автор: Щапова Татьяна Валерьевна
методист учебно-методического отдела
ГБУ ДО НСО «Автомотоцентр»
Поддержка социализации детей с особыми возможностями здоровья в учреждении дополнительного образования
Поддержка социализации детей с особыми возможностями здоровья в учреждении дополнительного образования
Щапова Татьяна Валерьевна,
Методист ГБУ ДО НСО «Автомотоцентр»
Проблемы воспитания, обучения, социализации детей с отклонениями в развитии являются в настоящее время одним из приоритетных направлений деятельности всех образовательных организаций, в том числе и учреждений дополнительного образования. Дети с ограниченными возможностями здоровья являются особой социально незащищенной группой населения.
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), на сегодняшний день проблема в связи с тем, что детей с задержками в развитии и детей с различными проблемами по здоровью с каждым годом рождается все больше и больше. Несмотря на это и возможностей в современном мире для обучения и воспитания таких детей становится больше, хотя сам процесс обучения и социализации таких детей еще не налажен. Самое основное, что наше общество не готово принимать таких детей, а если быть точнее, то просто не знает как их принимать. При поступлении такого ребенка в учреждение дополнительного образования данное учреждение не всегда может обеспечить такому ребенку должное внимание, должный уход и дать знания в полном объеме. В силу различных особенностей в развитии таких детей, педагогу дополнительного образования не имеющему специальных навыков и опыта работы с такими детьми, а также не знающему особенности данного ребенка, сделать это достаточно сложно. Большое значение имеет и роль родителей, которые приводят такого ребенка в образовательное учреждение. Порой родители отказываются предоставлять документы подтверждающие статус, не желая признавать «особенного» ребенка и даже если учреждение готово работать с таким ребенком, готово помочь ему развиваться и социализироваться, а соответствующих заключений от комиссии нет, шансы на качественную помощь сводятся к минимуму. А если учесть, что таких «особых» деток может быть в коллективе несколько и каждому нужен «свой» «особый» поход, то и для работы педагога нужно больше и времени и сил, ведь «особый» подход должен быть и к остальным детям тоже.
В настоящее время используется понятие «инклюзивное образование». Инклюзивное образование – это признание особенностей развития ребенка и его способности к обучению, которое ведется способом, наиболее подходящим каждому ребенку. [1] Но на самом деле не очень просто ребенка с «особенностями» включить в общую группу воспитанников учреждения дополнительного образования, научить его работать вместе с детьми, не имеющими каких либо отклонений в здоровье.
Главная проблема таких детей заключается в нарушении их связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда к элементарному образованию. Учреждения дополнительного образования дают в этом плане больше возможностей детям с ОВЗ для самореализации и раскрытия своих способностей, помогают развиваться как личности.
Преимущества дополнительного образования в развитии инклюзии.
Дополнительное образование детей – это образовательное пространство детства, где происходит интеграция ресурсов образования, культуры, спорта, туризма, социальной защиты, общественных организаций, а так же колоссальный культурно-просветительский потенциал любого региона используется на благо воспитанников сферы дополнительного образования детей.
Именно дополнительное образование практически без препятствий дает возможность детям с особыми потребностями попробовать свои силы, развивать свои способности и возможности, занимаясь совместно со здоровыми детьми, художественной, физкультурно-спортивной, культурно-досуговой и другими видами деятельности. Дополнительное образование, не ограниченное рамками классно-урочной системы и обязательными стандартами, располагает большим потенциалом в организации социально-значимой деятельности и досуга детей и подростков, в том числе и детей с особыми образовательными потребностями. Дополнительное образование – образование через успех. В процессе такого образования неисчерпаемы возможности переживания каждым ребенком ситуации успеха, что благотворно сказывается на повышении его самооценки, укреплении его личностного достоинства. Особенно важно это для детей, испытывающих трудности в процессе школьного обучения.
