автор: Шибанова Наталья Викторовна
педагог-психолог
МБДОУ Детский сад №2
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Весёлые ладошки»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №2
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Весёлые ладошки»
Направленность: художественно-эстетическая
Срок реализации: 1 год
Целевая аудитория: дети дошкольного возраста (3 — 4 лет)
Автор-составитель:
Шибанова Наталья Викторовна
педагог-психолог,
педагог дополнительного образования
г. Александров
2024 г.
Содержание.
1.Пояснительная записка……………………………………………………………3
- Основные направления работы для развития мелкой моторики рук и координации движений……………………………………………………………………………………6
- Календарно-тематическое планирование…………………………………………8
4.Литература………………………………………………………………………………………………….20
- Пояснительная записка.
«Источники способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» В. А. Сухомлинский
Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев рук. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, для будущего овладения письмом.
Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Высокое развитие познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе.
Данная программа позволяет не только развивать познавательные процессы, но и реализовывать индивидуальный творческий потенциал личности, наладить коммуникации с взрослым и со сверстниками на основе совместной деятельности. Развитие мелкой моторики, воображения, познавательных процессов – служит одним из важнейших источников при подготовке детей к начальному школьному обучению. Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий по развитию мелкой моторики пальцев рук, проводимые во всех видах деятельности, и технические навыки, приобретенные на занятиях по ручной умелости, позволяет детям почувствовать свою успешность. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления в школу.
Данная программа направлена на всестороннее развитие ребенка, на развитие осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения предметно-практических действий. Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься, не утомляясь за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия направлены на развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики.
Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры, максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения. Все игры и задания безопасны для жизни и здоровья детей.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что дети работают с пластилином, бумагой, шаблонами, трафаретами, развивают графические навыки: обводка, штриховка, рисование по точкам.
Содержание данной рабочей программы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста построено в соответствии с требованиями ФООП и отражает основные направления всестороннего развития ребенка.
В основу программы положены принципы:
- научной обоснованности и практической применимости;
- развивающий характер обучения, основанный на детской активности;
- интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;
- комплексно – тематическое построение образовательного процесса;
- единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации, которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольника.
Цель: Создание условий для развития речи и формирования графических навыков у детей дошкольного возраста через укрепление мелкой моторики и развитие координации движений пальцев рук.
Задачи:
Обучающие:
- Формировать произвольные координированные движения пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развития осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук).
- Формировать практические умения и навыки.
- Обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином.
Развивающие:
- Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук;
- Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием;
- Развивать произвольное внимание, пространственное мышление, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность, фантазию.
- Развивать речь детей.
Воспитательные:
- Воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, уважение к чужому труду, чувство товарищества)
- Воспитывать внимательность к выполнению заданий, усидчивость, целенаправленность;
- Воспитывать и развивать художественный вкус.
При решении поставленных задач учтены основные принципы дидактики: возрастные особенности, физические возможности и индивидуально-психологические особенности ребенка 3-4 лет
Организационно-методическая деятельность по реализации программы
Систематический анализ развития мелкой моторики детей с целью последующей психолого-педагогической коррекции.
Создание программно-методического обеспечения педагогического процесса по данной программе, соответствующее современным требованиям дидактики и возрастной психофизической специфике данного контингента детей.
Создание условий для кружковой деятельности.
Объекты программы
Дети 3-4 лет
Методы
Игровой метод (дидактические игры).
Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).
Практический – показ способов действий с предметами, эксперимент.
Отличительные особенности работы данного кружка:
Работа в кружке «Веселые ладошки» направлена на всестороннее развитие ребёнка. Методика позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия в кружке отличаются комплексным подходом и направлены на развитие всех необходимых познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики. Подобран и систематизирован материал дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики, в соответствии с лексической темой; занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения
Формы и режим занятий:
Программа описывает курс по развитию мелкой моторики для детей младшего возраста 3-4 лет. Кружковая работа по данной теме проводится 1 раз в неделю по 15 минут. Диагностика проводиться 2 раза в год (в сентябре и мае).
