автор: Чуварова Гульсима Саяфовна

воспитатель МБДОУ «Детский сад № 5» г. Чебоксары

Наши пернатые друзья

Конспект занятия “Зимующие птицы”

Программное содержание:– Развивать умение образовывать слова при помощи суффиксов (ОО “Коммуникация”).- Упражнять в употреблении существительных в родительном падеже, ед.числа(ОО “Коммуникация”).- Развивать умение произвольно регулировать темп и силу голоса (ОО “Коммуникация”).- Уточнять представление детей о непростой жизни зимующих птиц (ОО “Познание”).- Стимулировать проявление речевой активности при решении проблемных ситуаций (ОО “Коммуникация”, “Познание”).-  Воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, умение слушать друг друга (ОО “Социализация”).
Материалы и оборудование: карточки с изображением птиц (воробей, ворона, голубь, сорока, снегирь), предметные картинки, изображение кормушки, мяч, клубок.    

Предварительная работа: 

  1. Беседа на тему “Зимующие птицы”. 
    2. Рассматривание иллюстрации о птицах. 
    3. Рисование птиц. 
    4. Чтение книг В.Бианки “Про птиц”, “Синичкин календарь”, Снегирев Г. “Птицы нашего леса”, стихотворение В. Берестова “Сова и синица”. 
    5. Выставка кормушек. 
    6. Д/и “Птица – не птица”, “У кого кто?”. Ход занятия Педагог:Собрались все дети в круг,Я твой друг и ты мой друг.Крепко за руки возьмёмсяИ друг другу улыбнёмся. Посмотрите, у меня в руке клубочек, но не простой, а волшебный. Мы будем передавать его друг другу и вложим в него наше хорошее настроение. (Дети передают клубочек друг другу из рук в руки и улыбаются друг другу). А теперь возьмитесь за руки и закройте глаза. Посмотрите, что стало с нашим клубочком? Он превратился в птицу. Ребята, а какие птицы с нами зимуют?Дети отвечают.Правильно, все вы знаете, что с наступлением зимы выпадает много снега, как вы думаете, это хорошо или плохо?
    Дети:Много снега – это хорошо: можно играть в снежки, кататься на санках, лыжах, коньках. Много снега – это плохо: холодно, тяжело ходить, животным и птицам трудно добраться до корма.
    Педагог: А теперь скажите мне, выпало много снега, стало холодно, а где  птицы будут добывать корм?
    Дети: Надо повесить кормушки.
    Педагог: Правильно. А давайте подумаем, что нужно сделать, чтобы покормить птиц? Давайте поиграем в игру “Что сначала, что потом” Интерактивная технология “Цепочка”: дети подходят к столу, выбирают карточки, отображающие последовательность: процесс изготовления  кормушки, дерево, хлебные крошки, синица, птицы, клюющие  крошки в кормушке, комментируют свой выбор. Педагог: А какие птицы прилетят к кормушке, отгадайте загадки.

Серых перьев комочек

На морозе продрог

Скачет по дорожке,

Собирает крошки.
Дети: Воробей.
Педагог: Непоседа, невеличка,

Желтая почти вся птичка,

Любит сало и пшеничку

Кто узнал ее?
Дети: Синичка.
Педагог: Чернокрылый, красногрудый

И зимой найдет приют.

Не боится он простуды

С первым снегом тут как тут.
Дети: Снегирь. Педагог: Молодцы, отгадали загадки. Прилетели к кормушке птицы. (Педагог бросает мяч, задавая вопрос.) Не один воробей, а два …(воробья), не один голубь, а два ..(голубя), не одна сорока, а две ..(сороки), не одна синица, а две…(синицы),не одна птица, а много ..( птиц).

 Пальчиковая гимнастика

А теперь давайте покажем

Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?   –  Ритмично сжимают и разжимают кулачки

Мы расскажем Две синицы, воробей,   На каждое название птицы загибают по одному     
Шесть щеглов и голубей   пальчику.

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек.     Опять сжимают и разжимают кулачки 

Педагог: К нашей кормушке прилетели и большие и маленькие птицы. А как можно назвать ласково маленькую птичку? (Дети отвечают и передают друг другу мяч).
Дети: Воробей – воробушек.

Голубь – голубок.

Синица – синичка

Снегирь – снегирек.
Педагог: Ребята, а чем питаются птицы?
Дети:  Птицы питаются семечками, зернышками, хлебными крошками. 

Педагог: Птицы обрадовались корму и стали кричать. Давайте вспомним, кто как кричит.
Дети: Воробей чирикает.

Голубь – воркует.

Сорока – стрекочет.

Ворона – каркает. 

Физкультминутка:

Вот под елочкой зеленой

Весело кричат вороны: кар-кар-кар (быстро и громко)

Целый день они кричали,

Спать ребятам не давали: кар-кар-кар ( медленнее и тише)

Только к ночи умолкали

И все вместе засыпали: кар-кар-кар (медленно и тихо). 

Педагог: Поклевали птицы зернышки, крошки, семечки, и стали улетать. Поиграем в игру «Кого не стало?»
Педагог: Посмотрите внимательно на картинки, а теперь раз, два, три – не смотри. (Дети закрывают глаза, педагог убирает одну картинку).
Педагог: Раз, два, три –  смотри.

Дети называют, какой картинки не стало.
Педагог: Вот и все птицы улетели. Но мы не будем расстраиваться, они еще не раз прилетят к нашей кормушке. А сейчас посмотрите на схему и скажите, ребята, о чем мы сегодня говорили?
Дети: Мы сегодня говорили о птицах.
Педагог: Правильно,  о тех птицах, которые не улетают в теплые края. Назовите, какие это птицы?

Дети перечисляют.
Педагог: Мы говорили о  птицах,  каких?
Дети:  Мы говорили о  зимующих птицах.
Педагог: Птиц мы называли как?
Дети:  Мы называли птиц ласково.
Педагог: Молодцы, вы хорошо потрудились, Давайте погладим себя по голове и скажем: “Я сегодня – молодец!”. А сейчас я предлагаю вам сесть за столы и раскрасить картинки для альбома “Зимующие птицы”.

Наши пернатые друзья