Посещая занятия, они находят для себя тот вид деятельности, в котором им более комфортно и возможно в дальнейшем может стать его профессией. А самое главное, что в учреждениях дополнительного образования создается «ситуация успеха», что положительно влияет на развитие и социализацию детей с ОВЗ. Они не чувствуют себя какими то другими, а наравне с обычными детьми выполняют задания. Кроме того, дополнительное образование позволяет не только дать возможность «особым» детям почувствовать себя полноценными членами общества, но и учит обычных детей сочувствовать, думать о другом человеке, помогать ему, видеть в нем равноценного и равноправного партнера. Дополнительное образование для детей выполняет на сегодняшний день функцию «социального лифта» для значительной части детей, предоставляя альтернативные возможности для проявления образовательных и социальных достижений детей, в том числе, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
В учреждении дополнительного образования «Автомотоцентр» более 600 обучающихся по 22 программам технической и физкультурно-спортивной направленности. Ребята занимаются в объединениях по картингу, автоспорту, мотоспорту, велоспорту и техническому конструированию, а также есть объединение «юные автомеханики». Возможно, в связи со спецификой нашего учреждения на данный момент детей со статусом ОВЗ нет, но стремительно меняющиеся потребности детей и возможности помощи таким детям дают нам понять, что уже совсем скоро необходимо будет пересматривать программы наших педагогов, разрабатывать индивидуальные маршруты работы с такими детьми.
Огромное значение в дополнительном образовании имеет роль педагога. Колоссальный, интеллектуальный, физический и творческий потенциал скрывается в каждом воспитаннике, если найти способ воспламенить этот заряд, высвободить его энергию, превратить в цепную реакцию, где пропитанное горячим чувством слово педагога рождает усилие, усилия рождают мысль, а мысль расщепляется на дело и ответное чувство признательности. В конечном итоге формируется вера в себя, вера в успех. [3] В связи с потребностями детей с ограниченными возможностями здоровья в дополнительном образовании, немаловажное значение имеет и формирование профессионального педагогического сообщества нового типа, готового к работе в условиях инклюзивного образования, готового работать с такими детьми и самое главное знающего как это делать.
Как показывает практика, одним из наиболее важных и в то же время проблемных вопросов в процессе социализации людей с ограниченными возможностями здоровья является выбор профессии и трудоустройство. Часто затруднения человека с ограниченными возможностями здоровья в профессиональном самоопределении вызваны нерешительностью и неуверенностью в своих силах. В этом случае особое значение приобретает помощь в осознании и правильной оценке своих особенностей с позиции их профессиональной значимости, а также информация о профессиях, в которых именно такие качества могут обеспечить успешность деятельности. Неоценимую помощь в решении этой проблемы может оказывать учреждение дополнительного образования.
Выполняя наряду с другими компенсаторные и реабилитационные функции, дополнительное образование предоставляет ребёнку максимум возможностей для развития его потенциальных творческих способностей с учётом интересов и желаний, получения допрофессионального образования, оказывающего огромное влияние на его дальнейшую судьбу. Для многих детей — это основная, а иногда и единственная возможность для того, чтобы получить жизненно важные практические навыки. [2]
В заключении необходимо отметить, что в учреждениях дополнительного образования должны разрабатываться и пересматриваться дополнительные общеобразовательные (общеразвивающие) программы, которые будут включать изменения и условия, необходимые для успешной реализации инклюзивного образования, а именно – принятие индивидуальности каждого отдельного обучающегося и удовлетворение особых потребностей каждого ребенка. Развитие личности каждого ребенка с «особенностями в развитии» возможно, если обучение и воспитание построено так, чтоб доставлять ребенку радость познания, чтобы создать ситуацию успеха! Устойчивое стремление к достижению успеха, сформированное педагогом дополнительного образования в процессе творческой деятельности коллектива, стимулирует развитие личности ребенка.
Список литературы:
- Дорохова, Е.С. Организация инклюзивного образования в системе ДОД// Дополнительное образование. 2010. – №1. – С. 27 – 33.
- Мартынова, Е.А. Социальная адаптация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе формирования общекультурных компетенций при инклюзивном профессиональном образовании// Инклюзивное образование: проблемы и перспективы: материалы Международного образовательного форума. Т.2.–Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2015. – С. 486 – 493.
- Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: в вопросах и ответах. ФГОС / Ред. Г.П. Попова. – Волгоград: Учитель. – 2016.