- Основные направления работы для развития мелкой моторики рук и координации движений.
Работа кружка включает в себя следующие разделы:
Пальчиковый игротренинг
Массаж кистей рук
Пальчиковая гимнастика, физкультминутки.
Ручная умелость
Рисование пластилином
Конструирование
Аппликация
Развитие графических навыков
Рисование по трафаретам
Штриховка
Дорисовка
Игры и действия с мелкими предметами
Работа с сыпучими материалами (рисование на подносах, выкладывание мозаики).
Работа со шнурками.
Моделирование (счетные палочки, трубочки).
Лепка, изготовление поделок из различных материалов.
В разделе «Пальчиковый игротренинг» дети знакомятся с различными пальчиковыми играми, которые сочетают в себе музыкальное сопровождение, сопровождение художественным словом, гимнастику с учебными предметами. Также проводятся комплексы пальчиковой гимнастики с учебными предметами, направленные на закрепление умения правильно держать карандаш, кисточку, задания на удержание позы кистей рук. Упражнение по удержанию позы могут проводиться на разных уровнях сложности: по подражанию, по речевой инструкции. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
В разделе «Ручная умелость» задания помогут улучшить координацию движения пальцев и кистей рук, знакомятся с техникой рисования пластилином, со свойствами бумаги, постигают начало плоскостной геометрии, с различными видами аппликации. Выполнение детьми заданий тренирует произвольное внимание, развивает память, логическое мышление, воображение.
В разделе «Графические навыки» дети улучшают координацию движений пальцев и кистей рук, кроме этого ребенок учиться правильно держать карандаш
В разделе «Игры и действия с мелкими предметами» у детей совершенствуются двигательные навыки, развивается моторная координация и оптико-пространственные представления, используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре
В подразделе «Работа с сыпучими материалами» дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять напряжение. Повторение этих упражнений способствует развитию внимания, мышления, тактильной памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма.
Подраздел «Работа со шнурками» направлен на развитие мелкой моторики рук, совершенствование знаний, умений, навыков детей, развитие психических познавательных процессов, таких как воображение, восприятие, память, внимание, развитие цветовых ощущений, развитие личностных качеств – усидчивости, терпения, умения доводить начатое дело до конца.
В подразделе «Моделирование» подобраны задания для формирования тонких движений рук, развития мускульной и тактильной памяти, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений. Занятие моделированием развивает внимание, память, пространственное мышление.
В подразделе «Лепка, изготовление поделок из различных материалов» используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре. Раздел включает в себя разные виды лепки (пластилин, соленое тесто, налеп), а также изготовление поделок из пластилина, природного и бросового материала.
Результатом работы по данной программе должно стать:
- Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук детей до уровня, соответствующего данному возрасту.
- Овладение разными видами ручной умелости.
- Овладение приемами работы с разными инструментами.
- Овладение нормами этики поведения.
Ожидаемые результаты
К концу занятий в кружке дети должны знать:
- некоторые виды бумаги (цветная, картон, гофрированная, салфетка, газета и др.);
- свойства бумаги (тонкая, толстая, мягкая, жесткая);
- несколько разных способов нанесения краски (кистью, ватной палочкой, губкой и др.);
- основные формы штриховки (вертикальная, горизонтальная);
- основные правила склеивания;
- понятие «конструктор», «мозаика»;
- некоторые приемы лепки (шарик, колбаска и др.);
- несколько пальчиковых игр в комплексе со стишками.
Должны уметь:
- правильно держать кисть, карандаш;
- пользоваться клеем, клеенкой и салфеткой;
- работать с трафаретами;
- заштриховывать предметы двумя способами;
- застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки, крючки.
- Календарно-тематическое планирование.
| Месяц | Тема | Цели | Содержание |
| Сентябрь | Диагностика | Выявить уровень развития мелкой моторики рук | |
| Октябрь | «Овощи с огорода» | 1. Развивать мелкую моторику рук.
