автор: Чернова Гульнара Александровна
Воспитатель МБДОУ “Детский сад пос. Молодежный Перелюбского муниципального района Саратовской области”
Интегрированная непосредственная образовательная деятельность с использованием элементов ТРИЗ по познавательному развитию (окружающий мир) младшая группа Тема “Волшебные льдинки”
Методика знакомства с признаками
Тема: «Волшебные льдинки»
Цель: создавать условия для формирования у детей навыков исследователя;
Задачи :
Образовательные:
Учить детей на основе восприятия объекта представлять возможные ощущения через разные органы чувств (обоняние, осязание, слух, зрение);
Повторить признаки .
Развивающие:
Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
Развивать творческую активность и воображение детей;
Способствовать развитию логического мышления, внимания, памяти.
Воспитательные:
Воспитывать познавательный интерес, умение слушать друг друга;
Поддерживать доброжелательные отношения между детьми.
Реализация образовательных областей:
– Познавательное развитие;
– Речевое развитие;
– Социально-коммуникативное развитие;
– Физическое развитие.
НОД:
1.Организационный момент
Цель: Привлечь внимание детей, создать положительный настрой на предстоящую деятельность, вызвать познавательный интерес:
-Посмотрите дети, сколько к нам сегодня пришло гостей, давайте с ними поздороваемся. Гости не знают, как всех нас зовут, давайте мы им расскажем.
Игра на сплочение:
дети выходят на середину группы, встают в круг и, передавая мяч друг другу, по очереди произносят свое имя ласково.
- Мотивация к предстоящей деятельности:
Цель: Вызвать у детей познавательный интерес к совместной деятельности: повторение анализаторов – глаза ,уши, нос, руки, сердце, язык.( помощники умной головы) И повторение имен признаков – вкус, цвет, температура, рельеф, место, форма, величина, части, влажность, звук, материал, количество, вес.
1 этап – температура.
– Ребята, к нам в гости пришла Маша и она принесла нам 2 чайника. Мы с вами можем узнать – какие у нас чайники по температуре.
-Какие анализаторы мы с вами знаем?
-Какой анализатор нам поможет узнать температуру?
– мы потрогаем их рукой (ответы детей : холодный, горячий)
– Правильно один чайник у нас холодный, а другой горячий.
Обследование объектов: А теперь узнаем – какие предметы бывают по температуре, давайте мы с вами потрогаем батарею, какая у нас батарея по температуре? (Тёплая). Давайте теперь с вами потрогаем пол руками – какой пол по температуре? (Прохладный) А кегля какая по температуре? какой у нас по температуре подоконник, скажите пожалуйста Маше, теперь давайте потрогаем щёчки . Давайте теперь потрогаем стол. Эвелина, задай вопрос: стол какой ты по температуре? (тёплый) а теперь потрогаем ножку у стола какая она по температуре (прохладная, холодная).
– Ребята, а теперь скажите , какие предметы бывают по температуре (холодные, горячие, тёплые, прохладные)
2 этап – «Цвет»
-Ребята , а Маша принесла с собой петушка (достаём трафарет петушка) как мы его назовём (Петя)а у него случилась беда он потерял цвет и стал бесцветным но мы ему поможем да мы сейчас поиграем в игру волшебный куб, а какой вы хотите что бы Петя стал по цвету (дети задают вопрос) Петя, какой ты по цвету (каждый из детей выбирает цвет и задаёт вопрос)
– Какой анализатор нам помог увидеть цвет? (глаза)
– Ребята, смотрите, Маша приготовила нам домик: давайте посмотрим какие цвета в домике (красный, синий, жёлтый, зелёный) посмотрите у нас есть в группе предметы красного цвета? В какой домик по цвету мы поставим предметы. (красный) А теперь Маша хочет что бы вы принесли в синий домик. Маша посмотрит – посмотрим правильно ли вы расставили предметы по домикам. Посмотрите , Маша принесла новый признак – признак материал – он задает вопрос – из какого материала объект? Игрушки из пластмасса, стол деревянный. ( Обследование объектов)
3 этап – признак «влажность»
Проблемная ситуация – Маша поймала рыбок для Мишки и положила в морозилку и все рыбки превратились в льдинки.
– Ребята, поможем Маше освободить рыбок из ледяного плена ?
Маша показывает признак ( количество)
– Сколько рыбок замерзло? ( по признаку количество – рыбок много)
– Давайте сначала вспомним, что такое лед? (Это замерзшая вода).
– Как вы думаете, что с ним нужно сделать, чтобы он превратился в воду?
Возьмите лед в руки и скажите, какой он. (Твердый, холодный, прозрачный, тяжелый, по цвету – прозрачный).
– Ребята, вы сказали, что лед – это замерзшая вода от определенной температуры. Какой? (от низкой температуры)
Совместно обсуждаем, что нужно сделать – растопить лед. Дети трогают лед, рассуждают, каким образом это можно сделать :
– согреть руками;
– «отковырять» рыбок;
– растопить на батарее;
– подождать, когда лед растает;
– поместить в теплую воду.
Обсуждаем каждый способ: согреть – замерзнут руки, можно заболеть; «отковырять» – небезопасно; ждать, когда лед растает на батарее – долго. Будем использовать теплую воду.
(не торопить детей, побуждать к анализу и обсуждению каждой гипотезы)
Поливаем водой кубики льда , дети наблюдают за тем, как лед тает,
несколько кубиков остаются лежать на подносе. Дети замечают, что лед в теплой воде растаял быстрее. Объясняют – почему.
– Ребята , какой анализатор нам помог услышать беду маши? (уши)
– А по какому признаку мы узнали какой лед и вода? ( по признаку влажность)
Какой анализатор помог нам узнать влажность?теперь посмотрите на свои ладошки. – Какие они? – Почему?
-Вытрите руки вашими полотенцами.
Рефлексия:
– Ребята вам сегодня было весело?
– А что было интересно Эвелине, Игорю, Семену, Ване, Денису, Максиму? (ответы детей)
– А что было сложно делать? Молодцы ребята ! Вы справились сегодня и
Маша принесла подарок для вас удочку и теперь вы сами можете поиграть и половить рыбок.