автор: Шарнина Любовь Юрьевна
Воспитатель группы компенсирующей направленности
МБДОУ «Детский сад для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья №15» г. Воткинска УР

Особенности сенсорной интеграции у детей с интеллектуальными нарушениями дошкольного возраста.

Особенности сенсорной интеграции у детей с интеллектуальными  нарушениями дошкольного возраста. 

Сенсорная интеграция играет ключевую роль в развитии детей, особенно в дошкольном возрасте.  У детей с интеллектуальными нарушениями этот процесс может быть значительно затруднен, что  существенно влияет на их повседневную деятельность и взаимодействие с окружающим миром.  Понимание особенностей сенсорной интеграции у этой категории детей представляет собой  важную задачу для педагогов, психологов и родителей. 

Что такое сенсорная интеграция? 

Сенсорная интеграция — это процесс, в рамках которого наш мозг обрабатывает и интерпретирует  информацию, получаемую от различных сенсорных систем (зрения, слуха, осязания, вкуса,  обоняния, равновесия и проприоцепции). Эффективная сенсорная интеграция позволяет детям  адекватно реагировать на окружающую действительность, обучаться и взаимодействовать с  другими людьми. 

Особенности сенсорной интеграции у детей с интеллектуальными нарушениями 1. Нарушения в восприятии сенсорной информации: 

  • Дети с интеллектуальными нарушениями практически все испытывают сложности с обработкой  сенсорной информации. Это может проявляться в чрезмерной чувствительности  (гиперсенсорности) или недостаточной чувствительности (гипосенсорности) к определенным  стимулам. Например, ребенок может закрывать уши от громких звуков или не реагировать на  мягкие прикосновения. 
  1. Трудности в координации движений: 
  • У многих детей трудности с координацией движений и балансом, что затрудняет выполнение  описанных предметов и взаимодействие с окружающим миром. Это может проявляться в  неуклюжести, необходимости падать и в постоянном движении. 
  1. Проблемы с самоорганизацией: 
  • Ребенок с интеллектуальными нарушениями часто не может сам организовать и планировать  действия. Это отражается в том, что он может не знать, как правильно распределить свое время и  ресурсы в играх и учебных активностях. 
  1. Избирательность в еде: 
  • У таких детей часто наблюдается избирательность в еде, что может быть связано с сенсорными  предпочтениями: текстура, вкус или запах пищи могут вызывать у них дискомфорт. 
  1. Проблемы в социальном взаимодействии: 
  • Дети с интеллектуальными нарушениями часто избегают социальные контакты, предпочитают  играть в одиночку. Это может быть связано с трудностями в восприятии социальных сигналов и с  недостаточной сенсорной интеграцией. 

Подходы к поддержке сенсорной интеграции 

  1. Создание комфортной среды: 
  • Нужно обеспечить спокойную и предсказуемую обстановку. Снизить шумовой фон и убрать яркие визуальные стимулы. Это поможет ребенку сосредоточиться.
  1. Разработка сенсорной диеты: 
  • Индивидуально подбирайте виды сенсорной активности, которые могут помочь ребенку  справиться с гипер- или гипосенсорностью. Это могут быть как успокаивающие, так и активные  игры, направленные на развитие различных сенсорных систем. 
  1. Использование тактильных материалов: 
  • Занятия с разными текстурами (песок, вода, глина) могут помочь детям развивать осязательные  навыки и снизить чувствительность к различным сенсорным стимулам. 
  1. Поддержка социального взаимодействия: 
  • Создание групповых занятий, где дети будут взаимодействовать и развивать свои социальные  навыки. Например, использование игр, где нужно работать в команде или делиться материалами. 
  1. Психологическая поддержка: 
  • Поддержка со стороны психологов и педагогов поможет детям развивать навыки  самообслуживания, коммуникации и социальных взаимодействий. Психотерапия поможет в  устранении эмоциональных барьеров и страха перед новыми сенсорными стимулами. 

Заключение 

Сенсорная интеграция является важным фактором развития детей с интеллектуальными  нарушениями. Понимание их индивидуальных потребностей и создание поддерживающей среды  помогут повысить качество их жизни и развить необходимые навыки для успешного  взаимодействия с окружающим миром. Успешная сенсорная интеграция — это основа для  дальнейшего обучения и социализации, что является важным для каждого ребенка.

Особенности сенсорной интеграции у детей с интеллектуальными нарушениями дошкольного возраста.

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram