автор: Шпрыгова Ольга Сергеевна

Методист Бюджетное учреждение социального обслуживания Вологодской области “Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних “Феникс”

Духовно-нравственное воспитание как профилактика социально-негативного поведения несовершеннолетних в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних

 

Духовно-нравственное воспитание как профилактика социально-негативного поведения несовершеннолетних в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних

При подготовке к статье по данной теме мы задались вопросом: что же такое духовно-нравственное воспитание в современном мире?.. И оказалось, что в основе духовно-нравственного воспитания лежит национальный воспитательный идеал. В разное историческое время этот идеал был разным. 

В дореволюционной России воспитание рассматривали с точки зрения характера нравственности, его определяли как целенаправленное воздействие представителей старших поколений своим примером на младшее, как взаимодействие старших и младших при руководящей роли старших, как базу дальнейшей жизни во взрослом возрасте. Важнейшим результатом этого являлась готовность и способность человека к самосовершенствованию, что подразумевало именно воспитание духовно-нравственное. Человек высоконравственный так же тот, кто самоотверженно служит царю и Отечеству.

В Советский период духовно-нравственный идеал – это всесторонне развитая личность, подчиняющая свою жизнь партии и народу. Для высоконравственного человека характерно чувство общности, высоких патриотических чувств, равноправия, служение общему делу, партии, народу, чувство справедливости и долга.

Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

Ориентируясь на этот идеал, работа по духовно-нравственному воспитанию детей ведется повсеместно семьей и социумом.

Учреждения социального обеспечения населения, в частности, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, в своих целях и задачах работы выполняют эту важную миссию. 

Цель – формирование целостной личности в его гуманистическом аспекте, что предполагает:

  • Формирование понимания жизненной важности морали;
  • Установку на формирование нравственного самосознания (категория – совесть);
  • Формирование стимулов для дальнейшего духовно-нравственного развития;
  • Формирование моральной стойкости, желания и умения сопротивляться злу, соблазну, искушениям;
  • Формирование таких моральных качеств как милосердие и любовь к людям.

Задачи:

  • Сформировать у детей положительное представление о семье;
  • Организация нравственного уклада жизни, включающего воспитательную, внеурочную, социально-значимую деятельность, основанную на системе духовных ценностей и материальных приоритетов;
  • Воспитание в ребенке гражданина и патриота;
  • Раскрытие талантов и способностей;
  • Подготовка к жизни в социуме.

 

Ежегодно в Учреждениях такого типа  проходят реабилитацию несовершеннолетние в возрасте от 3 до 17 лет. Есть случаи жестокого обращения с детьми. 

Дети чаще всего имеют минимальную мозговую дисфункцию, задержку в развитии. Большинство детей имеют вторую и третью группы здоровья.

Наиболее многочисленной среди проходящих реабилитацию является категория несовершеннолетних, которые проживали в семьях, находящихся в социально-опасном положении. Последствия воспитания в таких семьях таковы, что снижение у детей эмпатии (способности понимать других и сочувствовать им, «эмоциональная глухота»), раздражительность в поведении, вспышки гнева, агрессии, обидчивость, провоцирование конфликтов в классе, неумение общаться со сверстниками, неуступчивость у них наиболее выражены, чем у детей из благополучных семей.

Роль семьи «группы социального риска» в развитии у несовершеннолетних патриотических чувств и привитии им нравственных ценностей минимальна, следствием этого являются девиации подросткового поведения.

Для девиантных подростков характерны проблемы в знаниях, извращенные представления о нравственности, инфантилизм, равнодушие к проблемам и коллективной жизни. Размытость понятий долг, честь, духовность, патриотизм вносит свой вклад в морально-психологическое состояние воспитанников.

Поэтому главная задача педагогов реабилитационных Центров – воспитание. Воспитание целостной личности, гражданина, патриота, человека высоконравственного, ответственного за себя и свои поступки, за близких людей. Важно сформировать у детей положительное представление о семье, о ценностях, показать нравственный уклад жизни, раскрыть таланты, подготовить к жизни в социуме.

 

Работа по достижению этих целей имеет определенную систему и структуру. 

Во-первых, следует особую роль уделить разработке и проведению реабилитационных программ и циклов занятий, программ дополнительного образования. Каждое занятие в рамках программ и циклов в своих целях и задачах обязательно должно иметь воспитание каких-либо моральных качеств у детей. На занятиях дети учатся ответственному отношению к делу, уважительному отношению к старшим, умению выслушать товарища, похвалить, поддержать, помочь. Некоторые программы могут нести в себе в большей степени воспитание духовно-нравственных качеств – через книги, краеведение, рукоделие. Реабилитационные программы помогают более комплексно, ёмко и структурированно подойти к вопросу формирования духовно-нравственных качеств воспитанников.

Вторым важным направлением в работе по формированию духовно-нравственных качеств детей являются социокультурные мероприятия и участие в социально-значимой деятельности воспитанников (конкурсы, акции и т.д.). Участие детей в данном виде деятельности приносит колоссальные результаты при формировании духовно-нравственных качеств. Дети видят пример другого досуга, более позитивного, интересного, продуктивного времяпрепровождения. Социокультурные мероприятия и досуговая деятельность направлены в большей степени на развитие способностей, интересов, талантов  детей, отвлечение их от проблем и психологических травм, но часто бывает, что по содержанию такие мероприятия так же несут в себе воспитательную ценность. Дети учатся вести себя в коллективе, помогать взрослым и поддерживать товарищей, учатся быть щедрыми и добрыми, учатся уступать, выражать свои эмоции и представлять свои таланты и умения.

Участие в интернет-конкурсах и акциях позволяет детям показать свои умения и навыки широкой публике, получить за это награду. По содержанию такие конкурсы так же часто направлены на формирование у воспитанников духовно-нравственных качеств. Конкурсы рисунков и поделок учат ребят видеть прекрасное и передавать это в своих работах. Так воспитывается в детях любовь к родине и родным местам, к родителям и животным, закладываются чувства ответственности и духовности.

 

Организация взаимодействия с субъектами профилактики и учреждениями культуры – приобщение к ценностям культуры и искусства – так же обязательное условие при планировании работы по формированию духовно-нравственных качеств воспитанников. В рамках мероприятий, проводимых совместно с другими учреждениями, большое влияние на формирование духовно-нравственных качеств оказывают: фильмы, спектакли, праздники народного календаря, экскурсии, лекции и беседы, круглые столы. Приглашенные специалисты или выходы в другие учреждения позволяют расширить у детей круг лиц, которые оказывают на них воспитательное воздействие. Расширяется кругозор воспитанников, детям прививаются навыки поведения в общественном месте, воспитывается дисциплина, они приобщаются к искусству и традициям, учатся видеть прекрасное. Важно сотрудничество с полицией, МЧС, пожарной частью, учреждениями культуры (музеи, театры, центры народной культуры, кинотеатры), творческими мастерскими, благотворительными фондами, общественными организациями. Проводимые совместно мероприятия позволяют разнообразить досуг детей и выходить за пределы учреждения, расширяя при этом кругозор.

 

Организация профилактической работы и пропаганда здорового образа жизни – важная составляющая при воспитании целостной здоровой личности. Человек, заботящийся о своем здоровье, ведущий здоровый образ жизни, понимающий важность и ценность бодрости духа и тела, станет не только ответственным гражданином своей страны, но и примером для своих детей. Поэтому важно научить, показать альтернативу, самим быть примером. Такова задача педагогов при воспитании несовершеннолетних, попавших в реабилитационный центр.

Создание благоприятного микроклимата внутри коллектива детей, личный пример – еще одна важная задача каждого педагога и специалиста, работающего с детьми. В непростой, стрессовый для детей период жизни важно поддержать, дать ощущение тепла и заботы, любви и доверия, чтобы дети почувствовали и увидели другое отношение, наполненное добротой и вниманием. Личный пример трепетного и чуткого отношения со стороны взрослых позволит детям сформировать зачатки лучших человеческих качеств, доверия к миру и взрослым.

 

Волонтёрство – одно из направлений работы, которое так же способствует формированию нравственных качеств воспитанников. Использование волонтерского ресурса и вовлечение в волонтерскую деятельность воспитанников так же очень благотворно влияет на формирование у них нравственности, воспитание любви к малой родине, ответственному отношению к месту, где живешь, уважительному отношению к родным и близким, чувству долга и собственной значимости. Важно привлекать воспитанников к волонтерской деятельности: уборке территории, помощи в проведении занятий, мероприятий и праздников, изготовлению подарков ветеранам, помощи животным из приюта и т.д. Они с удовольствием во всем этом участвуют, приучаются помогать и чувствуют свою значимость. 

 

Изучение уровня духовно-нравственного развития несовершеннолетних (диагностика сформированности духовно-нравственных ценностей) – необходимый компонент в работе, позволяющий увидеть результаты работы и скорректировать дальнейшие действия. Работа с семьей (родителями) – диагностика детско-родительских отношений является обязательным пунктом в плане работы по формированию духовно-нравственных качеств детей. В помощь такой деятельности может прийти разработка и реализация программ, направленных на развитие родительских компетенций (совместные занятия, укрепление семейных связей и развитие семейных ценностей).

 

В результате такой комплексной работы дети приобретают социальные представления и навыки, понимание социальной реальности и повседневной жизни. У них формируются позитивные отношения к базовым ценностям общества, позитивные установки к различным видам труда и творчества. Они получают самостоятельный опыт социального действия, готовность к совместной деятельности со сверстниками. В конечном итоге все проводимые мероприятия воспитывают лучшие человеческие качества. Дети становятся добрее, отзывчивее, самостоятельнее и ответственнее, они бережнее начинают относиться к окружающим людям и природе, месту, где живут, становятся истинными патриотами своей родины и высоконравственными гражданами своей страны. 

 

Духовно-нравственное воспитание как профилактика социально-негативного поведения несовершеннолетних в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних