автор: Часовская Светлана Алексеевна

Воспитатель “МБДОУ Детский сад комбинированного вида №188” г.о. Самара

Конспект занятия по познавательному развитию “В гостях у народов Поволжья”

 

Цель: Познакомить детей  с культурой и традициями народов Поволжья.

Задачи:

1.Расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине. 

2.Закрепить знания  о государственных символах республик, об одежде народов Поволжья.

  1. Развивать у детей интерес к родному краю. 

4.Воспитывать уважение к обычаям, традициям, культуре другого народа. 

5.Знакомить детей с загадками удмуртского народа. 

  1. Формировать знания детей об орнаментах народов Поволжья.
  2. Развивать у детей память, внимание. 
  3. Способствовать развитию грамматического строя речи, пополнению
    словарного запаса. 

Материал и оборудование:

Презентация «Путешествие по Поволжью», пазлы «Собери орнамент»,

 2 платка для игры, флаги народов Поволжья с буквами (ДРУЖБА)

Словарная работа: многонациональная страна, Поволжье, Чебоксары, Уфа, Ижевск, Саранск, Йошкар-Ола – Ола, Казань.

 Методы и приемы: 

Загадывание загадок, задания в конверте.

Практический – сбор пазлов «Собери орнамент», игры «Определи мордовский костюм», «Найди мордовский головной убор», «Где мордовский флаг?»

Игровой – подвижные игры: «Тирмэ – юрта», «Кукушка».

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся с вами в путешествие, ведь наша страна такая большая и в ней так много красивых и интересных мест. Как называется наша страна? Россия – многонациональная страна. Многонациональная,- это какая?

  Это страна, в которой живут люди разных национальностей. Живут они мирно и дружно. Вы когда-нибудь бывали  в республиках Поволжья?   (Ответы детей)

 Мне так хочется  отправиться в путешествие по этим республикам.

 Хотите отправиться  со мной в путешествие? 

А как вы думаете, ребята, на чем  можно отправиться  в путешествие?

Воспитатель: Правильно, ребята. Сегодня я буду вашим экскурсоводом

И буду рассказывать вам о разных республиках. Смотрите, мы оказались на нашем речном вокзале и уже готовы отправиться в путешествие. А вы помните, как называется  река в нашем городе?

Воспитатель: Течет, течет  наша Волга, течет по всему Поволжью.

 На берегах Волги  расположены разные республики.

Воспитатель: Во время путешествия мы с вами будем останавливаться, и на каждой остановке нас будут ждать задания, которые приготовили нам жители Поволжья. За правильно выполненное задание нам будут давать флаг народа, у которого мы будем в гостях с буквой. А что за слово получиться, мы  с вами узнаем в конце путешествия. Вы готовы отправиться в путь?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда садитесь поудобнее и поплыли. (Гудок)

Звучит башкирская музыка.

Воспитатель: Мы делаем первую остановку.

 Республика Башкирия и здесь живут Башкиры. Столица Башкирии – город Уфа.

В Башкирии степи привольные,

Леса здесь богаты добычею,

Озера ни с чем, ни сравнимые

И люди гостеприимные. 

 Воспитатель: Нам с вами предстоит сыграть в  игру «Тирмэ» в переводе с башкирского это дом.

 Все скорее в круг вставайте и в башкирскую игру играйте.

 (В игре 2 подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам зала. В центре 

-Мы веселые ребята

Соберемся все в кружок

Поиграем и попляшем

И помчимся на лужок.

Воспитатель: Хорошо. Мы получаем флаг, какой республики (Башкирии).

 Какая это буква? Д.

Время идет, нам пора отправляться в путь, занимаем места и продолжим наше путешествие. (Гудок)

Звучит музыка Удмуртии.

 Приплыли мы с вами в Удмуртию. Здесь живут Удмурты. Столица Удмуртии – город Ижевск. Удмуртский народ славится своим гостеприимством, весельем.

 И предлагают нам отгадать удмуртские загадки.

