автор: Чернова Ольга Владимировна
учитель ГКОУ “Волгоградская школа-интернат №2”, г. Волгоград
Программа духовно-нравственного направления «Будем вежливы»
Государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Волгоградская школа-интернат №2»
Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа
духовно-нравственного направления
«Будем вежливы»
Программу составила:
Чернова Ольга Владимировна
г. Волгоград
- Пояснительная записка
Программа «Будем вежливы» по нравственному направлению предназначена для работы с детьми 1-4 класса. Рабочая программа в группе класса, разработана на основании:
– Конституция РФ 1993 г.;
– Конвенция о правах ребенка (15.09.1990 г.);
– Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 N 51-ФЗ;
– Семейный кодекс РФ от 29. 12.1995 №223 – ФЗ;
– Закон РФ «Об основных гарантах прав ребенка» от 27.07.1996 №124-ФЗ;
– Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
– Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 № 120-ФЗ (с изменениями от 13.01.2001);
– Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
– Закон Российской федерации от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ с дополнениями и изменениями «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
– ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденных приказом М. от 13.12.2014 №1599 «Об утверждении федеральных государственных образовательных стандартов образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
– СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями»;
– Программа воспитательной работы ГКОУ «Волгоградская школа-интернат №2» на 2020-2021 учебный год;
– Устав ГКОУ «Волгоградская школа-интернат №2».
Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для детей данного возраста. Программа клубного объединения составлена в поддержку следующих предметных областей: язык и речевая практика, человек и общество, искусство, технология.
Основные цели:
-создать условия для формирования положительной познавательной мотивации и личностное развитие учащихся;
– способствовать формированию у детей представление о нормах и правилах отношений со сверстниками, родными и близкими и просто окружающими их людьми;
-создать условия для расширения игровых возможностей детей младшего школьного возраста для гармоничного и всестороннего воспитания личности;
создать условия для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта;
Задачи:
«Здоровье»
-способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей;
-дать представление о полезных и вредных привычках;
«Социализация»
-создать условиядля развития личности, обладающей качествами воспитанного человека– добротой, честностью, бережливостью, аккуратностью, трудолюбием, ответственностью;
-создать условия для расширения знаний о нормах и правилах отношений со сверстниками, родными и близкими и просто окружающими людьми;
-приобщить к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
«Труд»
-создать условия для формирования трудовой деятельности;
-организовать работу по воспитанию ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
-создать условия для формирования представлений о многообразии
профессий и предметного мира;
«Познание»
-создать условия для формирования понимания ценностей,сохранение объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.
– создать условия для усвоения норм и правил поведения в школе, на улице, в общественных местах;
«Коммуникация»
-создать условия для формирования коммуникативной компетентности в сотрудничестве: умение вести диалог; способности сопереживать; координировать свои действия с действиями партнеров;
-содействовать развитию устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных видах детской деятельности;
«Чтение художественной литературы»
-создать условия для развития литературной речи;
-содействовать к приобщению к словесному искусству, в том числе развитию художественного восприятия и эстетического вкуса.
«Художественное творчество»
-создать условия для развития детского творчества;
-содействовать приобщению к изобразительному искусству.
«Музыка»
-создать условия для приобщения к музыкальному искусству (слушание).
Актуальность
Рабочая программа отвечает требованиям ФГОС ОУО и решает следующие задачи:
-способствует адаптации детей с умственной отсталостью (интеллектуальным нарушениям) к жизни, социуму;
-способствует нравственному развитию ребенка.
Новизна
Новизна программы состоит в получении результатов нового качества, которая дает возможность поэтапного накопления знаний для выработки убеждений, формирования устойчивых мотивов нравственного поведения. В возникновении потребностей в нравственном и культурном самосовершенствовании.
Материальное обеспечение программы:
Кабинет располагает набором настольных игр. Имеется, DVD-плеер, телевизор, видеомагнитофон, мультимедийное оборудование, аудио- и видеозаписи, необходимые для просмотра на занятиях. Методическое пособие по сюжетным картинкам. Наборы для художественного творчества.
Планируемые результаты, освоения обучающимися программы :
- повысят уровень компетенции в вопросах ЗОЖ, нравственности, что смогут правильно делать выбор и принимать адекватные решения;
- смогут следовать инструкциям, правилам, взаимодействовать в процессе совместной деятельности;
- получат возможность овладеть опытом самостоятельной деятельности;
- получат возможность приобрести навыки коллективного творчества.
Расписание работы клубного объединения.
2 часа -2 раз в неделю. Всего 68 занятий.
Среда: 16.00-16.40,Четверг 16.30-16.40
Программа рассчитана для детей 8 – 13 лет.
Содержание курса
- Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе).
Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество. Школьные перемены как время активного отдыха, игры. Поведение в столовой, правила поведения за столом.
- Правила общения (взаимоотношения с другими людьми)
Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.
Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким. Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины). Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание.
- Культура внешнего вида
Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке. Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия. Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.
- О трудолюбии
Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления).
Прилежание и старательность в учении и труде и отдыхе. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.
Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).
- Внешкольный этикет
Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок).
