автор: Чернова Ульяна Николаевна
инструктор по физической культуре
МАДОУ Ковдорского муниципального округа «Детский сад №29 «Сказка»
«Игры и упражнения по профилактике и коррекции плоскостопия с использованием нетрадиционного физкультурного оборудования в работе с детьми дошкольного возраста и детьми ОВЗ».
Мурманская область, г.Ковдор
МАДОУ №29 «Сказка»
Чернова Ульяна Николаевна
Инструктор по физической культуре
«Игры и упражнения по профилактике и коррекции плоскостопия с использованием нетрадиционного физкультурного оборудования в работе с детьми дошкольного возраста и детьми ОВЗ».
В настоящее время проблема профилактики и коррекция отклонений в состоянии здоровья детей дошкольного возраста приобрела особую актуальность. Наш детский сад посещают дети с различными группами здоровья, это и основные группы-здоровые дети, и подготовительные группы здоровья, к ним относятся ослабленные и часто-болеющие дети, дети с атопиями различной этиологии, плоско-вальгусной установкой стопы, а также дети с овз.
“Стопа – это фундамент, на котором стоит здание – ваше тело” – утверждал Гиппократ. К сожалению, у современных детей “с фундаментом” возникает всё больше проблем. По медицинской статистике увеличивается численность детей, имеющих уплощенную стопу или плоскостопие.
Плоскостопие представляет собой одно из наиболее распространенных статических деформаций опорно-двигательного аппарата при котором происходит деформация стопы, с уплощением ее сводов. Поскольку стопа является опорой тела, то ее нарушение непременно отражается на формировании всего детского организма. Широкую распространенность плоскостопия часто связывают с перинатальной патологией центральной нервной системы. Нельзя конечно исключать роль органических вялотекущих форм рахита, изменение двигательного режима, ношение нерациональной обуви.
Плоскостопие чаще встречается среди ослабленных детей с пониженным физическим развитием, у детей с овз. Они быстро устают, жалуются не только на боли в ногах и спине, но и на головные боли. У таких детей наблюдаются задержка развития двигательных умений и навыков, снижающих уровень физического развития и соматического здоровья.
В дошкольном периоде организм отличается большой пластичностью, поэтому можно приостановить развитие плоскостопия или исправить его путем укрепления мышц и связок стопы.
В связи с этим возрастает значение организации работы профилактической и коррекционной направленности в условиях ДОУ, где ребенок находится ежедневно и где, следовательно, имеется возможность обеспечить своевременность и регулярность таких воздействий. Понимая важность и нужность оздоровительных мероприятий, которые необходимо проводить с детьми, в своей работе я использую игры и упражнения для профилактики и коррекции плоскостопия, включающие тренировку мышц стопы и голени, корректирующие упражнения.
Цель: Развитие у детей устойчивой мотивации к сохранению и укреплению
здоровья.
Задачи:
1.Укрепление и повышение тонуса мышц свода стопы.
2.укреплять мышцы и связки стоп с целью предупреждения плоскостопия;
3.формировать навыки правильной осанки, укреплять мышечную систему.
Ожидаемый результат:
– повышение уровня физической подготовленности дошкольников;
– укрепление мышц стопы и голени ног;
-повышение интереса и активности детей для качественного выполнения упражнений;
– повышение родительской компетентности в вопросах профилактики плоскостопия.
Эффективность реализации такой формы работы во многом зависит от наличия рациональной предметно-игровой среды: это разнообразный спортивно-игровой материал.
Для формирования мотивации и повышения интереса к профилактическим упражнениям было изготовлено нетрадиционное физкультурное оборудование, также способствующее общему укреплению организма, поддержанию психомоторного развития на возрастном уровне; укреплению мышц, формирующих свод стопы, профилактике нарушения осанки. Оно используется для упражнений в равновесии, способствует развитию тактильных ощущений, укреплению нервной системы ребенка.
Я постаралась в своей работе по созданию среды придерживаться двух принципов: функциональности и красочности. Вход пошел разнообразный бросовый материал: старые галстуки и пуговицы, куски линолеума и крышки, киндеры и тряпочки, мочалки и бельевые веревки, губки для мытья посуды деревянные палочки и бабины, паролоновые жгуты и различная крупа цветные камешки и самоклеющаяся пленка.