2. Развивать координацию движений, соотносить предметы со словесным обозначением. 3. Обучать детей ритмичному нанесению штрихов. 4. Тренировать в раскрашивании картинки, не выходя за контур. 5. Стимулировать тактильные ощущения. 6. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца. |
1. Пальчиковая гимнастика «Квасим капусту».
2. «Морковка» — раскрась по образцу. 3. Упражнение «Помоги Золушке» — рассортируй фасоль (белую отдельно, красную отдельно). 4. Игра «Что растет в огороде» — чудесный мешочек. 5. Самомассаж камушками – катать по очереди каждым пальчиком камушки. |
| «Одежда» | 1.Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
2.Упражнять детей в умении расстегивать и застегивать пуговицы. 3.Учить последовательно, одевать и раздевать куклу. 4.Тренировать в умении хлопать в ладоши тихо, или громко по сигналу. 5.Воспитывать бережное отношение к одежде. |
1.Пальчиковая гимнастика «Гномики- прачки» .
2.Чтение стихотворения «Мой мишка» — застегивание и расстегивание пуговиц. 3.Д/игра «Оденем Петю». 4. Упражнение «Помогаем маме» — развешать белье на веревку и закрепить его прищепками. 5.Самомассаж гранеными карандашами. |
|
| «Транспорт» | 1.Совершенствовать мелкую моторику рук.
2.Развивать умение координировать речь с движениями, договаривать слова и словосочетания. 3.Обучать детей ритмично наносить точки и рисовать круги, проводить прямые горизонтальные линии. 4.Учить работать с бумагой — разглаживать скомканную бумагу. 5.Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть вместе. |
|
|
| «Домашние животные» | 1.Развивать мелкой моторики рук.
2.Обучать детей ритмичному нанесению штрихов. 3.Учить детей из предложенных геометрических фигур выкладывать животных по образцу в горизонтальной плоскости. 4. Формировать у детей мышечное чувство напряжения и расслабления работающих групп мелких мышц. 5. Стимулировать тактильные ощущения. 6.Воспитывать любовь к животным, фантазию. |
1.Упражнение «Маленький конструктор» — выкладывание из геометрических фигур животного с детенышем.
2.Упражнение «Коготки и лапки». 3.Упражнение «Домашние животные» — найти в сухом бассейне фигурки животных на ощупь. 4.«Зеленый лужок» — рисуем травку для коровки. 5.Дидактическая игра «Животные, и их детеныши». 6.Самомассаж гранеными карандашами. |
|
| Ноябрь | «Игрушки» | 1.Совершенствовать мелкую моторику рук.
2.Продолжать учить координировать движения с речью. 3.Продолжать учить изображать предметы и явления с использованием прямых, округлых, наклонных длинных и коротких линий. 4.Стимулировать тактильные ощущения. 5.Закреплять у детей умение работать с бумагой — разглаживание смятой в комочек бумаги. 6.Учить детей катать из пластилина шарик и сплющивать его пальцами. |
1. Пальчиковая гимнастика «Игрушки».
2.Упражнение «Лошадка». 3.Упражнение «Что спряталось в комочке» разглаживание трафаретов игрушек из бумаги, смятой в комочки. 4.Упражнение «Собери матрешку»-2 матрешки перепутаны. Нужно правильно собрать. 5.«Рисуем мячи»- на манке большие и маленькие предметы (Мяч, шар, кирпич, кубик). 6. Упражнение «Платочек для куклы» — определение фактуры материала. 7.«Пирамидка» — лепка из пластилина 8.Самомассаж при помощи колючего небольшого шарика |
| «Птицы» | 1.Развивать зрительное внимание, мелкую моторику.
2.Закреплять умения ритмично наносить точки и рисовать круги, проводить прямые горизонтальные линии. 3.Продолжать учить координировать движения с речью. 4.Закреплять у детей умение работать с бумагой — отрывать кусочки бумаги и сминать из в комочки. 5.Воспитывать бережное отношение к птицам, желание заботиться о них. |
1.Пальчиковая гимнастика «Утята».
