автор: Шальнова Ольга Геннадьевна

учитель русского языка и литературы МБОУ “СОШ №3 с УИОП им. Г. Панфилова” г. Анжеро-Судженска, Кемеровской области

тема: Сочинение по литературе как форма итоговой аттестации в 11 классе

Сочинение о сочинениях

О. Г. Шальнова, учитель русского языка и литературы

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 с углублённым изучением отдельных предметов имени Германа Панфилова»

г. Анжеро-Судженска Кемеровской области

 

C 2014-2015 года выпускникам 11 класса пришлось, кроме привычного ЕГЭ по русскому языку, писать ещё и выпускное сочинение. По мнению Министерства Образования, возврат сочинения в школы является очень важной инициативой. «Мы исходим из того, что выпускник школы должен уметь излагать свои мысли, отстаивать свою позицию на грамотном русском языке», — сказал он. Учащиеся  должны знать классику, входящую в курс школьной литературы, считает советник Президента Российской Федерации Владимир Толстой: «Без этого мы получаем косноязычных, не умеющих выражать свои мысли детей».  Мы снова вернулись к ситуации , когда люди должны идти не от себя, а к себе. Снова обществу нужен Человек.

И тут встаёт вопрос: как научить детей выражать свои мысли? Много говорилось о безликости, стандартности в истолковании произведений, в самом псевдолитературоведческом стиле. Важно вести своих учеников к личности в их собственных сочинениях. Для меня сочинение ученика – это его принцип отношения к миру, жизни, себе. Научить их видеть мир в целом, видеть связи, пронизывающие этот мир. Поэтому я предлагаю по-другому посмотреть на систему сочинений. Когда говорят о системе сочинений, то обычно имеют в виду совокупность письменных работ разных жанров и форм. Однако возможен подход к системе сочинений и с точки зрения содержания. Каждое сочинение связано с другими как вехи ведущегося на протяжении учебного года или лучше не одного года размышления о литературе, жизни и себе. Когда-то обратившись к своим записям, ты поймёшь, как изменился ты сам. Эти записи – свидетельства твоей духовной жизни в разные временные отрезки.

Я вспоминаю строку Пастернака: «Когда строку диктует чувство…» Строчки с сердцем, душой, мыслью, я убеждена в этом, может написать каждый наш ученик. Я навсегда запомнила вопрос одной ученицы: «Вам как писать как думаешь или как надо?» Кто , как не мы вбили в голову юного читателя двойные стандарты? Если мы хотим, чтобы сочинения наших учеников были написаны интересно и по-человечески, то нужно предлагать им темы, которые были бы больше, чем учебные задания, которые вызывали бы у них желание думать, искать истину, пробуждали отклик в душе. Пришлось пересмотреть все задания, темы сочинений, вопросы, накопленные за много лет, чтобы предлагать только такие, ответы на которые списать просто невозможно. Дать интересные, неизбитые темы, побуждающие к творчеству, глубокому осмыслению. Приведу некоторые формулировки: «Согласен ли ты с Базаровым, что «свободно мыслить между женщинами могут только уроды»?»; «Одинаковый ли смысл вкладывают в призыв «Долой авторитеты!» Ситников, Базаров и Аркадий?»; «Как семейный роман» Головлёвых превратился в роман «умертвений»?» и так далее».

Я считаю, что школьники должны дать оценку тому, что они прочли. Среди тем сочинений должны преобладать те, которые учат глубже чувствовать произведение, активизируют работу ума и сердца.

Поучителен опыт К. К. Станиславского. На репетициях он не показывал и не объяснял актёрам, как надо играть. «Нельзя ничего давать актёру в готовом виде. Пусть он сам придёт к тому, что вам нужно. Ваше дело – помочь ему расстановкой на его пути дразнящих манков». Режиссёр заботился о том, как воспитать актёра. Учитель должен заботиться о том, как научить ученика мыслить, искать, открывать, творить. Тогда эти знания он запомнит на всю жизнь и никому не отдаст.

