автор: Чернова Ольга Владимировна

учитель ГКОУ “Волгоградская школа-интернат №2”, г. Волгоград

Программа духовно-нравственного направления «Будем вежливы»

 

 

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Волгоградская школа-интернат №2»


Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа 

духовно-нравственного направления

«Будем вежливы»

                          

Программу составила:

                                                                 Чернова Ольга Владимировна

 

 

                                         г. Волгоград

 

 

 

  1. Пояснительная записка

Программа «Будем вежливы» по нравственному направлению предназначена для работы с детьми 1-4 класса. Рабочая программа в группе  класса, разработана на основании:

–  Конституция РФ 1993 г.; 

– Конвенция о правах ребенка (15.09.1990 г.); 

– Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 N 51-ФЗ;

– Семейный кодекс РФ от 29. 12.1995 №223 – ФЗ;

– Закон РФ «Об основных гарантах прав ребенка» от 27.07.1996 №124-ФЗ; 

– Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

– Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 № 120-ФЗ  (с изменениями от 13.01.2001); 

– Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации»;

– Закон Российской федерации  от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ с дополнениями и изменениями «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

– ФГОС образования обучающихся  с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденных приказом М. от 13.12.2014 №1599 «Об утверждении федеральных государственных образовательных стандартов образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

– СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями»;

– Программа воспитательной работы ГКОУ «Волгоградская школа-интернат №2» на 2020-2021 учебный год;

– Устав ГКОУ «Волгоградская школа-интернат №2».

 

 Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для детей данного возраста. Программа клубного объединения составлена в поддержку следующих предметных областей: язык и речевая практика, человек и общество, искусство, технология.

Основные цели:

-создать условия для формирования положительной познавательной мотивации и личностное развитие учащихся;

– способствовать формированию у детей представление о нормах и правилах отношений со сверстниками, родными и близкими и просто окружающими их людьми;

-создать условия для расширения игровых возможностей детей младшего школьного возраста для гармоничного и всестороннего воспитания личности;

создать условия для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта;

Задачи:

«Здоровье» 

-способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей;

-дать представление о полезных и вредных привычках; 

«Социализация»

-создать условиядля развития личности, обладающей качествами воспитанного человека– добротой, честностью, бережливостью, аккуратностью, трудолюбием, ответственностью;

-создать условия для расширения знаний о нормах и правилах отношений со сверстниками, родными и близкими и просто окружающими людьми;

-приобщить к элементарным общепринятым нормам и правилам  взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе   моральным); 

«Труд» 

-создать условия для  формирования трудовой деятельности; 

-организовать работу по воспитанию ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; 

-создать условия для формирования представлений о многообразии 

профессий и предметного мира;

«Познание» 

-создать условия для формирования понимания ценностей,сохранение объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.

– создать условия для усвоения норм и правил поведения в школе, на улице, в общественных местах;

«Коммуникация» 

-создать условия для формирования коммуникативной компетентности в сотрудничестве: умение вести диалог; способности сопереживать; координировать свои действия с действиями партнеров;

-содействовать  развитию  устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных видах детской деятельности; 

«Чтение художественной литературы» 

-создать условия для развития литературной речи; 

-содействовать к приобщению к словесному искусству, в том числе развитию художественного восприятия и эстетического вкуса. 

«Художественное творчество» 

-создать условия для развития детского творчества; 

-содействовать приобщению к изобразительному искусству. 

«Музыка» 

-создать условия для приобщения к музыкальному искусству (слушание). 

Актуальность

 Рабочая  программа  отвечает требованиям ФГОС ОУО и решает следующие задачи: 

-способствует адаптации детей с умственной отсталостью (интеллектуальным нарушениям) к жизни, социуму;

-способствует нравственному развитию ребенка.

Новизна

Новизна программы состоит в получении результатов нового качества, которая дает возможность поэтапного накопления знаний для выработки убеждений, формирования устойчивых мотивов нравственного поведения. В возникновении потребностей в нравственном и культурном самосовершенствовании.

Материальное обеспечение программы:

Кабинет располагает набором настольных игр. Имеется, DVD-плеер, телевизор, видеомагнитофон, мультимедийное оборудование, аудио- и видеозаписи, необходимые для просмотра на занятиях. Методическое пособие по сюжетным картинкам. Наборы для художественного творчества. 

Планируемые  результаты, освоения обучающимися  программы  :

  • повысят уровень компетенции в вопросах ЗОЖ, нравственности, что смогут правильно делать выбор и принимать адекватные решения;
  • смогут следовать инструкциям,  правилам, взаимодействовать в процессе совместной деятельности;
  • получат возможность овладеть опытом самостоятельной деятельности;
  • получат возможность приобрести  навыки коллективного творчества.

Расписание работы клубного объединения.

2 часа -2 раз в неделю. Всего 68 занятий.