Игры и упражнения с нестандартным оборудованием я включаю в утреннюю гимнастику, (по 2-3 упражнения) в физкультурные занятия(по 3-4 упражнения) в занятия в бассейне, использую их в индивидуальной работе.
Дети занимаются в носочках или босиком. Это оказывает не только оздоровительное, но и закаливающее воздействие. Все упражнения проводятся в игровой форме, с применением наглядных пособий (картинки, рисунки, а также загадки, песни, стихи, соответствующие сюжету) Это способствует повышению интереса и активности детей и, следовательно, более качественному выполнению упражнений.
Такое оборудование позволяет проводить упражнения с большим эмоциональным подъемом, что позволяет кроме физических качеств улучшать эмоционально-психологическое состояние дошкольников.
Для повышения интереса и активности детей используются различные
массажные дорожки, например, для путешествий: в лес, на озеро, на лужок подразумевается не только хождение, но и топтание для того, чтобы ребёнок смог ощутить полное воздействие на стопы различных материалов.
Упражнения способствуют развитию правильной походки, профилактики косолапости и «шаркающей походки». Ходьба босиком по разным поверхностям: пробкам, пуговицам, крышечкам и другими
запускает «рефлекс избегания», связанный с повышением тонуса мышц.
Коврики «Забавный ежик», «Кочки», «Волшебные яблочки», «Веселый удав» предназначены для точечного массажа рефлекторных зон стопы, укрепления мышечно-связочного аппарата стопы и голени, массажа внутренних органов посредством воздействия на активные точки стопы.
Можно использовать для разного вида ходьбы, особенно детям нравится ходьба боком приставными шагами. Ходьбу можно сопровождать художественным словом:
Наши резвые ножки
дружно ходят по дорожке
раз, два, три, четыре, пять
пойдём по полю мы гулять.
Массажеры «Орешки» -из киндер-сюрпризов;
«Волшебные катушки» – из пластмассовой трубки,
«Палочки-скалочки» -из деревянных палочек, обмотанных цветной пленкой
Различные резиночки, массажные перчатки способствуют улучшению кровообращения стоп; увеличивают подвижность суставов.
Упражнения выполняются от простых к сложным
Дети захватывают пальцами стопы различные мелкие предметы, на некоторое время удерживая и отпуская их, перекатывают их стопой. Также используются различные массажеры, на которые нужно давить стопой. Одно и то же упражнение можно выполнять разным приложением усилий.
Для создания положительного эмоционального фона, повышения настроения упражнения выполняются под музыку. Упражнения лучше включать в комплексы гимнастики, гимнастику после сна, но можно выполнять отдельно.
Упражнение «Загляни в окошко» (5-7 лет)
Задачи: Работа мелких мышц стопы в статическом режиме, растяжение мягких тканей передней поверхности стоп пальцев
И.п Встать пальцами ног на мешочек с песком (горохом, фасолью), пятки на полу.
1-медленно подняться на носки,
2-и.п
«Подрасту немножко
Загляну в окошко».
Упражнение «Раскатаем лепешку» (3-7 лет)
И.п.: стоя на стуле. Попеременно правой и левой ногой катать палку на плоском мешочке с песком.
Упражнение «Покатай палочку» (5-7лет)
И.п.: сидя, ноги согнуты в коленях. Поднять ноги и катать между ними
палочку-скалочку.
Упражнение «Пирог» (3-7 лет)
Задачи: Работа мышц связочного аппарата нижних конечностей, координация движений, Логоритмика.
И.п стоя на полу ногами захватить «тесто» (мешочек набивной мягкий), разминать ступнями и пальцами ног произнося слова:
Я пеку, пеку, пеку
Всем друзьям по пирогу
Пирожок для мышки
Для зайки-шалунишки
для лягушки пирожок
мишка, съешь и ты дружок.
Упражнение «Резиночка» (6-7лет)
Задачи: работа мелких мышц стопы, укрепление связочного аппарата
И.п. сидя на стуле, скамейке. Захватить пальцами ног концы резинки и растягивать ее.
Упражнение «Колобок» (3-7 лет)
И. п.: сидя на стуле, скамье или полу, под стопой киндерсюрприз, спина прямая.
