автор: Шешукова Ольга Вячеславовна
учитель русского языка и литературы

Урок литературы. Тема: «Трогательное сказание о Петре и Февронии Муромских- гимн любви и верности»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ

 

Тема урока: «Трогательное сказание о Петре и Февронии Муромских» – гимн любви и верности»

Тип урока: Урок систематизации и обобщения знаний.

Цель урока: достижение  обучающимися предметных и метапредметных результатов.

Планируемые результаты:

            познавательные УУД:  поисковое чтение и структурирование текста;

      использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации;

            совершенствование духовно-нравственных качеств личности;

            формирование уважения к личности, доброжелательного отношения к окружающим;

регулятивные УУД:  целеполагание и планирование путей достижения целей;

            самостоятельный контроль своего времени;

            принятие решений в проблемной ситуации;

            развитие навыков самооценки;

            коммуникативные УУД: 

            учитывать разные мнения;

            формулировать собственное мнение и позицию;

            работать в группе;

            осуществлять взаимоконтроль и взаимооценку;

            использовать адекватные языковые средства для отображения своих мыслей и чувств.

           Межпредметные связи: история, основы православной веры, музыка, монументальное искусство. 

           Образовательные ресурсы: художественный текст, иллюстрации, аудио-фрагменты.

Этап урока

( время, отведенное на этап)

Цели этапа Деятельность учителя

(применяемые технологии, приёмы)

Деятельность учащихся

(формы организации деятельности)

Планируемый результат Формируемые УУД
Организационный момент

( 3 мин)

Создать эмоциональный настрой на работу Приветствие. Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя 

-Добрый день, ребята. Хотелось, чтобы сегодня каждый из вас открыл для себя что-то новое, важное и интересное. 

В истории России остались имена людей, которые прославились своей добротой, честностью, твердостью в вере и мужеством в страданиях. Сегодня мы вновь прикоснемся к одной из жемчужин древнерусской литературы, героями которой стала супружеская пара- Петр и Феврония.

-Начать наш урок я предлагаю  с прослушивания песни в исполнении хора «Пересвет». Во время прослушивания вам необходимо определить и выписать ключевые слова из песни. 

Подготовка к работе.

Самоопределение к деятельности.

Слушают фрагмент песни и выписывают слова : НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ, ВЕРА, ВЕРНОСТЬ, ПРЕДАННОСТЬ.

Обучающие настроятся на работу, найдут и выделят ключевые слова. Личностные: действие смыслообразования, мобилизация внимания, уважение к окружающим;

Коммуникативные: готовность к сотрудничеству.

Постановка учебной задачи.

Мотивация познавательной деятельности.

( 5 минут)

Познакомить с темой урока, определить цели. Анализирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию.-Посмотрите на слова, которые выписали. Что их объединяет?

Безусловно- это семья. Что такое семья каждый из вас знает. Все вы живете в семьях. И каждое из этих слов важно в любой семье.

-Ребята, обратите внимание на эпиграф, записанный на доске: «Трогательное сказание о Петре и Февронии –гимн любви и верности»

– определите цели сегодняшнего урока.

.

Отвечают: СЕМЬЯ

Уточняют/формулируют тему урока.

Ставят цели(работая в группах выбирают из предложенных целей наиболее подходящие для конкретного урока.

(Приложение 1)

Познакомятся с темой , самостоятельно определят цели урока. Личностные: самоопределение, умение сотрудничать с учителем и учащимися;Регулятивные: целеполагание, умение вносить дополнительную информацию;

Коммуникативные: умение работать в группе, управлять своим поведением; представлять результат групповой работы.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; 

Логические: формулирование проблемы.

Актуализация знаний, проверка домашнего задания.

(6 мин)

Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.

(если есть)

На первом уроке мы с вами уже говорили о том, что герои этой повести являются реальными историческими личностями. 

Некоторые из вас готовили к сегодняшнему уроку сообщения. Предоставляем вам слово. 

1 сообщение «Петр и Феврония- кто они?

2 сообщение «История создания произведения”

Слушают сообщения, анализируют.

Делают вывод

Узнают об истории создания произведения, прослушают сообщения о героях узнают , что герои – реальные исторические личности Личностные: самоопределение;

Регулятивные: волевая саморегуляция, выполнение учебного действия;

 Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, извлечение необходимой информации и ее использование

Логические: анализ объектов с целью выделения признаков;

Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование  коммуникативного высказывания, рецензировать ответ одноклассника.

Обобщение и систематизация знаний

(3 мин)

Применение знаний и умений в новой учебной ситуации.

( 5 мин)

Творческое применение знаний

(3 мин)

Закрепление (7 мин)

Переключить внимание на другой вид работы

Представление навыков самостоятельного поиска информации к уроку.

Организует учащихся к исследованию проблемной ситуации, поиску решения.

-Ребята, давайте вспомним, какие еще исторические объекты встречаются в повести.

-Я буду начинать фразу, ваша задача ее закончить или продолжить.