2. «Птичьи следы на песке» — рисование на манке птичьих следов. 3. «Угощение для птиц» — сортировка семян. 4. «Ходит цапля по болоту» — упражнение «пальцеход». 5. «Снегирь» — аппликация методом обрыва цветной бумаги. 6. Самомассаж пальцев рук бусинами. |
|
| «Посуда» | 1.Развивать мелкую моторику, координацию движений.
2.Учить соотносить предметы со словесным обозначением. 3.Формировать произвольные, координированные движения пальцев рук. 4.Стимулировать тактильные ощущения. 5.Учить отрывать от большого листа бумаги небольшой кусочек и сминать его в комочек. 6.Воспитывать бережное отношение к посуде. |
1. Игра с резиновыми ребристыми мячиками
(ежиками). 2. Игра «Собери сервиз» чудесный мешочек. 3. Пальчиковая гимнастика «Посуда». 4. Упражнение «Ловкие ручки» подобрать крышечки к баночкам. 5. «Склеим чашку» собрать картинку из 2-х частей. 6. Упражнение «Конфеты к чаю» из бумаги сминаем комочки и складываем в вазочку. 7. Самомассаж гранеными карандашами. |
|
| «Транспорт» | 1.Совершенствовать мелкую моторику рук.
2.Продолжать формировать умение координировать движения с речью. 3.Стимулировать тактильные ощущения. 4.Учить детей строить из кубиков машину, развивать интерес к деятельности. 5.Учить выкладывать изображение с помощью счетных палочек. 6.Развивать чувство формы, пропорции, глазомер согласованность в работе обоих рук. |
1. Пальчиковая гимнастика «Лодочка», «Пароход».
2.Фигурки из счетных палочек «Лодка», «Пароход», «Машина», «Парусник», «Самолет». 3.Игра «Грузовик построим сами». 4.Упражнение «Машина на погрузке» — рассортировать красную и белую фасоль по разным грузовикам. 5. Самомассаж гранеными карандашами. 6. Упражнение «Ловкие ручки» — подбери подходящую крышечку. |
|
| Декабрь | «Дикие животные» | 1. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику рук.
2.Стимулировать тактильные ощущения. 3.Формировать умение координировать речь с движениями, работать над согласованием движений рук и ног. 4.Учить изображать простейшие предметы с помощью пальцев. 5.Закреплять у детей умение мелко рвать бумагу. 6.Учить детей аккуратно переливать воду из стакана в тарелочки ложной. |
1.Упражнение «Животные хотят пить» — наливаем воду из стакана в тарелочку, ложкой.
2.Пальчиковая гимнастика «На лужок». 3.Упражнение «Нарви молодой травки» — мелко нарвать зеленую бумагу. 4.Подвижная игра «Зайка» 5.Упражнение «Веселые зверята» 6.Угостим медвежонка медом – рисование сот пальчиковыми красками. 7.Самомассаж мячиками (ежиками). |
| «Деревья» | 1. Развивать мелкую моторику рук.
2.Учить изображать простейшие предметы с помощью ладони и пальцев. 3.Научить детей завязывать узелки, бантики. 4.Формировать умение координировать речь и движения. 5.Стимулировать тактильные ощущения. 6.Воспитывать любознательность, интерес к природе. |
1. Пальчиковая гимнастика «Я по веточке шагаю».
2.Игра «Веселые ладошки» — завязываем узелки, бантики. 3.Игра с прищепками «Наряжаем елочку». 4.Упражнение «Найди пару»- найти парную подушечку с таким же наполнением (рис, фасоль). 5.«Осенние деревья» — рисование ладошками. 6.Упражнение «Похлопаем» — хлопаем в ладоши тихо и громко, в разном темпе. 7.Самомассаж косточками фруктов. |
|
| «Зима. Признаки зимы» | 1. Развивать мелкую моторику рук.
2.Формировать умение координировать речь с движениями, умение договаривать слова и словосочетания. 3.Закреплять умение проводить прямые горизонтальные линии. 4.Стимулировать тактильные ощущения. 5.Знакомство с глиной как с художественным материалом. 6.Развивать умение сматывать клубочки. |
1. «Лыжник» — рисуем на манке пальчиками.