Отчет работы кружка.проводится в конце каждой четверти в форме стенгазеты, творческих работ или открытого занятия (с фото или видио отчетом).
Оценка планируемых результатов
Качественные оценки: «Молодец», «Будь внимателен», «Подумай ещё».
Формы учета оценки планируемых результатов
Открытое занятие. Творческие работы. Выпуск стенгазет 1-2 раза в четверть.
Диагностика.
Диагностика
Ф.И.ребенка | нравственной самооценки | этики поведения | нравственной мотивации | Нач. года | Конец года |
Критерии оценки: В – высокий (10 баллов),
С – средний (5 баллов),
Н – низкий (1 балла).
Обозначения: В- вводная диагностика, И- итоговая диагностика
Список литературы:
- Шемшурина, А.И. Этическая грамматика /А.И. Шемшурина. – М.: НИИ
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.: Просвещение, 2009. 41 с.
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России – М.: Просвещение, 2011. 25 с.
- Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.
- Примерная программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование) – М.: Просвещение, 2009. 50 с.
- Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания / В.Н.Суслов. – М.: Просвещение, 2010. 68 с.
- Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. – М.: Просвещение, 2008. 108 с.
- Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста / сост. В.Г.Черемисина. – Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. – 14- 36.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема | Кол-во часов | Дата | Примечание | |
1 | Здравствуй «Школа вежливости» | 1 | |||
2 | Школьный этикет | 1 | |||
3 | Осень в гости к нам пришла | 1 | |||
4 | В гости к нам портфель пришёл | 1 | |||
5 | Правила поведения в школе. | 1 | |||
6 | Мы – в школьной столовой. | 1 | |||
7 | Мы пришли на урок. | 1 | |||
8 | Задания в конвертах | 1 | |||
9 | Перемена с увлечением | 1 | |||
10 | Культура принятия пищи. | 1 | |||
11 | Режим дня | 1 | |||
12 | Азбука безопасности | 1 | |||
13 | Азбука вежливости | 1 | |||
14 | Газета «Школьный этикет» | 1 | |||
15 | Волшебный мир сказок | 1 | |||
16 | Путешествие по стране Загадок | 1 | |||
17 | Самый, самый, самый | 1 | |||
18 | Сказочное путешествиедобра | 1 | |||
19 | Собери картинку | 1 | |||
20 | В гостях у А.Барто | 1 | |||
21 | Хоровод настроений | 1 | |||
22 | Правила общения | 1 | |||
23 | Зачем нужны «вежливые» слова. | 1 | |||
24 | Волшебный цветик – семицветик. | 1 | |||
25 | Моя семья. | 1 | |||
26 | Кто в домике живет? | 1 | |||
27 | Порадовать близких – как это просто. | 1 | |||
28 | Мои товарищи: вежливое обращение к окружающим людям. | 1 | |||
29 | Чудесный мешочек | 1 | |||
30 | Человек среди людей. | 1 | |||
31 | Можно и не ссориться. | 1 | |||
32 | Без друга в жизни туго | 1 | |||
33 | Дружба – чудесное слово | 1 | |||
34 | Мой учитель. | 1 | |||
35 | В гостях у сказки | 1 | |||
36 | Загадки-отгадки | 1 | |||
37 | Думай о других: сочувствие – как его выразить | 1 | |||
38 | Ромашки настроений | 1 | |||
39 | Сказка-лож, да в ней намек.. | 1 | |||
40 | Как стать волшебником. | 1 | |||
41 | Хоровод дружбы- игра – викторина. | 1 | |||
42 | Вежливые слова | 1 | |||
43 | Шарады | 1 | |||
44 | Давайте здороваться | 1 | |||
45 | Обижать или дружить | 1 | |||
46 | Сказочное путешествие добра | 1 | |||
47 | По дорогам добра | 1 | |||
48 | Культура внешнего вида | 1 | |||
49 | Основные правила «Мойдодыра» | 1 | |||
50 | Путешествие в страну Здоровья | 1 | |||
51 | Продолжим путешествие в страну Здоровья | 1 | |||
52 | Каждой вещи свое место | 1 | |||
53 | О трудолюбии | 1 | |||
54 | Загадки о труде и трудолюбии | 1 | |||
55 | Что помогает учиться лучше (старательность). | 1 | |||
56 | Когда лень – всё идёт через пень. | 1 | |||
57 | Все профессии нужны, все профессии важны. | 1 | |||
58 | Как мы трудимся: в школе и дома. | 1 | |||
59 | Труд кормит человека | 1 | |||
60 | Бережливость: каждой вещи своё место. | 1 | |||
61 | Внешкольный этикет. Занятие в картинках «О вреде курения» | 1 | |||
62 | Правила поведения на улице. | 1 | |||
63 | Правила поведения в транспорте. | 1 | |||
64 | Доброе слово – что ясный день | 1 | |||
65 | «Здравствуйте»и «до свидания» | 1 | |||
66 | «Спасибо» и «пожалуйста». | 1 | |||
67 | Правила поведения дома и в гостях. | 1 | |||
68 | Путешествие по стране Загадок | 1 | |||
Всего: | 68ч | . | |||