автор: Чернова Ирина Владимировна
преподаватель по классу баяна/аккордеона
Чукотский АО, Чаунский район, г.Певек

«Метод визуализации в процессе восприятия музыкальных произведений у обучающихся младших классов ДШИ»

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПЕВЕК 

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

«Метод визуализации в процессе восприятия музыкальных произведений у обучающихся младших классов ДШИ»

Преподаватель высшей квалификационной категории 

по классу баян/аккордеон  

Чернова Ирина Владимировна

г. Певек

«Осторожно!.. среди всех искусств только 

музыка крутится вокруг нас сама»

художник и поэт Ж. Кокто

Введение.

В настоящее время, время все возрастающей музыкализации нашей культуры, нашего быта, эти слова особенно актуальны. Музыка звучит повсюду, но, как правило, удельный вес классической и современной академической музыки в общем объеме музыкальной информации чрезвычайно низок. Проблема распространения псевдоискусства в настоящее время настолько остра, что в музыкознании и музыкальной педагогике появилось понятие «китч восприятия» (kitsch – дешёвка).

Ребёнок, погруженный в такого рода музыкальную среду, начинает воспринимать искусство на уровне незамысловатых мелодий, штампов, интонационных стереотипов. В свою очередь, стихийно сформированное музыкальное сознание ребёнка в дальнейшем обуславливает трудности восприятия серьезной музыки, трудности в профессиональном воспитании будущих музыкантов.

Актуальность.

Начальный этап систематического вхождения в музыку является наиболее значимым, поэтому представляются особенно актуальными вопросы развития музыкального восприятия у младших школьников, которые в школе искусств решаются на уроках специальности (1-3 классы). Новые тенденции в музыкальной педагогике – это ориентация на методы обучения, делающие акцент на самостоятельной творческой деятельности учащихся. Основные её компоненты:

факт творчества;

индивидуальность высказывания. 

Необходимой предпосылкой активизации внутренних ресурсов ребёнка является развитие ассоциативного мышления. Можно смело утверждать, что ассоциации – это один из необходимых элементов полноценного эстетического восприятия музыки. В основе ассоциации лежит синестезия – способность человека к межсенсорному восприятию. Ощущение в музыке цвета, плотности, объёма; в живописи – динамики; в поэзии – музыкальных интонаций не только обогащают восприятие каждого вида искусств, но и развивают творческое начало, необходимое каждому будущему музыканту и просто любителю музыки.

Действенным средством развития ассоциативного мышления в музыкальной деятельности является метод «визуализации» музыкального образа, которые помогают учащимся сформировать личностную позицию, стать сопричастным звучащей музыке. 

«Визуализация» – это приём, который позволяет делать видимым невидимое, давно используется в науке. Визуализация применяется с целью сделать анализируемое явление наглядным, тем самым облегчая процессы его наблюдения, фиксирования и измерения. 

Задачи визуализации:

  1. Воспитывать интерес к музыкальной деятельности и любовь к музыке;
  2. Развивать музыкально-сенсорные способности дошкольников в наиболее оптимальных для них условиях; 
  3. Формировать элементарные музыкальные представления; 
  4. Развивать музыкально-творческие способности детей, потребность к самовыражению в различных видах художественно-творческой деятельности. 

К этому удобному приёму обращается и музыкальная педагогика.

 Основная часть.

Визуализация, как «рисование» музыки, впервые была предложена австрийцем О. Райнером. Его опыт получил признание, и с 1962 года рисование музыки было введено в учебный план Венской Академии музыки. Был создан небольшой институт, который организовал музей лучших «портретов» музыки. Проведённый в институте анализ доказал эффективность и перспективность методики рисования музыки в музыкальной педагогике. Данная методика нашла последователей и в нашей стране (И. Л. Ванечкина, И. А. Трофимова, Б. М. Галеев). Реально эта методика связана с зарисовыванием музыкальных впечатлений любыми живописными изобразительными средствами.

Методику визуализации я начала применять, работая музыкальным руководителем в я/с «Мурагер» (Казахстан). Мне хотелось, чтобы дети не механически повторяли то, им говорит взрослый, а могли слушать музыку и осознанно применять на практике знакомые определения характера музыки. Для этого нужно было сделать так, чтобы процесс восприятия музыкальных произведений стал детям интересен. Проштудировав литературу, я поняла, что нельзя опираться только на один вид восприятия – слуховой. Детей сложно заинтересовать абстрактными понятиями. Для того, чтобы ребёнок начал понимать   музыкальный язык, нужно помочь ему «увидеть музыку». Необходимо было найти и сформировать визуальные знаковые понятия, позволяющим транспонировать звуковые впечатления в зрительные ассоциации. 

 Начала с самых простых понятий, с которыми дети знакомятся еще во 2 младшей группе, противоположных друг другу: музыка громкая – тихая, быстрая – медленная, веселая – грустная, плавная – отрывистая. Каждому определению я искала визуальное воплощение. Старалась найти картинку, как можно более лаконичную, не имеющую лишних деталей. После того, как картинки были подобраны, я начала применять их на занятиях. Сначала знакомила детей с парными картинками. Например, после прослушивания музыкального произведения спрашивала детей: «Как звучала музыка? Быстро (показывала картинку «самолет»), или «медленно» (показывала картинку «черепаха»)? 

К моему удивлению, дети сразу поняли, что от них требуется, и уже на следующее занятие сами выбирали картинки, и называли определение. Через некоторое время картинки уже не требовались, дети могли дать определение характеру новой, незнакомой ранее музыке. Когда я вводила очередное, незнакомое понятие, снова показывала картинку, и так далее.

Данный метод мне пригодился в ходе уроков по предмету «Музыкальная азбука» на отделении Раннего эстетического развития в Билибинской школе искусств. Дети очень любят слушание музыки, с нетерпением тянут руки, чтобы ответить, и расстраиваются, если я спрашиваю кого- то другого.

Сейчас, преподавая специальный предмет – баян/аккордеон, к методу визуализации я подошла более глубоко и выделила следующие приемы.

На уроке при разборе нового музыкального произведения, я предложила взять в руки карандаш и выразить свои чувства и движения при помощи линий. Всё вокруг нас – линии: деревья, здания, солнышко, явления природы (дождь, снегопад, метель…), и даже мелодия – это тоже линия. Дети открывают для себя линии плавные, резкие, прерывистые, и даже «скомканные». Линия становится живой. Учащиеся изображают линии «падающие», «бегущие», «спотыкающиеся», «вредные», «колючие» и т. д. В этих рисунках уже отражаются не только действия, но и характер, настроение, образ. Совместные размышления педагога и учащегося подводят их к мысли, что у каждой линии может быть своя внутренняя жизнь. Линия может «волноваться», «успокаиваться», менять своё направление, цвет и толщину.

Этот приём, простой на первый взгляд, позволяет постепенно и эффективно расслышать в музыке всевозможные «детали» музыкального произведения – мелодические линии, фразы, части; найти сходство и различия. Этот приём в дальнейшем эффективен и для осознания музыкальной формы произведения.

Такое изображение при помощи линий позволяет ребенку сделать вывод, что в зависимости от характера музыкального произведения мелодическая линия: 

  • может пламенно стремиться вверх, как стрела;
  • может закручиваться, как пружина, и резко распрямляться. 
  • может быть похожа на волну, которая набегает, вспенивается, взлетает вверх, осыпая нас брызгами, но, достигнув вершины, возвращается к началу движения.
  • может ползти, как змея, виться, как вьюнок, быть похожей на узор паутинки и т. д. 

Следующий приём можно назвать «Музыка и цвет» или цветовое моделирование. Каким может быть музыкальное пространство, в котором живёт музыкальная линия? Это может быть стихия (вода, огонь и т. д.). Здесь большое значение приобретает цвет.

Музыка и цвет могут вызывать определённые эмоции, которые составляют основу их внутреннего сходства. В связи с этим появляется возможность подобрать определённые цвета, характеризующие интонационную сущность того или иного произведения.

Работа с цветом начинается в первом классе с составления цветовой гаммы – «палитры чувств», так называемого словаря психофизических ощущений цвета. В первом классе это делается с помощью выбора нужной цветной карточки. Во втором классе учащийся ориентируется на своё внутреннее восприятие того или иного цвета. Учащимся предлагаются следующие задания: найти тёплые и холодные цвета, «весенние» и «осенние», «нежные» и «сердитые» … В дальнейшем задание усложняется: рисуем «тихую» картину и «громкую», «злую» и «добрую» и т. д. У каждого ребёнка может быть своё личное видение цветовой гаммы. В дальнейшем личный опыт учащихся можно сравнить с представлениями о связи музыки и цвета у русских композиторов Н. А. Римского-Корсакова и у А. Н. Скрябина.

В третьем классе можно использовать более сложные формы визуализации музыки – это создание художественно-смыслового символа музыки и создание художественной музыкальной коллекции. 

Создание художественно-смыслового символа музыки направлено на постижение её глубинного смысла. В беседе с учениками создаётся музыкальный образ произведения, а затем этот образ самостоятельно переводится ими на язык символов, который изображается в соответствующей цветовой гамме (символ счастья, символ потери, символ осени, символ весны…).

Метод создания художественной коллекции отличается тем, что создаётся не учащимися, а используются картины профессиональных художников, близкие музыкальным произведениям по теме, по настроению и т. д. К одному произведению может быть подобрано несколько картин. В результате формируется коллекция, которая помогает лучше понять образ того или иного музыкального произведения.

В дальнейшем, с углублением знаний о специфике музыкального языка, можно проводить следующие слухо-зрительные соответствия: мелодия – рисунок, тембр –цвет, регистр – светлота, тональность – колорит и т. д.

Вывод

Эксперименты И. Ванечкиной и других учёных подтвердили педагогическую эффективность метода визуализации:

– рисование музыки – творческий акт, требующий самостоятельности мышления и действия, что создаёт условия для максимальной сосредоточенности, активизации внимания, заинтересованности;

– наличие психологической установки на дальнейшее самостоятельное действие в игровой обстановке делает восприятие более чутким и результативным, развивает фантазию и воображение;

– рисунки детей с отражёнными в них содержанием и формой произведения, служат своеобразным визуально-фиксированным «документом», позволяющим, с одной стороны, судить о глубине восприятия музыки, а с другой – о типологических особенностях личности учащегося.

На основании вышеуказанных выводов, а также собственного опыта в области визуализации, я планирую создание проекта «Ах, вернисаж!». Основная идея проекта – совместное творчество обучающихся отделения изобразительного искусства и юных музыкантов, в ходе которого дети играют музыкальные произведения, а художники их «визуализируют». Данный проект мною будет внедрен в работу во 2 половине 2022-2023 учебного года.

«Метод визуализации в процессе восприятия музыкальных произведений у обучающихся младших классов ДШИ»