2.Упражнение «Клубочки для бабушки» — смотать нитки в клубочки. 3.Упражнение «Вязаные лоскутки»- работа с лоскутками связанных из разных ниток. 4.Самомассаж мячиками (ежиками). 5.Дорисуй ветку, на которой сидит воробей. 6.«Глиняные рожицы» — рисуем глиной. 7. Пальчиковая гимнастика «Погреемся», «Зимняя прогулка» |
|
| «Новый год. Елка» | 1.Развивать мелкую моторику рук.
2.Формировать умение координировать речь с движениями, умение договаривать слова и словосочетания. 5.Закреплять умение обводить изображение по трафарету, проводить прямые горизонтальные линии. 6.Учить детей работать с пластилином способом размазывания на листе. 7.Развивать умение сматывать клубочки. 8.Стимулировать тактильные ощущения. 9.Закреплять умение выкладывать изображение с помощью геометрических фигур по образцу. |
1. Пальчиковая гимнастика «Елочка».
2. Упражнение «Помоги бабушке» смотать из шерстяных ниток клубочки 3. Игра «Чудесный мешочек» определить на ощупь резиновые игрушки. 4. «В лесу родилась ёлочка» — обводка трафарета елки, штриховка. 5. «Наряжаем ёлку» рисуем пластилином елочные игрушки. 6. Упражнение «Выложи по образцу» выкладывание фигур по образцу. 7. «Елочка – колючая иголочка» — самомассаж кистей рук бытовыми щётками. |
|
| Январь | «Снег идет» | 1.Развивать мелкую моторику рук.
2.Формировать умение координировать речь с движениями, умение договаривать слова и словосочетания. 3.Учить детей работать с пластилином способом размазывания на листе. 4.Продолжать учить выкладывать изображения с помощью счетных палочек. 5.Воспитывать самостоятельность, инициативность. |
1.Пальчиковая гимнастика «Снежный ком».
2.«Снегопад» — рисуем пластилином. 3.Упражнение «Собери снежинку» — выкладывание узора счетными палочками. 5.Упражнение «Сосульки» — прикрепить прищепки к полоске картона «крыше». 6.Самомассаж гранеными карандашами. 7.Упражнение «Погуляем» — ходим двумя пальцами по столу в разном темпе. |
| «Зимушка-зима» | 1. Развивать мелкую моторику.
2. Формировать умение координировать речь с движениями, умение договаривать слова и словосочетания. 3. Закреплять умение проводить прямые горизонтальные линии. 4. Развивать тактильные ощущения. 5. Знакомство с глиной как с художественным материалом. 6. Развивать умение сматывать клубочки. |
1. «Лыжник» рисование на манке пальчиками.
2. Упражнение «Клубочки для бабушки» смотать нитки в клубочки. 3. Игра «У кого что?» — разглаживание бумаги, смятой в комочки, с нарисованными на ней контурами предметов для зимней прогулки. 4. Пальчиковая гимнастика «Погреемся», «Зимняя прогулка». 5. Дорисуй ветку, на которой сидит воробей. 6. Самомассаж мячиками-«ежиками». |
|
| «Дом» | 1. Развивать мелкую моторику, координацию движений.
2. Развивать тактильные ощущения. 3. Упражнять в умении рисовать на манке, выкладывать изображение с помощью счетных палочек. 4. Развивать чувство формы. 5. Воспитывать любовь, бережное отношение к своему дому. 6. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца. |
1. «Построй дом» — выкладывание из геометрических фигур.
2. Пальчиковая гимнастика «Мебель». 3. «Домик для Мишутки» — рисование на манке. 4. «Маленькие столяры» — выкладывание предметов мебели из счетных палочек на горизонтальной плоскости по образцу. 5. Упражнение «Похлопаем» — в ладоши с разным уровнем звука и темпа. 6. Самомассаж карандашами с гранями. |
|
| Февраль | «Детский сад» | 1. Развивать мелкую моторику.
2. Тренировать навык выкладывания изображения счетными палочками. 3. Упражнять в разглаживании бумаги. 4. Продолжать учить отрывать от большого листа бумаги маленький кусочек и скатывать его в комок, приклеивать комочки на лист бумаги. 5. Развивать тактильные ощущения. |
1. Пальчиковая гимнастика «Детишки ходят в сад».
