автор: Чернова Гульнара Александровна

Воспитатель МБДОУ “Детский сад пос. Молодежный Перелюбского муниципального района Саратовской области”

Интегрированная непосредственная образовательная деятельность с использованием элементов ТРИЗ по познавательному развитию (окружающий мир) младшая группа Тема “Волшебные льдинки”

Методика знакомства с признаками

Тема: «Волшебные льдинки»

 

Цель:  создавать условия для формирования у детей навыков  исследователя;

Задачи :

Образовательные:

Учить детей на основе восприятия объекта представлять возможные ощущения через разные органы чувств (обоняние, осязание, слух, зрение);

Повторить признаки .

Развивающие:

Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы;

Развивать творческую активность и воображение детей;

Способствовать развитию логического мышления, внимания, памяти.

Воспитательные:

Воспитывать познавательный интерес, умение слушать друг друга;

Поддерживать доброжелательные отношения между детьми.

 

Реализация образовательных областей:

– Познавательное развитие;

– Речевое развитие;

– Социально-коммуникативное развитие;

– Физическое развитие.

 

НОД:

1.Организационный момент

Цель: Привлечь внимание детей, создать положительный настрой на предстоящую деятельность, вызвать познавательный интерес:

-Посмотрите дети, сколько к нам сегодня пришло гостей, давайте с ними поздороваемся. Гости не знают, как всех нас зовут, давайте мы им расскажем.

Игра на сплочение:

дети выходят на середину группы, встают в круг и, передавая мяч друг другу, по очереди произносят свое имя ласково.

  1. Мотивация к предстоящей деятельности:

Цель: Вызвать у детей познавательный интерес к совместной деятельности: повторение анализаторов  – глаза ,уши, нос, руки, сердце, язык.( помощники умной головы) И повторение имен признаков – вкус, цвет, температура, рельеф, место, форма, величина, части, влажность, звук, материал, количество, вес.

1 этап  – температура.

– Ребята, к нам в гости пришла Маша и она принесла  нам 2 чайника. Мы с вами можем узнать – какие у нас чайники по температуре.

-Какие анализаторы мы с вами знаем?

-Какой анализатор нам поможет узнать температуру?

– мы потрогаем их рукой  (ответы детей : холодный, горячий)

– Правильно один чайник у нас  холодный, а другой горячий.

 

Обследование объектов: А теперь узнаем –  какие предметы бывают по температуре, давайте мы с вами потрогаем батарею, какая у нас батарея по температуре? (Тёплая). Давайте теперь с вами потрогаем пол руками –  какой пол по температуре? (Прохладный) А кегля какая по температуре? какой у нас по температуре подоконник,  скажите пожалуйста Маше, теперь давайте потрогаем щёчки . Давайте теперь потрогаем стол. Эвелина, задай вопрос: стол  какой ты по температуре?  (тёплый) а теперь потрогаем ножку у стола какая она по температуре (прохладная, холодная).

– Ребята,  а теперь скажите ,  какие предметы бывают по температуре (холодные, горячие, тёплые, прохладные) 

2 этап –  «Цвет»

-Ребята , а Маша принесла с  собой петушка (достаём трафарет петушка) как мы его назовём (Петя)а у него случилась беда он потерял цвет и стал бесцветным но мы ему поможем да мы сейчас поиграем в игру волшебный куб, а какой вы хотите что бы Петя стал по цвету (дети задают вопрос) Петя,  какой ты по цвету (каждый из детей выбирает цвет и задаёт вопрос)

– Какой анализатор нам помог увидеть цвет? (глаза)

– Ребята,  смотрите, Маша  приготовила нам домик:  давайте посмотрим какие цвета в домике (красный, синий, жёлтый, зелёный)  посмотрите у нас есть в группе предметы красного цвета? В какой домик по цвету мы поставим предметы. (красный) А теперь Маша  хочет что бы вы принесли в синий домик. Маша посмотрит – посмотрим правильно ли вы расставили предметы по домикам. Посмотрите , Маша принесла новый признак – признак материал – он задает вопрос – из какого материала объект? Игрушки из пластмасса, стол деревянный. ( Обследование объектов)

 

3 этап  – признак  «влажность»

Проблемная ситуация – Маша поймала рыбок для  Мишки и положила в морозилку и все рыбки превратились в льдинки.

– Ребята, поможем Маше  освободить рыбок из ледяного плена ?

Маша показывает признак ( количество)  

– Сколько рыбок замерзло?  ( по признаку количество – рыбок много)

– Давайте сначала вспомним,  что такое лед? (Это замерзшая вода).

– Как вы думаете, что с ним нужно сделать, чтобы он превратился в воду?

Возьмите лед в руки и скажите, какой он. (Твердый, холодный, прозрачный, тяжелый, по цвету – прозрачный).

– Ребята, вы сказали, что лед – это замерзшая вода от определенной температуры. Какой?  (от низкой температуры)

Совместно обсуждаем, что нужно сделать  – растопить лед. Дети трогают лед, рассуждают, каким образом это можно сделать :

– согреть руками;

– «отковырять» рыбок;

– растопить на батарее;

– подождать, когда лед растает;

– поместить в теплую воду.

Обсуждаем каждый способ: согреть – замерзнут руки, можно заболеть; «отковырять» – небезопасно; ждать, когда лед растает на батарее – долго. Будем использовать теплую воду.

(не торопить детей,  побуждать к анализу и обсуждению каждой гипотезы)

Поливаем  водой кубики льда , дети наблюдают за тем, как лед тает,

несколько кубиков остаются лежать на подносе. Дети замечают, что лед в теплой воде растаял быстрее. Объясняют – почему.

– Ребята , какой анализатор нам помог услышать беду маши? (уши)

– А по какому признаку мы узнали какой лед и вода? ( по признаку влажность)

Какой анализатор помог нам узнать влажность?теперь посмотрите на свои ладошки. – Какие они? – Почему?

-Вытрите руки  вашими полотенцами.

 

Рефлексия:

– Ребята вам сегодня было весело?

– А что было интересно Эвелине, Игорю, Семену, Ване, Денису, Максиму? (ответы детей)

– А что было сложно делать? Молодцы ребята ! Вы справились сегодня и  

Маша принесла подарок  для вас удочку и теперь вы сами можете поиграть и половить рыбок.

 

Интегрированная непосредственная образовательная деятельность с использованием элементов ТРИЗ по познавательному развитию (окружающий мир) младшая группа Тема “Волшебные льдинки”