Среда: 16.00-16.40,Четверг 16.30-16.40

Программа рассчитана для детей  8 – 13 лет.

Содержание курса

  1. Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе).

Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество. Школьные перемены как время активного отдыха, игры. Поведение в столовой, правила поведения за столом.

  1. Правила общения (взаимоотношения с другими людьми) 

Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.

Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким. Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины). Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание.

  1. Культура внешнего вида 

Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке. Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия. Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.

  1. О трудолюбии 

Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления).

Прилежание и старательность в учении и труде и отдыхе. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.

Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).

  1. Внешкольный этикет

Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок).

Отчет работы кружка.проводится в конце каждой четверти в форме стенгазеты, творческих работ или открытого занятия (с фото или  видио отчетом).

Оценка планируемых результатов

Качественные оценки: «Молодец», «Будь внимателен», «Подумай ещё».

Формы учета оценки планируемых результатов
Открытое занятие. Творческие работы. Выпуск стенгазет 1-2 раза в четверть.
Диагностика.

Диагностика

Ф.И.ребенка нравственной самооценки этики поведения нравственной мотивации Нач. года Конец года

     

Критерии оценки: В – высокий (10 баллов),

                                С – средний (5 баллов),

                                Н – низкий (1 балла).

Обозначения: В- вводная диагностика, И- итоговая диагностика

 

                           

                                   Список литературы:

  1. Шемшурина, А.И. Этическая грамматика /А.И. Шемшурина. – М.: НИИ
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.: Просвещение, 2009. 41 с.
  3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России – М.: Просвещение, 2011. 25 с.
  4. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9. 
  5. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование) – М.: Просвещение, 2009. 50 с.
  6. Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания / В.Н.Суслов. – М.: Просвещение, 2010. 68 с.
  7. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. – М.: Просвещение, 2008. 108 с.
  8. Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста / сост. В.Г.Черемисина. – Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. – 14- 36.

                                ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема Кол-во часов Дата Примечание
1 Здравствуй «Школа вежливости» 1
2 Школьный этикет  1
3 Осень в гости к нам пришла 1
4 В гости к нам портфель пришёл 1
5 Правила поведения в школе. 1
6 Мы – в школьной столовой. 1
7 Мы пришли на урок. 1
8 Задания в конвертах 1
9 Перемена с увлечением 1
10 Культура принятия пищи. 1
11 Режим дня 1
12 Азбука безопасности 1
13 Азбука вежливости 1
14 Газета «Школьный этикет» 1
15 Волшебный мир сказок 1
16 Путешествие по стране Загадок 1
17 Самый, самый, самый 1
18 Сказочное путешествиедобра 1
19 Собери картинку 1
20 В гостях у А.Барто 1
21 Хоровод настроений 1
22 Правила общения 1
23 Зачем нужны «вежливые» слова.  1
24 Волшебный цветик – семицветик. 1
25 Моя семья.  1
26 Кто в домике живет? 1
27 Порадовать близких – как это просто. 1
28 Мои товарищи: вежливое обращение к окружающим людям. 1
29 Чудесный мешочек 1
30 Человек среди людей. 1
31 Можно и не ссориться. 1
32 Без друга в жизни туго 1
33 Дружба – чудесное слово 1
34 Мой учитель. 1
35 В гостях у сказки 1
36 Загадки-отгадки 1
37 Думай о других: сочувствие – как его выразить 1
38 Ромашки настроений 1
39 Сказка-лож, да в ней намек.. 1
40 Как стать волшебником. 1
41 Хоровод дружбы- игра – викторина. 1
42 Вежливые слова 1
43 Шарады 1
44 Давайте здороваться 1
45 Обижать или дружить 1
46 Сказочное путешествие добра 1
47 По дорогам добра 1
48 Культура внешнего вида 1
49 Основные правила «Мойдодыра» 1
50 Путешествие в страну Здоровья 1
51 Продолжим путешествие в страну Здоровья 1
52 Каждой вещи свое место 1
53 О трудолюбии 1
54 Загадки о труде и трудолюбии 1
55 Что помогает учиться лучше (старательность). 1
56 Когда лень – всё идёт через пень. 1
57 Все профессии нужны, все профессии важны. 1
58 Как мы трудимся: в школе и дома. 1
59 Труд кормит человека 1
60 Бережливость: каждой вещи своё место. 1
61 Внешкольный этикет. Занятие в картинках «О вреде курения» 1
62 Правила поведения на улице. 1
63 Правила поведения в транспорте. 1
64 Доброе слово – что ясный день 1
65 «Здравствуйте»и «до свидания» 1
66 «Спасибо» и «пожалуйста».     1
67 Правила поведения дома и в гостях. 1
68 Путешествие по стране Загадок 1
    Всего: 68ч .

                                        

 

Программа духовно-нравственного направления «Будем вежливы»