а давайте встанем в круг и сделаем веселую зарядку..
Вручается татарстанский флаг с буквой «А»
Прощаемся на татарском языке
А сейчас из этих букв попробуем собрать слово.
Дети складывают буквы, и получается слово «Дружба».
Ребята, какое красивое слово у нас получилось.
Пословица о дружбе: Дружба и братство – лучше богатства.
Воспитатель: Ребята, к сожалению, наше путешествие подошло к концу и пора возвращаться домой, в Самару. Вам понравилось наше путешествие? Что запомнилось больше всего?