Этот шарик так хорош… (Катать стопой киндер вперед-назад)
Он на колобок похож
Буду стопы укреплять… (Катать киндер стопой по кругу)
Колобок ножками катать. Далее выполнить то же другой ногой.
Упражнение «Ловцы жемчуга» (5-7лет)
И.п.: сидя на полу с согнутыми ногами. Собирать пальцами одной ноги различные мелкие предметы, разложенные на полу (камушки, шарики), и складывать их в кучку. Можно захватывать предметы обеими ногами
В играх с нетрадиционным оборудованием дети закрепляют полученные ранее умения и навыки-сгибание и разгибание пальцев стоп из различных исходных положений (сидя, стоя, лежа), захватывания и перемещения пальцами ног различных предметов, закрепление различных видов ходьбы (по ребристой поверхности, массажным коврикам, на носках, на наружных краях стоп, на пятках, с зажатыми предметами в пальцах ног, подскоков, прыжков и бега на носках, приседаний. Такие игры помогают активно формировать свод стопы. Можно использовать соревновательный момент.
Игра «Золушка» (5-7 лет)
И.п. сидя, раскладывают мелкие предметы (мелкие игрушки, шишки, желуди) и дают детям контейнер. Дети захватывают стопами предметы и собирают в контейнер.
Игра «Цветочная поляна» (5-7 лет)
Работа мышц связочного аппарата нижних конечностей, координация движений
По команде передается утяжеленный предет(мочалка-цветок с горохом) зажатый внутренними сводами стопы (задача игроков не уронить предмет)
Игра «Догони игрушку» (3-7 лет)
И.п.сидя на стуле, пальцами ног собирать «дорожку» с игрушкой в гармошку «Наши ножки идут по дорожке».
Игра «Поймай рыбку» (5-7 лет)
На ковёр рассыпаются рыбки из киндер-сюрпризов на веревочке.Кто больше соберет или чья команда больше рыбок в свой контейнер, та и победила (предметы захватываются пальцами ног)
Игра «Море-берег» (4-7 лет)
И.п. стоя босиком
На команду «Берег» встать на мешочек с песком,по команде «Берег»-встать на коврик.
Игра «Большая стирка» (6-7 лет)
Оборудование: платочки (салфетки). И.п.: сидя на полу. Пальцами ноги взять платочек в гармошку и отпустить. Затем взять платочек за край, поднимать и опускать его. Затем снова собрать в гармошку и повесить на веревку.
Мы платочки постираем,
крепко-крепко их потрем,
А потом их выжимаем,
сильно-сильно отожмем.
При использовании игр и упражнений по профилактике плоскостопия обязательно учитываются возрастные особенности детей, уровень их физической подготовки и развития. Поэтому соблюдаются основные физиологические принципы: рациональный подбор упражнений;
равномерное распределение нагрузки на организм; постепенное увеличение объема и интенсивности нагрузки.
Мною была собрана картотека игр и упражнений по профилактике плоскостопия.
Для эффективности совместно с воспитателями проводятся беседы, консультации, мастер-классы по данной теме, благодаря которым педагоги используют предложенные комплексы упражнений и игр, как во время занятий, так и свободной деятельности детей.
Большую часть времени ребенок проводит либо с педагогом, либо с родителями, поэтому стремление двигаться в одном направлении привело к созданию Волшебного рюкзачка «Помогатор Топотун».
Это обыкновенный детский рюкзачок, внутри которого: руководство пользователя (в нем описывается работа, которую нужно произвести, когда рюкзачок попадает в гости к семье); одно из нетрадиционных тренажёров или игры, с описанием и рекомендациями по их использованию. «Помогатор» выдаётся семье на несколько дней. Использование рюкзачка «Помогатор» позволяет нам не только решать коррекционно-профилактические задачи, но и помогает организовать интересный и познавательный семейный досуг.
Я считаю, что такая форма работы как использование нетрадиционного физкультурного оборудования в играх и упражнениях по профилактике и коррекции плоскостопия способствует- укреплению мышц, формирующих свод стопы; формированию и закреплению навыка правильной ходьбы.
и общему укреплению организма у детей дошкольного возраста, а также у детей с овз.