автор: Чуварова Гульсима Саяфовна
воспитатель МБДОУ «Детский сад № 5» г. Чебоксары
Наши пернатые друзья
Конспект занятия “Зимующие птицы”
Программное содержание:– Развивать умение образовывать слова при помощи суффиксов (ОО “Коммуникация”).- Упражнять в употреблении существительных в родительном падеже, ед.числа(ОО “Коммуникация”).- Развивать умение произвольно регулировать темп и силу голоса (ОО “Коммуникация”).- Уточнять представление детей о непростой жизни зимующих птиц (ОО “Познание”).- Стимулировать проявление речевой активности при решении проблемных ситуаций (ОО “Коммуникация”, “Познание”).- Воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, умение слушать друг друга (ОО “Социализация”).
Материалы и оборудование: карточки с изображением птиц (воробей, ворона, голубь, сорока, снегирь), предметные картинки, изображение кормушки, мяч, клубок.
Предварительная работа:
- Беседа на тему “Зимующие птицы”.
2. Рассматривание иллюстрации о птицах.
3. Рисование птиц.
4. Чтение книг В.Бианки “Про птиц”, “Синичкин календарь”, Снегирев Г. “Птицы нашего леса”, стихотворение В. Берестова “Сова и синица”.
5. Выставка кормушек.
6. Д/и “Птица – не птица”, “У кого кто?”. Ход занятия Педагог:Собрались все дети в круг,Я твой друг и ты мой друг.Крепко за руки возьмёмсяИ друг другу улыбнёмся. Посмотрите, у меня в руке клубочек, но не простой, а волшебный. Мы будем передавать его друг другу и вложим в него наше хорошее настроение. (Дети передают клубочек друг другу из рук в руки и улыбаются друг другу). А теперь возьмитесь за руки и закройте глаза. Посмотрите, что стало с нашим клубочком? Он превратился в птицу. Ребята, а какие птицы с нами зимуют?Дети отвечают.Правильно, все вы знаете, что с наступлением зимы выпадает много снега, как вы думаете, это хорошо или плохо?
Дети:Много снега – это хорошо: можно играть в снежки, кататься на санках, лыжах, коньках. Много снега – это плохо: холодно, тяжело ходить, животным и птицам трудно добраться до корма.
Педагог: А теперь скажите мне, выпало много снега, стало холодно, а где птицы будут добывать корм?
Дети: Надо повесить кормушки.
Педагог: Правильно. А давайте подумаем, что нужно сделать, чтобы покормить птиц? Давайте поиграем в игру “Что сначала, что потом” Интерактивная технология “Цепочка”: дети подходят к столу, выбирают карточки, отображающие последовательность: процесс изготовления кормушки, дерево, хлебные крошки, синица, птицы, клюющие крошки в кормушке, комментируют свой выбор. Педагог: А какие птицы прилетят к кормушке, отгадайте загадки.
Серых перьев комочек
На морозе продрог
Скачет по дорожке,
Собирает крошки.
Дети: Воробей.
Педагог: Непоседа, невеличка,
Желтая почти вся птичка,
Любит сало и пшеничку
Кто узнал ее?
Дети: Синичка.
Педагог: Чернокрылый, красногрудый
И зимой найдет приют.
Не боится он простуды
С первым снегом тут как тут.
Дети: Снегирь. Педагог: Молодцы, отгадали загадки. Прилетели к кормушке птицы. (Педагог бросает мяч, задавая вопрос.) Не один воробей, а два …(воробья), не один голубь, а два ..(голубя), не одна сорока, а две ..(сороки), не одна синица, а две…(синицы),не одна птица, а много ..( птиц).
Пальчиковая гимнастика
А теперь давайте покажем
Сколько птиц к кормушке нашей прилетело? – Ритмично сжимают и разжимают кулачки
Мы расскажем Две синицы, воробей, На каждое название птицы загибают по одному
Шесть щеглов и голубей пальчику.
Дятел в пестрых перышках.
Всем хватило зернышек. Опять сжимают и разжимают кулачки
Педагог: К нашей кормушке прилетели и большие и маленькие птицы. А как можно назвать ласково маленькую птичку? (Дети отвечают и передают друг другу мяч).
Дети: Воробей – воробушек.
Голубь – голубок.
Синица – синичка
Снегирь – снегирек.
Педагог: Ребята, а чем питаются птицы?
Дети: Птицы питаются семечками, зернышками, хлебными крошками.
Педагог: Птицы обрадовались корму и стали кричать. Давайте вспомним, кто как кричит.
Дети: Воробей чирикает.
Голубь – воркует.
Сорока – стрекочет.
Ворона – каркает.
Физкультминутка:
Вот под елочкой зеленой
Весело кричат вороны: кар-кар-кар (быстро и громко)
Целый день они кричали,
Спать ребятам не давали: кар-кар-кар ( медленнее и тише)
Только к ночи умолкали
И все вместе засыпали: кар-кар-кар (медленно и тихо).
Педагог: Поклевали птицы зернышки, крошки, семечки, и стали улетать. Поиграем в игру «Кого не стало?»
Педагог: Посмотрите внимательно на картинки, а теперь раз, два, три – не смотри. (Дети закрывают глаза, педагог убирает одну картинку).
Педагог: Раз, два, три – смотри.
Дети называют, какой картинки не стало.
Педагог: Вот и все птицы улетели. Но мы не будем расстраиваться, они еще не раз прилетят к нашей кормушке. А сейчас посмотрите на схему и скажите, ребята, о чем мы сегодня говорили?
Дети: Мы сегодня говорили о птицах.
Педагог: Правильно, о тех птицах, которые не улетают в теплые края. Назовите, какие это птицы?
Дети перечисляют.
Педагог: Мы говорили о птицах, каких?
Дети: Мы говорили о зимующих птицах.
Педагог: Птиц мы называли как?
Дети: Мы называли птиц ласково.
Педагог: Молодцы, вы хорошо потрудились, Давайте погладим себя по голове и скажем: “Я сегодня – молодец!”. А сейчас я предлагаю вам сесть за столы и раскрасить картинки для альбома “Зимующие птицы”.