– Как называлось село, в котором жила Феврония?

-Река, по которой бояре отправили благоверных?

-Храм, в котором горожане положили гроб Петра?

-Церковь, в которой был поставлен гроб Февронии?

-Где сейчас находятся мощи святых?

-Возвращаемся к работе в группах.    Найдите, пожалуйста, на своих столах интеллект-карты.

Задание: вам необходимо в течение нескольких минут при помощи учебников, полученных  ранее знаниях, информацией из прослушанных сообщений, заполнить эти интеллект-карты и представить результат своей работы.

Переключает внимание от более сложных заданий. Организует паузу.

-Молодцы, ребята, вы отлично справились с этой кропотливой работой, а теперь я предлагаю  вам немного отдохнуть, переключится. Предлагаю вам разгадать кроссворд и найти в нем еще одно замечательное качество, присущее героям повести. 

 Включает музыкальное сопровождение.

-Какое качество нашли в кроссворде?

Настраивает обучающихся на следующий этап работы.

 -Мы говорили с вами, что история Петра и Февронии нашла свое отражение в современности.

Блок сообщений

-сообщения о памятниках

-сообщение о празднике

-Спасибо большое, ребята, за представленную информацию, очень интересные сообщения. В нашем краевом центре такой памятник тоже есть. По возможности посетите его и порекомендуйте близким, знакомым.

-Не только в памятниках, музыке и истории нашла свое отражение трогательная история Петра и Февронии. Практически в каждом храме нашей великой страны есть икона, к которой приходят поклониться и помолиться о семейном благополучии семейные пары.

Демонстрация репродукции иконы.

Обсуждают, делают выводы, доказывают свои ответы, подтверждают словами текста. 

Размышляют над поставленными вопросами, отвечают, при возникновении затруднений обращаются к тексту произведения.

 

Работают в группах, проверяют, представляют полученную работу.

(Приложение 2)

Работают в группах, рассуждают, обсуждают, доказывают.

(Приложение 3)

Отвечают: МУДРОСТЬ

Читают сообщения, слушают, получают новую информацию.

Слушают, рассматривают.

(Приложение 4)

Ответят на вопросы учителя, закрепят знание содержания произведения.

Работая в группах, выявят, обсудят, придут к единому мнению и заполнят интеллект- карты для дальнейшей работы.

Дети разгадают кроссворд и узнают о еще одном из качеств героев повести.

Узнают из сообщений одноклассников об отражений событий повести в монументальном искусстве и современных праздниках.

Личностные: самоопределение

Регулятивные: планирование, прогнозирование, выполнение учебного действия;

Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование; моделирование; смысловое чтение, обоснование своего мнения; логические: анализ объектов; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;  решение проблемы, построение логической цепи рассуждения, доказательство,  применение методов информационного поиска;

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Личностные: самоопределение.

Познавательные: получают объективную информацию, тренируют память, развитие мышления, творческо-поисковая деятельность.

Коммуникативные: формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: волевая саморегуляция, выполнение учебного действия;

 Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, извлечение необходимой информации и ее использование

Логические: анализ объектов с целью выделения признаков;

Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование  коммуникативного высказывания, рецензировать ответ одноклассника.

Рефлексия деятельности 

(итог урока)( 6 мин)

Рефлексия деятельности на уроке. Организует рефлексию.

– мы уже сегодня слышали в начале урока, во время прослушивания песни название русского цветка- ромашки, на столах у вас тоже ромашки, как думаете, почему?

-Вам нужно будет на каждом лепестке написать качество, которым должен, по вашему мнению, обладать человек, чтобы своим близким приносить счастье.  -В центре ромашки- качество, которое по вашему мнению считается наиболее важным для вас в отношениях людей.

-Закончить урок мне бы хотелось еще одним музыкальным моментом, песней, которая также стало символом и каждый год звучит на празднике, посвященном семье, любви и верности.

-Ну что ж, дарите ромашки любимым, те замечательные ромашки, которые у вас сегодня получились.

-Спасибо большое за урок.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Размышляют о том, что символизирует ромашка.

Размышляют, каждый делает свой выбор и заполняет цветок.

(Приложение 5)

Слушают песню.

Обучающиеся сделают выводы, дадут оценку уроку. Личностные: смыслообразования, действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания;

Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, контроль, оценка;

Познавательные: рефлексия способов и условий действия,  контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. 

Домашнее задание( 2 мин) Вариативное домашнее задание Инструктирует учащихся

Предлагаю выбрать любой вариант домашнего задания:

– Подготовить презентацию «В гостях у Петра и Февронии»

– написать сочинение- рассуждение «Повесть о Петре и Февронии- история сильной и непобедимой любви»

Анализируют и выявляют степень готовности Делают свой выбор по выполнению домашнего задания Регулятивные: оценка результатов работы;

Коммуникативные: прогнозирование, планирование дальнейшей самостоятельной деятельности

 

 Урок литературы. Тема: «Трогательное сказание о Петре и Февронии Муромских- гимн любви и верности»