автор: Чистобаева Татьяна Николаевна
Воспитатель МДОУ “Детский сад №3”
Использование современных педагогических технологий в обучении дошкольников.
Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников.
Инновационная деятельность в ДОУ направлена «на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий». Говоря о педагогических технологиях и их эффективном использовании в дошкольном учреждении, необходимо рассмотреть, что же означает сам термин
«технология» – от греческого это искусство, мастерство, умение, совокупность приёмов и способов получения, обработки и переработки сырья, материалов.
Каковы же определения педагогической технологии?
Педагогическая технология — это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса (В.А.Сластенин).
В.В. Юдин говорит о том, что «технология – последовательность шагов рекомендуемой учебной деятельности, выделенных на основе научных представлений». Он же дает другое определение: «Педагогическая технология – совокупность методов, приемов обучения, гарантировано приводящих к заданному результату».
Сегодня быть компетентным специалистом нельзя без изучения всего арсенала педагогических технологий. Выделим наиболее используемые педагогические технологии:
- Личностно-ориентированные технологии.
Содержание:
- взаимодействие, которое обеспечивает развитие и саморазвитие личности ребёнка, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности.
- центр образовательной системы: личность ребёнка – приоритетный субъект, как цель, а не средство образовательной системы комфортные, бесконфликтные и безопасные условий развития.
Личностно-ориентированные технологии, содержащиеся в виде элементов различные виды творческой, исследовательской, поисковой деятельности детей. Содержание образования представляет собой среду, в которой происходит становление и развитие личности ребенка. Ей свойственны гуманистическая направленность, обращенность к человеку, гуманистические нормы и идеалы.
Результат: Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в традиционной технологии – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества личности.
- Игровая технология.
Содержание:
По определению, игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреактивными возможностями. В том состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде. Педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Результат в процессе сюжетно-ролевых, ситуативных, и других видов, образовательных, развивающих, творческих и т.д игр. Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие разных форм умений и навыков.
- Проблемная технология.
Содержание:
Реализация педагогом модели “обучение через открытие”. Под проблемным обучением понимается такая организация деятельности, которая предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей, основано на создании особого вида мотивации – проблемной, для этого дидактическое содержание материала должно быть представлено как цепь проблемных ситуаций. Проблемная ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием.
- Коммуникативная (дискуссионная) Наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения
Имитационного моделирования (игровая). Моделирование жизненно важных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения
Психологическая (самоопределенческая). Самоопределение (выбор) ребенка по выполнению той или иной деятельности
Деятельностная. Способность ребёнка проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом
Рефлексивная. Осознание ребёнком деятельности: каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения , как они были устранены, и что при этом он чувствовал.
Результат: Создание в деятельности с детьми проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности дошкольников, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.
- Технология проектной деятельности.
Содержание:
“Проект” – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.
В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.
В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Результат: Этот метод актуален и очень эффективен, т.к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе.
- Исследовательские технологии
Содержание: Цель – получение ответа на вопрос, почему существует то или иное явление, и как оно объясняется с точки зрения современного знания.
- – Настоящая исследовательская задача никогда не может быть решена прямым действием и предполагает анализ пространства возможного.
- – Ребенок должен осознать и сформулировать для себя и других причину, по которой он включается в исследование.
Содержание: Дает возможность детям самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого дошкольника.
- Технология организации совместной деятельности
Содержание:
1.Дидактическая игра, создающая мотивацию к деятельности
- Актуализация знаний и умений детей по предполагаемой теме
- Затруднение в игровой ситуации:
- Мы это не знаем, мы это еще не умеем.
- Выявляем детские вопросы и вместе с детьми определяем тематику обсуждений, будущей деятельности.
- Вместе ищем выход из затруднительной ситуации
3.Открытие нового знания или умения
- Педагог с помощью подводящего диалога на основе предметной деятельности приводит детей к открытию нового знания или умения.
- Оформив в речи новое, дети возвращаются к ситуации, вызвавшей затруднение, и проходят ее, используя новый способ действия.
- Воспроизведение нового в типовой ситуации
- На этом этапе проводятся игры, где детьми используется новое знание или умение.
- В конце создается игровая ситуация, которая фиксирует индивидуальное освоение каждым ребенком нового материала.
- Происходит самооценка ребенком своей деятельности по освоению нового: дети или убеждаются в том, что они справились с заданием, или исправляют свои ошибки.