Среди тем сочинений я выбираю такие, которые посвящены мотивировке поступков героя. Брать самые важные моменты в произведении и их осмыслять. Моя установка: «Из каждого слова, слога, звука уметь вывести целую вереницу важных смыслов и связать эти смыслы в тугой мировоззренцеский узел». Внимательное отношение к конкретному куску  в произведении развивает сознание, будит мысль, приучает логически рассуждать. Например, князь Андрей Болконский возвращается изОтрадного и видит преображённый старый дуб… «Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и то же время вспомнились ему. И Аустерлиц с высоким небом, и мёртвое укоризненное лицо жены, и Пьер на пароме, и девочка, взволнованная красотою ночи, и эта ночь, и луна – всё это вдруг вспомнилось ему».  Я прошу учеников написать сочинение, объяснив этот диссонанс: мёртвое укоризненное лицо жены как одна из самых лучших минут жизни? Пишем мы это сочинение не в конце изучения романа, а тогда, когда подошли к этому месту. Чтобы написать такое сочинение, придётся перечитать те сцены, которые вспоминает князь Андрей, понять, что объединяет все эти эпизоды. Такое сочинение – творческая задача в полном смысле этого слова. Многие могут, конечно, спросить, а нужно ли для сочинения предлагать вопрос, зная, что далеко не все в полной мере ответят на него. Можно и нужно, ибо только собственные усилия по постижению сцеплений художественного произведения могут научить эти сцепления постигать.

Иногда может возникнуть ситуация, когда заявленная тема незнакома учащимся, когда у них нет достаточных знаний и опыта для выработки суждений и умозаключений. В этом случае можно попросить их высказать предположения или прогноз о возможном предмете и объекте изучения.

Ещё в 1915 году Борис Эйхенбаум говорил о своей работе с учениками на уроках литературы, что «надо всё время возвращать их  к тексту, к подлиннику…» На мой взгляд, на уроках литературы отправной точкой становится сам текст и только он.

Особенно популярной формой сочинения стало эссе, которое и предполагает личностный взгляд на предмет. После чтения и общего обсуждения текста я предлагаю учащимся организовать свои мысли с помощью эссе (по методике свободного письма). Главное правило свободного письма – не останавливаться, не перечитывать, не исправлять. В виде десятиминутного эссе можно предложить в конце занятия подытожить свои знания по изученной теме. Для учителя – это возможность получить обратную связь. Можно предложить прокомментировать слова критика с оценкой какого-нибудь персонажа. Например, Достоевский писал о Тургеневе и его герое Базарове: «Ну и досталось ему за Базарова, беспокойного и тоскующего Базарова (признак великого сердца), несмотря на весь его нигилизм». О самом Базарове шёл разговор на уроке. Поэтому оценку ему давать не нужно. Почему беспокойство и тоска – признак великого сердца?

Весь мой опыт убеждает меня в двух исходных принципах  работы над сочинением. Во-первых, предлагаемая тема должна найти отклик в душах учеников. Чужой опыт, чужие чувства сопрягаются при этом с собственным опытом, своими мыслями и чувствами. Во-вторых, написанное школьниками не может быть лишь воспроизведением изученного, пересказом уже известного. Оно должно быть обращено к напряжению своей мысли, сопереживанию, открытию.

И в заключение хочется сказать о Главном в работе учителя  литературы– воспитание вдумчивого и трепетного читателя. Если вы научили своих учеников читать, то вы научили проникать их в структуру художественного произведения. Вы научили их думать, находить объяснения, формулировать свою точку зрения и доказывать, защищать её. Вы научили их говорить! Вот теперь это взрослый, свободный, грамотный, знающий выпускник. И тогда для него сочинение станет праздником мысли, содержательным диалогом с текстом, ярким и интересным монологом читателя.

Сочинение по литературе как форма итоговой аттестации в 11 классе