автор: Шешукова Ольга Вячеславовна
учитель русского языка и литературы
Урок русского языка . Тема: «Этот удивительный мир фразеологизмов».
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА.
Тема урока: «Этот удивительный мир фразеологизмов».
Тип урока: Урок систематизации и обобщения знаний.
Цель урока: достижение обучающимися предметных и метапредметных результатов.
Планируемые результаты:
познавательные УУД:
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации;
совершенствование духовно-нравственных качеств личности;
формирование уважения к личности, доброжелательного отношения к окружающим;
регулятивные УУД:
целеполагание и планирование путей достижения целей;
самостоятельный контроль своего времени;
принятие решений в проблемной ситуации;
развитие навыков самооценки;
коммуникативные УУД:
учитывать разные мнения;
формулировать собственное мнение и позицию;
работать в группе;
осуществлять взаимоконтроль и взаимооценку;
использовать адекватные языковые средства для отображения своих мыслей и чувств.
Образовательные ресурсы: словари, карточки для работы в группах, презентация..
Этап урока
( время, отведенное на этап) |
Цели этапа | Деятельность учителя
(применяемые технологии, приёмы) |
Деятельность учащихся
(формы организации деятельности) |
Планируемый результат | Формируемые УУД |
Организационный момент
( 3 мин) |
Создать эмоциональный настрой на работу | Приветствие. Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя
-Добрый день, ребята. Я вновь приветствую вас на уроке русского языка. Но сегодняшний урок будет для нас необычным. Послушайте, пожалуйста притчу. Мне хочется, чтобы каждый из вас сегодня поверил в свои силы и открыл для себя еще одну дверь в мир знаний. -обратите внимание на эпиграф урока. |
Подготовка к работе.
Самоопределение к деятельности. Слушают притчу, настраиваются на работу. Работают с эпиграфом: «Верьте в свои силы, и вы сможете открыть любую дверь». Работа с презентацией. |
Обучающие настроятся на работу, найдут и выделят ключевые слова. | Личностные: действие смыслообразования, мобилизация внимания, уважение к окружающим;
Коммуникативные: готовность к сотрудничеству. |
Постановка учебной
задачи. Мотивация познавательной деятельности. ( 5 минут) |
Познакомить с темой урока, определить цели. |
Анализирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию.
Мы будем сегодня открывать дверь в удивительный мир.( слайд 1) На экране вы видите только часть темы нашего урока. А вторую часть вы поймете, прослушав небольшую сказку. -сформулируйте тему урока. – определите цели. ( слайд 2)
. |
Уточняют/формулируют тему урока.
Ставят цели. |
Познакомятся с темой , самостоятельно определят цели урока. |
Личностные: самоопределение, умение сотрудничать с учителем и учащимися;
Регулятивные: целеполагание, умение вносить дополнительную информацию; Коммуникативные: умение работать в группе, управлять своим поведением; представлять результат групповой работы. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; Логические: формулирование проблемы. |
Актуализация знаний,
Обобщение и систематизация знаний (3 мин) |
Выявить уровень знаний. Определить типичные недостатки.
(если есть) |
Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.
(если есть) – Давайте вспомним что такое фразеологизмы? -Для чего мы их используем? -Как появились эти устойчивые словосочетания? -Немного об истории фразеологизмов расскажут ребята. Организует учащихся к исследованию проблемной ситуации, поиску решения. – А где где можно взять информацию о фразеологизмах? -Какой словарь нам в этом поможет? |
отвечают
Слушают сообщения, анализируют. Делают вывод В словарях |
Личностные: самоопределение;
Регулятивные: волевая саморегуляция, выполнение учебного действия; Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, извлечение необходимой информации и ее использование Логические: анализ объектов с целью выделения признаков; Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование коммуникативного высказывания, рецензировать ответ одноклассника. |
|
Применение знаний и умений в новой учебной ситуации.
( 5 мин) Творческое применение знаний (3 мин) Закрепление (7-10 мин) |
Переключить внимание на другой вид работы |
Работа со словарями.
