автор: Чуркина Светлана Владимировна
учитель
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Школа № 6» Камышловского городского округа

Статья «Вопросы детско-родительских отношений в условиях цифровизации. Переосмысление семейных ценностей: переход к личному диалогу»

Вопросы детско-родительских отношений в условиях цифровизации. Переосмысление семейных ценностей: переход к личному диалогу. 

Наша жизнь переходит в цифровую сферу — многие услуги предоставляются уже только онлайн, школьники пробуют дистанционное образование, роботы-автоотвечики обрабатывают запросы клиентов. Трансформации подвергается и сам человек. Живое общение для него становится ненужным и даже отягчающим. Но если взрослые люди ещё помнят реальность без «цифры», то современные школьники уже родились со смартфоном в руках. Какими вырастут дети эпохи цифровой экономики, и что делать для того, чтобы они не превратились в «бездушных роботов».

Дети стали меньше гулять и больше сидеть дома. Если раньше ребенка невозможно было загнать с улицы, то сейчас наоборот, нужно упрашивать пойти во двор. Да и гулять-то не с кем, потому что большинство одноклассников сидят в гаджетах по своим квартирам.

Мы уже имеем последствия смены образа жизни детей: играть в совместные подвижные игры, где необходимо сотрудничество, они не умеют. Лишившись общения во дворах и на площадках, они теряют навыки командного взаимодействия, не знают, как дружить по-настоящему.

Дружба обесценивается также социальными сетями, в которых виртуальных собеседников принято называть друзьями, подменяя понятия. Для подростков количество друзей — это количество подписчиков, которых всегда можно удалить из списка контактов. Но виртуальный мир — это не реальность: когда у ребят возникают конфликты со сверстниками в жизни, они не знают, как из них выходить. В то же время в очном общении у детей стало больше агрессии и споров.

Запретить общению в социальных сетях в современном мире нельзя, но научить можно. Родителям нужно говорить с детьми о безопасности в социальных сетях.  Знать, какие социальные сети посещает ребенок. Не все дети имеют одинаковое психоэмоциональное развитие, поэтому не всем детям можно одинаковое время проводить в сети. Родителям необходимо осуществлять контроль за использованием детьми сети интернет. При этом нужно не просто запрещать, а уметь договориться с ребёнком. 

Дети стали более прагматичными они знают, чего хотят. Проблема в том, что они не желают достигать чего-то самостоятельно и напрягаться. Им всё дают родители ещё до того, как появилась потребность. Из-за этого школьники теряют чувство ответственности, им трудно принимать самостоятельные решения. Зачем шевелиться, когда за них всё уже решили родители? Неужели современные школьники не способны на искренние эмоции, взаимовыручку, поддержку — не обладают всеми теми качествами, которые, казалось бы, присущи каждому с рождения?

Все это зависит от ценностей окружения конкретного ребенка. Если семья или его педагоги, прививают ему, добрые чувства и патриотизм, то такие дети будут более искренними. Взрослым нужно на своем примере показывать, как себя вести: если родители целыми днями сидят в телефоне, то ребенок будет делать то же самое. Многие люди уже не могут даже жить без звука телевизора и слушают его фоном, а школьники повторяют.

Мы мало уделяем внимания детям — обычно интересуемся только внешней стороной их жизни: поел ли, чистая ли одежда, какие оценки в школе и почти не задаем вопросов, которые касаются души ребенка. Родители всегда должны знать, что чувствует ребёнок, с кем он сегодня поссорился, из-за чего возник конфликт, чем он в действительности интересуется.

На становление детей влияют не только родители и школа, но и СМИ. Раньше была цензура, и дети не могли, включив телевизор, увидеть сцены насилия, убийства или услышать ругань. Если с экрана телевизора дети видят сцены насилия, убийства или нечто подобное, они могут это расценивать как норму. Просматривая сцены с агрессией, дети решают, что это и есть тот мир, в котором они живут. И тут побеждает сильнейший — более агрессивный, злой, а добрый человек проигрывает. Эти образы формируют поведение детей, они становятся безжалостными. Если бы родители вовремя и правильно обсуждали с детьми увиденное, то можно было бы избежать реальных сцен агрессии среди подрастающего поколения.

Интернет рекламируется, как отличная система для учебы. Так ли эффективен такой способ передачи и поиска информации по сравнению с книгами и учебниками?

Дети часто сидят в интернете, но знаний не прибавляется. Часто ли родители интересуется тем, что смотрит в интернете ребенок. Действительно, ли сайты, на которые он заходит учебные и так необходимы для выполнения заданий. Дети приходят в школу с домашними заданиями, списанными с готовых в интернете. А не лучше ли родителям заблокировать эти бесполезные сайты и убедиться, что ребёнок сам выполняет заданное.

Школьники много общаются в мессенджерах и через социальные сети. Не привыкнут ли они к этому, и не станет ли общение через электронную систему единственным каналом связи для них в будущем?

В мессенджерах люди не могут выражать свои эмоции и видеть лицо собеседника. А ведь когда человек говорит — большую часть информации в его сообщении мы считываем через его мимику, жесты, эмоции. Смайлик никогда не заменит этого. Мы и сами уже разучились излучать эмоции в реальном мире, то же делают и дети. Просто мы помним время, когда не было мессенджеров и можем сравнить два этих типа общения, а дети уже родились в другой реальности. Поэтому общение в мессенджерах и через социальные сети запретить мы уже не можем. Но человек — существо социальное. Живое общение никто не отменял. Прежде всего, живое общение должно быть в семье.  

Мы видим, как сегодня меняется мир, мы идем по пути цифровизации всех сфер жизни, вместе с этим меняются не только быт, но и сам человек. Как же вырастить достойного человека 21 века, а не «бездушного послушного робота»?

Родителям нужно на своем примере учить детей хорошим поступкам, учить не бояться проявлять эмоции и брать на себя ответственность. Организуйте пространство ребенка так, чтобы у него были реальные друзья, с которыми он бы учился понимать, как устроено общение, как выходить из конфликтов, мог бы прийти на помощь товарищу.

Ребёнка нужно хвалить даже за незначительные достижения. Часто мы замечаем в детях только плохое, а хорошее для нас само собой разумеющееся. Главное, учить детей быть честными перед самими собой и окружающими.

В общении детей и родителей важен эмоциональный контакт. Сегодня матери проще занять ребенка гаджетом, а не общаться с ним. От недостатка личного общения у детей страдает эмоциональный интеллект. Страдает также творческая активность, так как ребенок довольно жестко ограничен задачами программы в том или ином гаджете. Чем больше в семье гаджетов, тем меньше в семье общения.

Изолировать современных детей от информационных технологий нельзя.  Общение, эмоциональный контакт можно сохранить и поддерживать, если детей обучать ориентироваться в цифровом мире.

Статья «Вопросы детско-родительских отношений в условиях цифровизации. Переосмысление семейных ценностей: переход к личному диалогу»