2. «Какое настроение?» — игра на разглаживание бумаги, смятой в комочки с нарисованными на ней пиктограммами, изображающими эмоции. 3. «Нарисуй свое настроение» — рисование на манке. 4. «Ты – мой друг, и я – твой друг» — игра с прищепками (скрепить фигурки детей прищепками в хоровод). 5. «Мой друг» — выкладывание фигуры человека из счетных палочек. 6. «Конфеты к чаю» — аппликация из бумаги. |
| «Профессии» | 1. Совершенствовать мелкую моторику рук.
2.Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением. 3.Стимулировать тактильные ощущения. 4.Учить детей строить из строительного материала гараж по размеру машины, подбирать нужный строительный материал. 5.Воспитывать интерес к разным профессиям, любознательность. |
1.Пальчиковая гимнастика «Месим тесто», «Строим дом».
2.Игра «Тесто» — имитация замешивания теста в сухом бассейне. 3.Упражнение «Каталог тканей», — какая ткань на ощупь. 4.Упражнение «Собери красивый букет» — шнуровка. 5.«Мы строители» — строим из строительного материала гараж. 6.Упражнение «Шишки для белочки» — положи в одну коробку маленькие сосновые шишки, в другую — большие. 7.Самомассаж гранеными карандашами. |
|
| «Защитники отечества» | 1. Совершенствовать мелкую моторику рук
2. Упражнять в умении использовать пальчиковые краски, совершенствовать умение наносить мазки пальцами. 3. Отрабатывать навык выкладывания изображения счетными палочками. 4. Учить детей завязывать узелки и бантики. 5. Стимулировать тактильные ощущения. |
1.Пальчиковая гимнастика «Бойцы-молодцы».
2.Фигурки из счетных палочек «Танк», «Звезды», «Флажок». 3.«Салют» — рисуем пальчиковыми красками 4.Упражнение «Орешки»- с грецкими орехами. 5.Самомассаж бусинками — катать по очереди каждым пальцем. 6.Завязывание узлов на толстой веревке, шнуре. |
|
| «Конец зимы» | 1.Развивать мелкую моторику рук.
2.Развивать умение рисовать круги разного размера цветными мелками. 3.Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением. 4.Стимулирование тактильных ощущений. 5.Воспитывать дружеские отношения между детьми, желание играть вместе. |
1.Пальчиковая гимнастика «Снеговик».
2.Упражнение «Остатки запасов» — помоги мышке-норушке рассортировать красную и белую фасоль. 3.Самомассаж гранеными карандашами. 4.Упражнение «Солнечный денек» — с помощью прищепок делаем солнышко. 5.«Веселый снеговик» — рисуем мелками круги разного размера. 6.Игра «чудесный мешочек» — разделить предметы на мягкие и твердые. |
|
| Март | «Мамин праздник» | 1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
2.Тренировать умение создавать узор по образцу. 3.Учить детей нанизывать бусины (крупные макароны) на ленту. 4.Стимулирование тактильных ощущений. 5.Развивать чувство формы, цвета и композиции. 6.Воспитывать бережное отношение к родителям, желание их порадовать. |
1.«Следы от капели» — на манке пальчиками ставим точки.
2.Упражнение «Солнце светит ярко – ярко» — выложить из спичек солнечные лучи вокруг желтого круга. 3.Подвижная игра «Подарок маме». 4.«Платочек для мамы» — украшаем платочек, рисуем пальчиковыми красками 5.Упражнение «Бусы для мамы»- нанизывание макарон на ленту. 6.Упражнение «Погуляем» — двумя пальцами ходить по столу в разном темпе. 7.Самомассаж косточками фруктов. |
| «Весенние цветы» | 1. Развивать мелкую моторику, координацию движений.
2. Тренировать умение создавать узор по образцу. 3. Продолжать развивать умение классифицировать предметы по размеру. 4. Развивать тактильные ощущения. 5. Развивать чувство формы, цвета и композиции. |
1. Пальчиковая гимнастика «Цветы».
