автор: Чернышова Светлана Николаевна
Учитель-логопед
МАДОУ МДС № 49

Формирование слоговой структуры у детей

ФОРМИРОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ У ДЕТЕЙ

3-4 года

Воспроизведение слов:

  • из 2-х слогов, например, (вода, ноги, уши, оса);
  • из 3-х слогов (панама, бананы, улица);
  • из 1 слога, например, (лом, кот, нос, кит, пёс).

4-5 лет


Воспроизведение слов

  • из 4-х открытых слогов без стечения согласных (кукуруза, помидоры, рукавицы);
  • из 2-5 слогов со стечением согласных в начале, середине, конце слова (марка, парта, картина, дорожка, скворечник, простокваша, лекарство, сквозняк, телевизор, сковорода, свисток, милиционер);

5-7 лет

Воспроизведение сложных по слоговой структуре слов в предложениях:

Виолончелист играет на виолончели.
Фотограф фотографирует парапланеристов.
Регулировщик регулирует движение на перекрестке.
Бульдозерист работает на современном бульдозере.


Нарушения слоговой структуры слов могут проявляться следующим образом:

1. Нарушение количества слогов:
пропуск слога – [малет] вместо самолет;
• пропуск слогообразующей гласной — [пинино] вместо пианино;
• увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечения согласных – [букава] вместо буква;
• перестановка звуков в соседних слогах – [саломет] вместо самолет;
• перестановка слогов – [камароны] вместо макароны;
• сокращение стечений согласных – [тол] вместо стол;
• вставки согласных в слог – [лимонт] вместо лимон;
• персеверации (циклический повтор) слогов: [бибибилитекарь] вместо библиотекарь;
• антиципации (замена предшествующих звуков последующими): [нананасы] вместо ананасы; контаминации (смешение слов): [в холодильнице] из [в хлебнице] и [в холодильнике].

Преобладание ошибок, выражающихся в перестановке или добавлении слогов, свидетельствует о первичном недоразвитии слухового восприятия ребенка.
Ошибки типа сокращения числа слогов, уподобления слогов друг другу, сокращения стечений согласных указывают на нарушение артикуляционной сферы.

Нарушения слоговой структуры слов удерживаются в речи дошкольников дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков. Слоговая структура слова, усвоенная в изолированном произношении, нередко вновь искажается при включении этого слова во фразу или самостоятельную речь.

Учитель-логопед: Чернышова С.Н.

Формирование слоговой структуры у детей