автор: Шешукова Ольга Вячеславовна
учитель русского языка и литературы
Урок литературы. Тема: «Трогательное сказание о Петре и Февронии Муромских- гимн любви и верности»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ
Тема урока: «Трогательное сказание о Петре и Февронии Муромских» – гимн любви и верности»
Тип урока: Урок систематизации и обобщения знаний.
Цель урока: достижение обучающимися предметных и метапредметных результатов.
Планируемые результаты:
познавательные УУД: поисковое чтение и структурирование текста;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации;
совершенствование духовно-нравственных качеств личности;
формирование уважения к личности, доброжелательного отношения к окружающим;
регулятивные УУД: целеполагание и планирование путей достижения целей;
самостоятельный контроль своего времени;
принятие решений в проблемной ситуации;
развитие навыков самооценки;
коммуникативные УУД:
учитывать разные мнения;
формулировать собственное мнение и позицию;
работать в группе;
осуществлять взаимоконтроль и взаимооценку;
использовать адекватные языковые средства для отображения своих мыслей и чувств.
Межпредметные связи: история, основы православной веры, музыка, монументальное искусство.
Образовательные ресурсы: художественный текст, иллюстрации, аудио-фрагменты.
Этап урока
( время, отведенное на этап) |
Цели этапа | Деятельность учителя
(применяемые технологии, приёмы) |
Деятельность учащихся
(формы организации деятельности) |
Планируемый результат | Формируемые УУД |
Организационный момент
( 3 мин) |
Создать эмоциональный настрой на работу | Приветствие. Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя
-Добрый день, ребята. Хотелось, чтобы сегодня каждый из вас открыл для себя что-то новое, важное и интересное. В истории России остались имена людей, которые прославились своей добротой, честностью, твердостью в вере и мужеством в страданиях. Сегодня мы вновь прикоснемся к одной из жемчужин древнерусской литературы, героями которой стала супружеская пара- Петр и Феврония. -Начать наш урок я предлагаю с прослушивания песни в исполнении хора «Пересвет». Во время прослушивания вам необходимо определить и выписать ключевые слова из песни. |
Подготовка к работе.
Самоопределение к деятельности. Слушают фрагмент песни и выписывают слова : НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ, ВЕРА, ВЕРНОСТЬ, ПРЕДАННОСТЬ. |
Обучающие настроятся на работу, найдут и выделят ключевые слова. | Личностные: действие смыслообразования, мобилизация внимания, уважение к окружающим;
Коммуникативные: готовность к сотрудничеству. |
Постановка учебной задачи.
Мотивация познавательной деятельности. ( 5 минут) |
Познакомить с темой урока, определить цели. | Анализирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию.-Посмотрите на слова, которые выписали. Что их объединяет?
Безусловно- это семья. Что такое семья каждый из вас знает. Все вы живете в семьях. И каждое из этих слов важно в любой семье. -Ребята, обратите внимание на эпиграф, записанный на доске: «Трогательное сказание о Петре и Февронии –гимн любви и верности» – определите цели сегодняшнего урока. . |
Отвечают: СЕМЬЯ
Уточняют/формулируют тему урока. Ставят цели(работая в группах выбирают из предложенных целей наиболее подходящие для конкретного урока. (Приложение 1) |
Познакомятся с темой , самостоятельно определят цели урока. | Личностные: самоопределение, умение сотрудничать с учителем и учащимися;Регулятивные: целеполагание, умение вносить дополнительную информацию;
Коммуникативные: умение работать в группе, управлять своим поведением; представлять результат групповой работы. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; Логические: формулирование проблемы. |
Актуализация знаний, проверка домашнего задания.
(6 мин) |
Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.
(если есть) На первом уроке мы с вами уже говорили о том, что герои этой повести являются реальными историческими личностями. Некоторые из вас готовили к сегодняшнему уроку сообщения. Предоставляем вам слово. 1 сообщение «Петр и Феврония- кто они? 2 сообщение «История создания произведения” |
Слушают сообщения, анализируют.
Делают вывод |
Узнают об истории создания произведения, прослушают сообщения о героях узнают , что герои – реальные исторические личности | Личностные: самоопределение;
Регулятивные: волевая саморегуляция, выполнение учебного действия; Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, извлечение необходимой информации и ее использование Логические: анализ объектов с целью выделения признаков; Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование коммуникативного высказывания, рецензировать ответ одноклассника. |
|
Обобщение и систематизация знаний
(3 мин) Применение знаний и умений в новой учебной ситуации. ( 5 мин) Творческое применение знаний (3 мин) Закрепление (7 мин) |
Переключить внимание на другой вид работы
Представление навыков самостоятельного поиска информации к уроку. |
Организует учащихся к исследованию проблемной ситуации, поиску решения.