2. Дорисуй половинку цветка. 3. «Продолжи ряд» — выкладывание пуговиц разного размера в соответствии с заданной последовательностью. 5. «Букет» — аппликация из кусочков бумаги, смятой в комочки. 6. Самомассаж пальцев расчёской для волос «Колючий кактус». |
|
| «Домашние животные» | 1.Развивать мелкую моторику рук.
2.Тренировать навык создавать изображение с помощью геометрических фигур по образцу. 3.Учить детей рисовать волнистые линии. 4.Отрабатывать навык аккуратно переливать воду из одной емкости в другую. 5.Познакомить детей с пипеткой, показать, как ею пользоваться 6.Стимулировать тактильные ощущения. 7.Воспитывать любовь к животным, желание заботиться о них. |
1.Упражнение «Маленький конструктор» — выкладывание из геометрических фигур животного с детенышем.
2.Упражнение «Животные хотят пить» — «мама» наливаем воду из стакана в тарелочку, ложкой, «детенышам» капаем пипеткой. 3.Упражнение «Прятки» — найди всех животных в сухом бассейне. 4.Нарисуй хвост коню. 5.Пальчиковая гимнастика «Хозяюшка». 6.Самомассаж гранеными карандашами. |
|
| «Семья» | 1. Развивать мелкую моторику рук.
2. Продолжать формировать умение координировать движения с речью. 3. Стимулировать тактильные ощущения. 4. Учить детей нанизывать предметы на шнурок. 5. Учить детей сматывать нить в клубок. |
1.Пальчиковая гимнастика «Моя семья».
2«Скатай коврик» — скатывание коврика двумя руками. 3«Развесь белье на веревочку» — нанизывание картонных трафаретов одежды и белья на шнурок. 4.Пальчиковая игра «Вот так бабушка прядет. 5. «Помоги бабушке смотать нитку в клубок» — сматывание ниток в клубок. |
|
| Апрель | «Весна» | 1.Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
2.Учить создавать несложную композицию с помощью прищепок. 3.Стимулирование тактильных ощущений. 4.Тренировать навык завязывания узелков и бантиков. 5.Учить детей работать с бумагой в технике оригами. 6.Развивать творческую фантазию, чувство формы и цвета. 7.Вызвать интерес к созданию красивой композиции из цветов. |
1.Пальчиковая гимнастика «Весенний дождик», «Встреча птиц».
2.Упражнение «Весенняя полянка» — с помощью прищепок выкладываем композицию: солнышко, травку, первые цветы, деревья. 3.«Весенний букет» — аппликация с использованием оригами. 4.Упражнение «Веселые ладошки» — завязывание узелков, бантиков. 5.Игры с пуговицами – рассортировать пуговицы по цвету в разные коробочки (желтый, красный, синий, зеленый). |
| «Звонкая капель» | 1. Развивать мелкую моторику.
2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением. 3. Развивать тактильные ощущения. 4. Продолжать учить пользоваться пипеткой. 6. Воспитывать любознательность, самостоятельность. |
1. Пальчиковая гимнастика «Кулачок».
2. Игра-классификация «Что тонет, что не тонет?» 3. Упражнение «Веселая пипетка» — работа с водой и пипеткой. 4. Собирание разрезной картинки «Кораблик». 5. «Звенит капель» — игра с прищепками (прикреплять прищепки к картонной крыше, изображая капель). 7. Самомассаж грецким орехом. |
|
| «Весеннее солнышко» | 1. Развивать мелкую моторику, координацию движений.
3. Развивать тактильные ощущения. 4. Продолжать учить детей завязывать узелки и бантики на ленточках. 5. Развивать чувство формы, цвета, композиции. 6. Воспитывать чувство прекрасного, бережное отношение к природе. |
1.Пальчиковая гимнастика «Улитка».
2. Игра «Чудесный мешочек» (геометрические фигуры). 3. Упражнение «Веселые ладошки» учимся завязывать узелки, бантики. 4. Лабиринт «К какому растению летит бабочка» 5. «Весенние цветы одуванчики» — рисование ватными палочками. 6. Самомассаж пальцев камушками. |
|
| «Цветы» | 1.Развивать мелкую моторику рук.
2.Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением. 3.Закреплять умение делать из пластилина шарики. 4.Стимулирование тактильных ощущений. 5.Развивать чувство формы и цвета. 6.Воспитывать любовь к природе, чувство прекрасного. |
1.Упражнение «Весенний цветок» — тактильное обследование цветов из бархатной бумаги.
2.«Чудесный мешочек» — найди цветок на ощупь. 3.Упражнение «Каждому листочку свое место» — закрыть контуры различных листочков нужными листочками, взятыми из коробки. 4.«Красивые одуванчики» — лепка (пластилин +спички) . 5.Дидактическая игра «Собери букет». 6.Пальчиковая игра «Букет цветов». 7.Самомассаж мячиками (ежиками). |
|
| Май | «Наш город» | 1. Развивать мелкую моторику.
2. Формировать умение координировать речь с движениями, умение договаривать слова и словосочетания. 3. Продолжать развивать умение рисовать с помощью штриховки. 4. Закрепить названия геометрических фигур и умение выкладывать из них формы по образцу. 5. Развивать внимание, тактильные ощущения. |
1. Пальчиковая игра «Город»
2. «Красив родной наш город» — перекладывание гороха из одной емкости в другую на ударный слог. 3. «Помоги Маше и Ване добраться домой» — лабиринт. 4. «Мы построим мост» -выкладывание моста геометрическими фигурами. 5. «Дорисуй дом» — рисование по образцу, закрашивание с помощью штриховки. 6. «Украсим город фонариками» — нанизывание бусин на шнур. 7. Самомассаж подушечек пальцев бигудями-липучками. |
| «Дождь» | 1. Развивать мелкую
моторику, координацию движений. 2. Продолжать учить рисовать с помощью штриховки. 3. Развивать тактильные ощущения. |
1. Пальчиковая гимнастика «Дождик, дождик, веселей!».
2. «Тучка» — изображение дождя с помощью прищепок. 3. Штриховка «Тучка». 4. «Бабочка и цветок» — застежка. 5. «Кто больше?» — выбирание из сухого бассейна фасоли. 6. Самомассаж отрезком каната. |
|
| «Насекомые» | 1. Развивать мелкую моторику, координацию движений.
3. Развивать тактильные ощущения. 4. Упражнять в умении шнуровать, продевать шнурок в отверстие. 5. Развивать умение работать с прищепками. 7. Учить рисовать вертикальные линии, дополняя созданный образ. |
1. Пальчиковая гимнастика «Червячки», «Паучок».
2. Выкладывание из мозаики «Цветочный лужок». 3. Шнуровка «Насекомые на листочке». 4. «Лепестки» — игра с прищепками. 5. «Вот такие ножки у сороконожки» — коллективное рисование. 6. Самомассаж ладоней бигудями-липучками. |
|
| «Лето» | 1. Развивать мелкую моторику, координацию движений.
3. Учить аккуратно наклеивать детали, создавать красивую композицию. 4. Развивать фантазию, чувство прекрасного, воспитывать любовь к природе. |
1. Пальчиковая гимнастика «Лето».
2. Игра «Собери шишки для Мишки». 3.«Цветная водичка» — игра с пипеткой на смешивание красок. 4. «Высаживание» семян арбуза в песок. 5. Самомассаж мячиками-«ежиками». |
Литература
- «Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения» С.Е.Большакова
- «Обучение детей грамоте в игровой форме» И.А.Быкова
- «Чудеса на песке. Песочная игротерапия» Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич- Евстегнеева
- «Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры» Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева
- «Обучение детей 2 – 4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре» Т.Н.Доронова, С.Г.Якобсон
- «Развитие детей в изобразительной деятельности» Т.Н. Доронова
- «Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница» Зейц Мариелла
- «Изобразительная деятельность младших дошкольников» Т.Г. Казакова
- «Коллективное творчество дошкольников» Т.С. Комарова
- «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» А.В.Никитина