Детям предлагается найти в словарях информацию по предложенным на карточках фразеологизмам. (приложение 1) -Отлично. Молодцы! -Продолжаем наш урок. Следующее задание направлено на проверку знаний фразеологических оборотов. Готовы? Тогда начинаем. Учитель показывает карточки, детям необходимо продолжить фразу. ( приложение 2) – К доске приглашаются два человека. Вам предлагается собрать фразеологизм из отдельных слов. Остальные делают это в группах. (приложение 3) -Объясните значение.
Приступаем к следующему заданию. Внимание на экран (слайд3) Задание: 1группа- выписать фразеологизмы со значением «бездельничать» 2 группа- со значением «обманывать» 3 группа- со значением «быстро» Переключает внимание от более сложных заданий. Организует паузу. -Во многих фразеологизмах очень часто используются названия животных. Вспомните некоторые из них. Предлагаю немного отдохнуть. Рассмотрите иллюстрации, представленные на экране и назовите известные вам фразеологизмы с упоминанием этих животных. (слайд 4) -Есть в русском языке слова с одинаковым лексическим значением. -Как они называются? -Молодцы, ребята, вы отлично справляетесь. – Среди фразеологизмов можно тоже найти синонимичные выражения. – На ваших рабочих местах есть карточки. №1 (приложение 4) -В течение 2мин вам нужно соединить фразы, которые по вашему мнению можно назвать синонимичными.
– А теперь давайте вспомним слова с противоположным значением. Это что? Карточка№2, задание аналогично предыдущему. (приложение 5) |
Работают со словарными статьями в группах, находят необходимый материал, представляют ответ.
Отвечают, продолжив фразу. Собирают фразу, крепят на доску, дают объяснение значения. Дети работают с информацией слайда, анализируют, обсуждают, делают выводы по отбору необходимой информации. Дети называют известные им фразы. Дети рассматривают представленные иллюстрации и называют устойчивые сочетания. Синонимы Отвечают Выполняют задание на карточках, представляют результат своей работы. |
Закрепят умения работы со словарем
Овладеют новой информацией. Дети отгадываю фразеологизм, тем самым закрепляют полученные ранее на уроках знания. |
Личностные: самоопределение
Регулятивные: планирование, прогнозирование, выполнение учебного действия; Познавательныесмысловое чтение, обоснование своего мнения; логические: анализ объектов; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; решение проблемы, построение логической цепи рассуждения, доказательство, применение методов информационного поиска; Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Личностные: самоопределение. Познавательные: получают объективную информацию, тренируют память, развитие мышления, творческо-поисковая деятельность. Коммуникативные: формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками. Личностные: самоопределение; Регулятивные: волевая саморегуляция, выполнение учебного действия; Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, извлечение необходимой информации и ее использование Логические: анализ объектов с целью выделения признаков; Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование коммуникативного высказывания, рецензировать ответ одноклассника. |
Рефлексия деятельности
(итог урока)( 6 мин) |
Рефлексия деятельности на уроке. | Организует рефлексию.
– Ребята, вам понравился сегодняшний урок? -чем мы сегодня занимались на уроке? -Все ли цели достигнуты. – Предлагаю вам оценить свою работу на уроке, использовав устойчивые сочетания. На столах карточки с фразами. (приложение 6) |
Возвращаются к поставленным целям, анализируют. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия |
Обучающиеся сделают выводы, дадут оценку уроку. | Личностные: смыслообразования, действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания;
Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, контроль, оценка; Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Домашнее задание(2 мин) | Вариативное домашнее задание | Инструктирует учащихся
Предлагаю выбрать любой вариант домашнего задания: – Подготовить презентацию «В гостях у фразеологизмов» – проиллюстрировать понравившиеся сочетания слов, услышанные на уроке. |
Анализируют и выявляют степень готовности | Делают свой выбор по выполнению домашнего задания | Регулятивные: оценка результатов работы;
Коммуникативные: прогнозирование, планирование дальнейшей самостоятельной деятельности |