-Ребята, давайте вспомним, какие еще исторические объекты встречаются в повести. -Я буду начинать фразу, ваша задача ее закончить или продолжить. – Как называлось село, в котором жила Феврония? -Река, по которой бояре отправили благоверных? -Храм, в котором горожане положили гроб Петра? -Церковь, в которой был поставлен гроб Февронии? -Где сейчас находятся мощи святых? -Возвращаемся к работе в группах. Найдите, пожалуйста, на своих столах интеллект-карты. Задание: вам необходимо в течение нескольких минут при помощи учебников, полученных ранее знаниях, информацией из прослушанных сообщений, заполнить эти интеллект-карты и представить результат своей работы. Переключает внимание от более сложных заданий. Организует паузу. -Молодцы, ребята, вы отлично справились с этой кропотливой работой, а теперь я предлагаю вам немного отдохнуть, переключится. Предлагаю вам разгадать кроссворд и найти в нем еще одно замечательное качество, присущее героям повести. Включает музыкальное сопровождение. -Какое качество нашли в кроссворде? Настраивает обучающихся на следующий этап работы. -Мы говорили с вами, что история Петра и Февронии нашла свое отражение в современности. Блок сообщений -сообщения о памятниках -сообщение о празднике -Спасибо большое, ребята, за представленную информацию, очень интересные сообщения. В нашем краевом центре такой памятник тоже есть. По возможности посетите его и порекомендуйте близким, знакомым. -Не только в памятниках, музыке и истории нашла свое отражение трогательная история Петра и Февронии. Практически в каждом храме нашей великой страны есть икона, к которой приходят поклониться и помолиться о семейном благополучии семейные пары. Демонстрация репродукции иконы. |
Обсуждают, делают выводы, доказывают свои ответы, подтверждают словами текста.
Размышляют над поставленными вопросами, отвечают, при возникновении затруднений обращаются к тексту произведения.
Работают в группах, проверяют, представляют полученную работу. (Приложение 2) Работают в группах, рассуждают, обсуждают, доказывают. (Приложение 3) Отвечают: МУДРОСТЬ Читают сообщения, слушают, получают новую информацию. Слушают, рассматривают. (Приложение 4) |
Ответят на вопросы учителя, закрепят знание содержания произведения.
Работая в группах, выявят, обсудят, придут к единому мнению и заполнят интеллект- карты для дальнейшей работы. Дети разгадают кроссворд и узнают о еще одном из качеств героев повести. Узнают из сообщений одноклассников об отражений событий повести в монументальном искусстве и современных праздниках. |
Личностные: самоопределение
Регулятивные: планирование, прогнозирование, выполнение учебного действия; Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование; моделирование; смысловое чтение, обоснование своего мнения; логические: анализ объектов; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; решение проблемы, построение логической цепи рассуждения, доказательство, применение методов информационного поиска; Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Личностные: самоопределение. Познавательные: получают объективную информацию, тренируют память, развитие мышления, творческо-поисковая деятельность. Коммуникативные: формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками. Личностные: самоопределение; Регулятивные: волевая саморегуляция, выполнение учебного действия; Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, извлечение необходимой информации и ее использование Логические: анализ объектов с целью выделения признаков; Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование коммуникативного высказывания, рецензировать ответ одноклассника. |
Рефлексия деятельности
(итог урока)( 6 мин) |
Рефлексия деятельности на уроке. | Организует рефлексию.
– мы уже сегодня слышали в начале урока, во время прослушивания песни название русского цветка- ромашки, на столах у вас тоже ромашки, как думаете, почему? -Вам нужно будет на каждом лепестке написать качество, которым должен, по вашему мнению, обладать человек, чтобы своим близким приносить счастье. -В центре ромашки- качество, которое по вашему мнению считается наиболее важным для вас в отношениях людей. -Закончить урок мне бы хотелось еще одним музыкальным моментом, песней, которая также стало символом и каждый год звучит на празднике, посвященном семье, любви и верности. -Ну что ж, дарите ромашки любимым, те замечательные ромашки, которые у вас сегодня получились. -Спасибо большое за урок. |
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия
Размышляют о том, что символизирует ромашка. Размышляют, каждый делает свой выбор и заполняет цветок. (Приложение 5) Слушают песню. |
Обучающиеся сделают выводы, дадут оценку уроку. | Личностные: смыслообразования, действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания;
Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, контроль, оценка; Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Домашнее задание( 2 мин) | Вариативное домашнее задание | Инструктирует учащихся
Предлагаю выбрать любой вариант домашнего задания: – Подготовить презентацию «В гостях у Петра и Февронии» – написать сочинение- рассуждение «Повесть о Петре и Февронии- история сильной и непобедимой любви» |
Анализируют и выявляют степень готовности | Делают свой выбор по выполнению домашнего задания | Регулятивные: оценка результатов работы;
Коммуникативные: прогнозирование, планирование дальнейшей самостоятельной деятельности |