Автор: Четверикова Анна Николаевна

социальный педагог МБОУ «СОШ №16» Удмуртская Республика г. Глазов

Работа социального педагога общеобразовательной школы с родителями.

Четверикова А.Н.

социальный педагог 

высшей категории

МБОУ «СОШ № 16»

Удмуртская Республика 

г.Глазов

 

Работа социального педагога общеобразовательной  школы с родителями

(из личного опыта)

        Воспитание современного человека требует мобилизации всех социальных институтов, особого внимания и воздействия воспитательной среды школы, социума и семейного воспитания. 

        Современное образовательное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться в условиях введения ФГОС без широкого сотрудничества с семьей. Содружество семьи и школы должно работать в интересах ребёнка, разделяя ответственность за его обучение, воспитание и развитие. Эффективность воспитания личности ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья.  Работа с родителями – это трудный экзамен, который достойно выдержать обязаны обе стороны: и педагог, и родители. От этого во многом будет зависеть, какими вырастут наши дети. Именно поэтому необходимо направить взаимодействие педагога с родителями учащегося на создание единой воспитательной среды.

      Я работаю в МБОУ «СОШ №16» г. Глазова социальным педагогом и работа с родителями является одним из направлений моей профессиональной деятельности. Основные задачи работы с родителями: систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей, т.е. ознакомление их как с основами теоретических знаний, так и с практикой работы с учащимися; привлечение родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе; формирование у родителей потребности в самообразовании, профилактика семейного неблагополучия.

     Деятельность с семьей включает три основных составляющих социально – педагогической помощи: образовательную (помощь родителям в обучении и воспитании. Помощь в обучении направлена на формирование педагогической культуры родителей и их просвещение. Помощь в воспитании осуществляется путем создания специальных воспитывающих ситуаций в целях укрепления воспитательного потенциала семьи), психологическую (формирование благоприятной психологической атмосферы в семье в союзе с психологом) и посредническую (организация, координация и информирование). Помощь в организации заключается в организации семейного досуга (включение членов семьи в организацию и проведение праздников, ярмарок, выставок и т.д.). Помощь в координации направлена на установление и актуализацию связей семьи с различными ведомствами, социальными службами, центрами социальной помощи и поддержки. Помощь в информировании направлена на информирование семьи по вопросам социальной защиты).

   Есть старый школьный афоризм: «В работе с детьми самое трудное – работа со взрослыми». Но необходимость общаться с родителями все же существует. Мне приходится задумываться о том, как лучше организовать работу с родителями, чтобы взаимодействие семьи и школы в образовательном процессе было наиболее эффективным.

    В практике работы с родителями учащихся использую коллективные, групповые, индивидуальные, наглядно — информационные формы взаимодействия. И в том, и в другом случае использую как традиционные, так и нетрадиционные формы работы. К традиционным формам работы с родителями относятся: родительские собрания, индивидуальные консультации, посещение на дому. Среди нетрадиционных форм работы с родителями можно выделить тематические консультации, родительские чтения, праздники, игры, соревнования и т.п.

Приведем несколько примеров:

1.Выступления на родительских собраниях в форме игры, практикума, дискуссии, просмотра и обсуждения мультфильма. В своей практике я использую нетрадиционные формы проведения собраний, используя интерактивные методы. При использовании интерактивных методов роль учителя резко меняется, перестает быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, дает консультации, контролирует время и порядок намеченного плана. Незаметно для родителей идет  обучение родителей одновременно на трех уровнях: теоретическом, практическом, технологическом. Во время таких собраний создаются условия для активного включения каждого родителя в совместную деятельность по обсуждению педагогической проблемы, связанной с особенностями развития и воспитания детей, в форме групповой дискуссии, круглого стола, игры с обязательным использованием рефлексивных приемов, особенно на этапе обсуждения результатов совместной деятельности. Темы собраний «Роль семьи в развитии ребенка», «Семья и семейное воспитание» хорошо раскрываются в процессе просмотра мультфильмов и обсуждении их содержания «Маша и медведь. Когда все дома», «Карлсон, который живет на крыше». Проблему охраны и сохранения репродуктивного здоровья девочек можно затронуть через игру, аналогичную телевизионной «Сто к одному», предварительно проанкетировав детей данных родителей.

  1. детско-родительские практикумы. 

Тема правильного питания для детей и взрослых в процессе игр «Вкусная эстафета», «Счастливый случай».

3.Родительские чтения, литературная гостиная. Очень полезной и необходимой формой работы с семьёй являются родительские чтения. Чтения дают возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и самим изучать литературу по проблеме.  

Тема для обсуждения «Супружеский конфликт и эмоциональное состояние ребенка», «Семейная жестокость», «Мама, папа, я дружная семья» через обсуждение книг Альберта Лиханова «Сломанная кукла», Григория Остера «Вредные советы. ПАПАМАМАЛОГИЯ».

4.Участие семейных коллективов в школьных, городских и республиканских конкурсах:

«Национальное блюдо моей семьи», «Вкусная азбука», конкурс семейной фотографии «Вкусная картина», «Искусство на тарелке», «Караван национальных культур», «Мама, папа, я –спортивная семья».

5.Встречи со специалистами: медицинскими работниками(врач-гинеколог, нарколог, психиатр), психологом Молодежного центра(интернет зависимость), инспекторами ОДН г. Глазова(ответственность несовершеннолетних и родителей, профилактика преступлений и правонарушений, жестокого обращения с детьми), ГИБДД г.Глазова(ПДД), специалистами КДНиЗП Администрации г. Глазова(информирование о правах и обязанностях несовершеннолетних и родителей, трудоустройство, информирование о формах и способах социальной поддержки семей и несовершеннолетних)

  Нетрадиционные формы работы с родителями позволяют систематизировать знания, стимулируют развитие познавательных и творческих способностей, коммуникативных качеств, создают предпосылки поисковой деятельности у родителей. Благодаря нетрадиционным формам сотрудничества родители с большим желанием посещают родительские собрания, беседы, снимается их негативный настрой к школе, к решению проблемной ситуации. Для того чтобы нетрадиционные формы сотрудничества с родителями в коллективе прижились, их надо проводить системно. Результатом использования нетрадиционных форм работы с родителями можно считать то, что возникает более тесный контакт. Педагог  с родителями говорят друг с другом  на одном языке понятий и находятся на одном уровне позиций. Кроме информирования родителя по определенной теме в форме лекции, монолога, происходит обсуждение конкретных ситуаций, показывается видеоматериал, предлагается родителям высказаться, участвовать в играх.

Формы и методы работы с родителями разнообразны, но главное то, что педагогу необходимо делать правильный выбор, учитывая все особенности работы с данным коллективом родителей, особенности системы работы школы в целом. Залогом успешной работы педагога и родителей является  использование многообразия применяемых форм.

Литература:

  • Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями. – М.: 5 за знания, 2005. – 240 с. (Серия «Методическая библиотека»).
  • Хухлаева О. Активные формы групповой работы с родителями / О. Хухлаева // Школьный      психолог. – 2006, №19.
  • Дереклеева Н.И. Родительские собрания. М., 2005.
  • Максимова Т. Н. Классные часы М.: ВАКО, 2011.

 

Работа социального педагога общеобразовательной школы с родителями.

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram