автор: Шешукова Ольга Вячеславовна
учитель русского языка и литературы

Урок русского языка . Тема: «Этот удивительный мир фразеологизмов».

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА.

 

Тема урока: «Этот удивительный мир фразеологизмов».

Тип урока: Урок систематизации и обобщения знаний.

Цель урока: достижение обучающимися предметных и метапредметных результатов.

Планируемые результаты:

            познавательные УУД:

      использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации;

            совершенствование духовно-нравственных качеств личности;

            формирование уважения к личности, доброжелательного отношения к окружающим;

регулятивные УУД: 

 целеполагание и планирование путей достижения целей;

            самостоятельный контроль своего времени;

            принятие решений в проблемной ситуации;

            развитие навыков самооценки;

            коммуникативные УУД: 

            учитывать разные мнения;

            формулировать собственное мнение и позицию;

            работать в группе;

            осуществлять взаимоконтроль и взаимооценку;

            использовать адекватные языковые средства для отображения своих мыслей и чувств.

                      Образовательные ресурсы: словари, карточки для работы в группах, презентация..

Этап урока

( время, отведенное на этап)

Цели этапа Деятельность учителя

(применяемые технологии, приёмы)

Деятельность учащихся

(формы организации деятельности)

Планируемый результат Формируемые УУД
Организационный момент

( 3 мин)

Создать эмоциональный настрой на работу Приветствие. Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя 

-Добрый день, ребята. Я вновь приветствую вас на уроке русского языка. Но сегодняшний урок будет для нас необычным. Послушайте, пожалуйста притчу.

Мне хочется, чтобы каждый из вас сегодня поверил в свои силы и открыл для себя еще одну дверь в мир знаний.

-обратите внимание на эпиграф урока.

Подготовка к работе.

Самоопределение к деятельности.

Слушают притчу, настраиваются на работу.

Работают с эпиграфом: «Верьте в свои силы, и вы сможете открыть любую дверь».

Работа с презентацией.

Обучающие настроятся на работу, найдут и выделят ключевые слова. Личностные: действие смыслообразования, мобилизация внимания, уважение к окружающим;

Коммуникативные: готовность к сотрудничеству.

Постановка учебной 

задачи.

Мотивация познавательной деятельности.

( 5 минут)

Познакомить с темой урока, определить цели. Анализирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию.

Мы будем сегодня открывать дверь в удивительный мир.( слайд 1) На экране вы видите только часть темы нашего урока. А вторую часть вы поймете, прослушав небольшую сказку.

-сформулируйте тему урока.

– определите цели. ( слайд 2)

 

.

Уточняют/формулируют тему урока.

Ставят цели.

Познакомятся с темой , самостоятельно определят цели урока. Личностные: самоопределение, умение сотрудничать с учителем и учащимися;

Регулятивные: целеполагание, умение вносить дополнительную информацию;

Коммуникативные: умение работать в группе, управлять своим поведением; представлять результат групповой работы.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; 

Логические: формулирование проблемы.

Актуализация знаний, 

Обобщение и систематизация знаний

(3 мин)

Выявить уровень знаний. Определить типичные недостатки.

(если есть)

Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.

(если есть)

– Давайте вспомним что такое фразеологизмы?

-Для чего мы их используем?

-Как появились эти устойчивые словосочетания?

-Немного об истории фразеологизмов расскажут ребята.

Организует учащихся к исследованию проблемной ситуации, поиску решения.

– А где где можно взять информацию о фразеологизмах?

-Какой словарь нам в этом поможет?

отвечают

Слушают сообщения, анализируют.

Делают вывод

В словарях

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: волевая саморегуляция, выполнение учебного действия;

 Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, извлечение необходимой информации и ее использование

Логические: анализ объектов с целью выделения признаков;

Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование  коммуникативного высказывания, рецензировать ответ одноклассника.

Применение знаний и умений в новой учебной ситуации.

( 5 мин)

Творческое применение знаний

(3 мин)

Закрепление (7-10 мин)

Переключить внимание на другой вид работы

Работа со словарями.

Детям предлагается найти в словарях информацию по предложенным на карточках фразеологизмам.

(приложение 1)

-Отлично. Молодцы!

-Продолжаем наш урок. 

Следующее задание направлено на проверку знаний фразеологических оборотов. Готовы?

Тогда начинаем.

Учитель показывает карточки, детям необходимо продолжить фразу. ( приложение 2)

– К доске приглашаются два человека. Вам предлагается собрать фразеологизм из отдельных слов. Остальные делают это в группах. (приложение 3)

-Объясните значение.

 

Приступаем к следующему заданию. Внимание на экран

(слайд3)

Задание: 

1группа- выписать фразеологизмы со значением «бездельничать»

2 группа- со значением «обманывать»

3 группа- со значением «быстро»

Переключает внимание от более сложных заданий. Организует паузу.

-Во многих фразеологизмах очень часто используются названия животных. Вспомните некоторые из них.

Предлагаю немного отдохнуть. Рассмотрите иллюстрации, представленные на экране и назовите известные вам фразеологизмы с упоминанием этих животных. (слайд 4)

-Есть в русском языке слова с одинаковым лексическим значением. 

-Как они называются?

-Молодцы, ребята, вы отлично справляетесь.

– Среди фразеологизмов можно тоже найти синонимичные выражения.

– На ваших рабочих местах есть карточки. №1

(приложение 4)

-В течение 2мин вам нужно соединить фразы, которые по вашему мнению можно назвать синонимичными.

 

– А теперь давайте вспомним слова с противоположным значением. Это что?

Карточка№2, задание аналогично предыдущему.

(приложение 5)

Работают со словарными статьями в группах, находят необходимый материал, представляют ответ.

Отвечают, продолжив фразу.

Собирают фразу, крепят на доску, дают объяснение значения.

Дети работают с информацией слайда, анализируют, обсуждают, делают выводы по отбору необходимой информации.

Дети называют известные им фразы.

Дети рассматривают представленные иллюстрации и называют устойчивые сочетания.

Синонимы

Отвечают

Выполняют задание на карточках, представляют результат своей работы.

Закрепят умения работы со словарем

Овладеют новой информацией.

Дети отгадываю фразеологизм, тем самым закрепляют полученные ранее на уроках знания. 

Личностные: самоопределение

Регулятивные: планирование, прогнозирование, выполнение учебного действия;

Познавательныесмысловое чтение, обоснование своего мнения; логические: анализ объектов; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;  решение проблемы, построение логической цепи рассуждения, доказательство,  применение методов информационного поиска;

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Личностные: самоопределение.

Познавательные: получают объективную информацию, тренируют память, развитие мышления, творческо-поисковая деятельность.

Коммуникативные: формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: волевая саморегуляция, выполнение учебного действия;

 Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, извлечение необходимой информации и ее использование

Логические: анализ объектов с целью выделения признаков;

Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование  коммуникативного высказывания, рецензировать ответ одноклассника.

Рефлексия деятельности 

(итог урока)( 6 мин)

Рефлексия деятельности на уроке. Организует рефлексию.

– Ребята, вам понравился сегодняшний урок?

-чем мы сегодня занимались на уроке?

-Все ли цели достигнуты. 

– Предлагаю вам оценить свою работу на уроке, использовав устойчивые сочетания. На столах карточки с фразами. 

(приложение 6)

Возвращаются к поставленным целям, анализируют.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Обучающиеся сделают выводы, дадут оценку уроку. Личностные: смыслообразования, действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания;

Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, контроль, оценка;

Познавательные: рефлексия способов и условий действия,  контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. 

Домашнее задание(2 мин) Вариативное домашнее задание Инструктирует учащихся

Предлагаю выбрать любой вариант домашнего задания:

– Подготовить презентацию «В гостях у фразеологизмов»

– проиллюстрировать понравившиеся сочетания слов, услышанные на уроке.

Анализируют и выявляют степень готовности Делают свой выбор по выполнению домашнего задания Регулятивные: оценка результатов работы;

Коммуникативные: прогнозирование, планирование дальнейшей самостоятельной деятельности

 

Урок русского языка . Тема: «Этот удивительный мир фразеологизмов».