автор: Шедикова Светлана Владимировна

воспитатель МБДОУ “Детский сад №118” города Чебоксары Чувашской Республики

Ознакомление детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения в детском саду

Обеспечение безопасности дорожного движения из года в год становится актуальнее, поскольку количество транспорта на улицах города растет устрашающими темпами. Возрастающее число транспортных средств обусловливает и рост аварийности. К сожалению, часто участниками дорожно-транспортных происшествий становятся дети. Основными причинами сложных ситуаций на дороге становится незнание детьми правил дорожного движения, безопасного поведения на проезжей части, правил пользования пассажирским транспортом, невнимательность и недисциплинированность на улице.

Взрослые борются с этим в своих масштабах, проводя всевозможные акции, ужесточая санкции, применяемые к  водителям, причастным к подобным происшествиям, призывая к осторожности с рекламных щитов.

Рост количества машин на улицах городов и поселков нашей страны, увеличение скорости их движения, плотности транспортных потоков, растущие пробки на автодорогах являются одной из причин дорожно-транспортных происшествий. Никого не оставляют равнодушным неутешительные сводки о ДТП, где потерпевшими, к сожалению, являются не только взрослые, но и дети. Поэтому обеспечение безопасности движения на дороге становится все более важной государственной задачей.  Большую роль в решении этой проблемы имеет организация работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.

        Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение — потребностью человека.

         В практику дошкольных учреждений в настоящее время вошли программы по основам безопасности жизнедеятельности детей, направленные на формирование у ребенка навыков правильного поведения в нестандартных, а порой и опасных ситуациях на дороге, в транспорте.

Характеризуя общепедагогические основания для разработки проблемы воспитания у детей культуры поведения на дороге, проанализируем программы и методические разработки разных авторов. Значительное их число создано в «советский» период (А. Богданович, Н.В. Борисова, В.А. Добрякова, В.Р. Клименко, В.Э. Рубляк, Э.Я. Степаненкова, М.Ф. Филенко и др.). Они могут с успехом использоваться и сегодня при условии адаптации к сегодняшним требованиям.

В современной методической литературе для ДОУ вопрос о воспитании у дошкольников культуры поведения на дороге разрабатывается достаточно детально.   Они нашли отражение программе «Основы безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста», разработанной Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной. Там в частности, определены содержание образования и основные задачи работы в данном направлении. Методические материалы к программе изданы отдельно и включают серии сюжетных картин по знакомству детей с типичными ситуациями на дороге.

Методические рекомендации Г.В. Алексеева (Йошкар-Ола,1993) включают перспективные планы работы в трех возрастных группах, перечень игр, художественных и музыкальных произведений, конспекты мероприятий, проводимых с детьми.

Подобные рекомендации содержатся в пособиях Т.И. Алиевой, Е.П. Арнаутовой, Е.Ю. Протасовой «Безопасность на улице», М.С. Коган «Правила дорожные знать каждому положено!», О.А. Скоролуповой «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения»» и др.

Содержание предметно-развивающей среды, стимулирующей освоение детьми правил дорожного движения описано в пособиях Г.В. Алексеева, Ц. Васильевой и др.

В группе детского сада созданы все необходимые условия для успешной работы по ознакомлению детей с правилами дорожного движения. Оформлен  уголок по правилам дорожного движения, в котором представлены разнообразные игры (настольные, дидактические), атрибуты для сюжетно-ролевых игр, наглядные пособия, конструктор, макет улицы, игрушки (машины, кукла-милиционер и др.), костюмы для детей, дорожные знаки; художественная и методическая литература, подборка мультфильмов из серии «Смешарики», сделана картотека игр по ПДД.

В приемной оформлен уголок для родителей с информацией по данной теме, которая систематически меняется, обновляется новыми наглядными материалами.

         Мы, взрослые, перед собой должны ставить задачу не только воспитать маленького человека законопослушным гражданином своей страны, настоящего человека с нравственной и духовной системой ценностей, но и обучить его безопасному поведению в жизни, на дороге, культуре взаимодействия со всеми участниками дорожного движения, уберечь от ДТП, сохранить его жизнь и здоровье, обеспечив тем самым будущее нашим детям и стране.[1]

Список литературы

  1. Всероссийская специализированная газета “Добрая дорога детства”
  2. Авдеева Н.Н., Князева О.Л, Стеркина Р.Б.. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.:«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. – 144 с.
Ознакомление детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения в детском саду