- Повторение и развивающие задания
- Самостоятельное применение нового на практике.
- Подведение итогов
- Что нового узнали ?
- Где это знание пригодится ?
Результат: Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти от желаний и потребностей ребенка к знаниям, идти от тех возможностей, которыми располагает
ребенок, опираясь на зоны ближайшего развития ребенка.
Результат: Направлена на организацию детского опыта (детских открытий).
- Система инновационной оценки усвоения знаний, умений, навыков дошкольника «портфолио» .
Содержание:
Использование такой формы оценки достижений , как портфолио дошкольника, позволяет воспитателю создать для каждого воспитанника ситуацию переживания успеха.
Результат: Систематизировать информацию о ребенке, фиксировать индивидуальные неповторимые субъектные проявления детей, что особенно важно в дошкольном возрасте, когда развитие ребенка характеризуется неравномерностью, скачкообразностью, индивидуальным темпом созревания психических функций и накопление субъективного опыта.
- Информационно-коммуникационные технологии.
Содержание: ИКТ – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. На данный момент это: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, ноутбук, видеомагнито- фон, телевизор. А также принтер, сканер, магнитофон, фотоаппарат, видеокамера.
Сегодня ИКТ позволяет:
– Показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника – игре.
– В доступной форме, ярко, образно, преподнести дошкольникам материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста.
– Привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не перегружать материал ими.
– Способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков и талантов.
– Поощрять детей при решении проблемных задач и преодолении трудностей.
Использование ИКТ в дошкольном образовании дает возможность расширить творческие способности самого педагога, что оказывает положительное влияние на воспитание, обучение и развитие дошкольников.
Результат: Изменение и неограниченное обогащение содержания и подачи материала детям, использование специальных программ, доступ в интернет.
- Здоровьесберегающие технологии .
Содержание:
Современные здоровьесберегающие технологии используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:
– приобщение детей к физической культуре
– использование развивающих форм оздоровительной работы.
Акцент смещается от простого лечения и профилактики болезней на укрепление здоровья как самостоятельно культивируемой ценности, необходим комплекс эффективных лечебно-профилактических мер, система надежных средств коррекции психофизического развития на протяжении всего дошкольного детства.
Стремление к комплексности понятно и оправдано, т.к. здоровый ребенок рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма, требующего индивидуально-дифференцированного подхода. Результат должен заключаться в том, что эффект одной оздоровительной меры закрепляется в виде устойчивого, константно-целостного психосоматического состояния, которое дает начало воспроизведения в режиме саморазвития.
С точки зрения современных подходов к педагогике, совместная творческая деятельность детей и педагога, является внутренним основанием единства телесного и духовного в жизни ребенка.
Результат: Обеспечивает повышение уровня здоровья дошкольнику. Воспитывает культуру осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, позволяют дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.
В своей работе я стараюсь использовать все современные технологии.
Личностно-ориентированная технология предполагает тесное взаимодействие педагога и ребенка, поэтому моя педагогическая деятельность по отношению к детям включает проявление уважения к личности каждого ребенка, доброжелательное внимание к нему:
стремлюсь установить доверительные отношения, проявляю внимание к их настроению, желаниям, достижениям и неудачам;
поощряю самостоятельность в выполнении режимных процедур, учитывая их индивидуальные особенности (привычки, темперамент, предпочтение к той или иной пище);
четко реагирую на инициативу в общении, потребность в моей поддержке;
слушаю детей внимательно и с уважением;
вежливо и доброжелательно отвечаю на вопросы и просьбы, обсуждаю проблемы;
успокаиваю и подбадриваю расстроенных детей, стремясь помочь в устранении дискомфорта;
разговаривая с детьми, выбираю позицию на уровне глаз – общаясь с ребенком, присаживаюсь рядом;
в течении дня общаюсь не только с группой в целом, но и каждым ребенком индивидуально;
чаще пользуюсь поощрением, поддержкой, чем порицанием и запрещением, порицание относится только к отдельным действиям ребенка.
В ходе познавательно-исследовательской деятельности в нашей группе мы проводим
Опыты (экспериментирование)
- Состояние и превращение вещества.
- Движение воздуха, воды.
- Свойства почвы и минералов.
- Условия жизни растений.
Занимаемся коллекционированием (классификационная работа):
- виды растений;
- виды животных;
- виды транспорта;
- виды профессий и т.д.;
- коллекции часов, камней, фантиков, сыпучих веществ и т.д.
Устраиваем путешествие по карте:
- Планеты Солнечной системы;
- Части света, их природные и культурные символы;
- Природные ландшафты и их обитатели.
Путешествие по «реке времени»:
- Прошлое и настоящее (например, эпоха динозавров);
- История жилища и благоустройства;
- История возникновения книги и т. д.
Говоря о здоровьесберегающих педагогических технологиях, я уделяю особое внимание обучению дошкольников основным движениям и навыкам здорового образа жизни, применяя на практике внедрение различных методов и приемов в своей возрастной группе.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
- Динамические паузы проводятся во время НОД по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
- Подвижные и спортивные игры проводятся ежедневно как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малой, средней степени подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения.
- Релаксация.
Прослушивание музыкальных произведений перед сном.
- Пальчиковая гимнастика тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение , быстроту реакции. Полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.
- Гимнастика для глаз (проводится ежедневно в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения).
- Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно – оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.
- Бодрящая гимнастика проводится ежедневно после дневного сна 5-10 мин. В её комплекс входят упражнения на кроватках на пробуждение, упражнения на коррекцию плоскостопия, воспитания правильной осанки. Для профилактических целей каждым родителем был изготовлен коврик с пуговицами. Хождение по ребристой дорожке, которая прекрасно массажирует ступни ребенка.
- Сухой бассейн, который используется в качестве разминки на физкультурных занятиях.
- Занятия на тренажерах.
Технологии обучения здоровому образу жизни:
- Утренняя гимнастика с музыкальным сопровождением. Музыка сопровождает каждое упражнение. У детей при этом формируются ритмические умения и навыки.
- Физкультурные занятия проводятся 3 раза в неделю по 30 мин. в соответствии программой, по которой работает ДОУ. Они направлены на обучение двигательным умениям и навыкам. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета.
- Активный отдых (физкультурный досуг, физкультурный праздник, музыкальный досуг, «День здоровья»). При проведении досугов, праздников все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя более раскованно, чем на физкультурном занятии, и это позволяет им двигаться без особого напряжения.
- Витаминотерапия
(употребление лука в пищу с первым блюдом; с февраля – выращенный совместно в группе зеленый лук)
Коррекционные технологии:
- Артикуляционная гимнастика – упражнения, необходимые для правильного звукопроизношения.
- Технология музыкального воздействия.
Использую в качестве вспомогательного средства как часть других технологий, для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя. Широко использую музыку для сопровождения учебной деятельности дошкольников (на занятиях по изодеятельности, конструированию, ознакомлению с окружающим миром и т.д.)
- Сказкотерапия используется для психотерапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание. В своей работе чаще использую авторские сказки, т.к. в них есть много поучительного. Сказки не только читаю, но и обсуждаем с детьми. Дети очень любят «олицетворять» их, обыгрывать. Для этого используем кукольный театр, ролевые игры, в которых дети перевоплощаются в разных сказочных героев.
Наглядные стенды знакомят родителей с жизнью группы, с Конвенцией о правах ребенка, с возрастными физиологическими особенностями детей. Широко используется информация в родительских уголках, в папках-передвижках («Возрастные особенности развитие ребёнка», «Осторожно, гололед» , «Формирование правильной осанки и профилактика её нарушений», «Зимние игры с ребенком» и т.д.).
Информационно-коммуникационные технологии использую довольно часто. Мультимедийные презентации помогают на занятиях по ознакомлению с окружающим миром («Откуда пришла к нам книга», «Служебные собаки», в старшей группе «Африка», «Динозавры» и др.), по рисованию («Городецкая роспись»), презентации к тематическим неделям («Матрешка», «Откуда пришла к нам Снегурочка?» «8 Марта», «Военная техника» и т. д.).
Проектная деятельность занимает особое место в нашей группе. В прошлом году были разработаны и реализованы проекты: «Дети на улицах города», «Зимующие птицы», «Огород на окошке». В подготовительной группе был реализован проект «Земля – планета, на которой я живу». В данный момент мы работаем над проектом «Профессии».
Организация совместной деятельности – неотъемлемая часть педагогического процесса.
Обязательно использую в своей работе проблемную технологию, без игровой технологии не обойтись. Также в нашей группе присутствует технология «портфолио дошкольника».