– По воде иду, следов не оставляю. (Лодка)

– Теплее всех, светлее всех оно спит, мы спим, оно встает, и мы встаем (Солнышко)

– Раскрашенное коромысло через реку повисло (Радуга)

– Семь братьев есть: возраст их один, имена разные (Неделя) 

Все отгадали. И мы получаем флаг  (флаг какой республики, дети?)                            Удмуртии с буквой «Р»

-Все загадки отгадали

Сели дружно в пароход

И отправились вперед

Покорять чужие дали. (Гудок)

Звучит  Марийская музыка

И приехали мы с вами в республику  Мари – Эл. Ее столица – город Йошкар-Ола.

Предлагаем не скучать и в Марийскую игру поиграть.

Дети стоят в кругу, кукушка в середине. Дети идут по кругу и поют.

Дети: – Эй, кукушечка, лесная

Мы тебя совсем не знаем.

Ты о чем ку-ку – кукуешь

На суку в лесу тоскуешь?

Кукушка: Я одна ку-ку на свете

У меня пропали дети

Куковать мне одиноко

На суку сосны высокой

Поют все дети то, сужая, то расширяя круг, руки за спиной. В это время

ведущий незаметно вкладывает кому – нибудь в руки платочек.

Дети: – Эй, кукушечка, лесная

Поиграй в платочек с нами.

Ты отыщешь наш платочек,

Мы твоих сынков и дочек.

Дети передают за спиной платочек, а кукушка старается угадать, у кого платочек. 

 Вот флаг республики  Марий – Эл с буквой  «У».                                            

 Наше путешествие продолжается (Гудок)

Звучит  Чувашская музыка.

Город новый, город старый

Славный город Чебоксары!

В Чебоксарах на бульварах

Тараторят воробьи:

Ики, вики, чики, брики,

чив, чив, чив. 

Мы приплыли в гости к Чувашскому народу. Столица Чувашии – город Чебоксары.

Воспитатель: Правильно.

Ребята, нам нужно собрать картинку так, чтобы получился национальный чувашский орнамент.

Игра «Собери орнамент» (собираем орнамент за столом)

Воспитатель: Спасибо, что помогли.

Вручается  флаг Чувашии с буквой «Ж». (Гудок)

Наш путь продолжается.

Звучит Мордовская музыка.

Мы приехали с вами в республику Мордовия, в гости к Мордовскому народу. Столица Мордовии – город Саранск.

К какому народу  приплыли в гости? 

Жители  Мордовии  приготовили задания.

(Дети выполняют задания  на полу.)

 Воспитатель: Ребята, нам нужно найти мордовский головной убор. 

Панго (панга) – старинный женский головной убор. Он отражал возраст, семейное и социальное положение женщины. Его украшали вышивкой, лентами, кружевами, блестками. 

Хушпу – традиционный чувашский головной убор. Каркас головного убора делался из прочной толстой шерсти, кожи или холщевой ткани. К нему ниткой пришивался бисер и монеты. В орнаменте хушпу чувашки отражали свои языческие представления о мире. 

Тюбетейка (тубэтэй) — головной убор, неотъемлемый атрибут татарского костюма. Они могли быть изготовлены из дорогих тканей и украшены золотошвейными нитями. Можно было легко определить социальную принадлежность.

После выполнения задания  нам вручают флаг Мордовии с  буквой?  (Б

Продолжаем путешествие.

Попрощаться  на мордовском языке

 (Гудок)

Ребята, мы приехали в республику Татарстан. Здесь живут Татары и столица республики – Казань.

Ребята, а давайте встанем в круг и сделаем веселую зарядку..                                           

Вручается  татарстанский флаг с буквой «А»

 Прощаемся на татарском языке

 А сейчас из этих букв  попробуем собрать слово.

Дети складывают буквы, и получается слово «Дружба».

Ребята, какое красивое слово у нас получилось.

Пословица о дружбе: Дружба и братство – лучше богатства. 

Воспитатель: Ребята, к сожалению, наше путешествие подошло к концу и пора возвращаться домой, в Самару. Вам понравилось наше путешествие? Что запомнилось больше всего?