автор: Щекотько Надежда Анатольевна

учитель-логопед МАДОУ детский сад № 369 “Калейдоскоп”, г.Новосибирск

Памятка-рекомендации для родителей по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

 

 

Памятка-рекомендации для родителей по обучению грамоте  детей старшего дошкольного возраста. 

Обучение грамоте – ответственный период в жизни ребенка. И то,  насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас,  вашего терпения, доброжелательности. 

Уважаемые родители, помните: 

  1. Звук – мы слышим и произносим. 
  2. Буквы мы пишем и читаем. 
  3. Звуки бывают гласными и согласными. 

 Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта не  встречает преграды. 

Согласные звуки – звуки, которые нельзя петь, т.к. воздух, выходящий изо  рта при их произнесении, встречает преграду. 

Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы 

Гласных букв десять: А У О И Э Ы – соответствуют звукам  

и четыре йотированные, которые обозначают два звука : Я-йа, Ю-йу, Е-йэ, Ё йо. 

Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом. 

Согласные звуки бывают глухими и звонкими.  

Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем,  что, когда произносим: глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких  звуков голос звенит (Положить руку на горлышко или закрыть уши руками).  

На схеме звонкие звуки обозначаем колокольчиком. 

Звонкие звуки: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р. 

Глухие звуки: К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, 

Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми. 

Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц. 

Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ. 

Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.

Предлагаю Вам примерные игровые задания: 

«Подбери словечко» 

Цель: учить подбирать слово с заданным звуком. 

Ход игры: взрослый просит подобрать слово с заданным звуком, ребенок называет одно или несколько слов. Например, «Назови мне слово со звуком Ш» – школа, карандаш, мишура. «Назови мне слово со звуком Бь» – бинт, ребенок, белка. В качестве усложнения можно попросить назвать слова с заданным звуком в определенной позиции (вначале, середине и конце слова). Например, «Назови мне слово зо звуком С в начале слова» – самолет, сом, след, сумка и т.д. 

«Волшебные звуки». 

Игра способствует развитию слухового внимания и обучению  звукобуквенному анализу. Взрослый договаривается с ребенком о том, что  какие-то два звука, например, «а» и «д», они будут считать волшебными. Если 

ребенок услышит звук «а», он должны взять себя за ухо. Если услышит звук «д» — за нос. После этого взрослый рассказывает историю, в которой встречаются эти звуки, или просто произносит ряд слов, а ребята слушают и выполняют нужные действия. Можно спеть вместе с ребенком известную песню, соблюдая правила игры. 

Игра “Первый — последний” 

Взрослый предлагает ребенку по очереди 8-10 слов, в которых он называет первый и последний звуки. Слова проговариваются медленно, чтобы ребенок смог уловить звуки. 

Арбуз, ворона, носок, барабан, совок, кошка, школа, мясо, муравей, паук. Игра «Сколько звуков в слове?». 

Цель игры развивать умение определять количество звуков в слове. Ребенок берет картинку, называет изображенный на ней предмет, считает количество звуков в произнесенном. 

Игра “Волшебные превращения” 

Для усвоения темы звуковой анализ слова, надо научить детей преобразовывать слова путем замены в них звуков и получать новые слова. Играющие выбирают слово, заменяют в нем первый, второй, третий звуки так, чтобы получились новые слова. Слово «дом». Замените в нем первый звук: Дом — Сом — Ком — Лом — Ром. У кого больше получилось слов? 

Игра «Каких животных ты знаешь со звуком «Л», «Ль»?» Взрослый предлагает детям пригласить животных в гости, в названиях которых есть звук «л» или «ль». (слова проговариваются), например, можно использовать карточки со словами белка, лиса, крокодил, лошадь, лев, лиса, слон и т.п.

Игра «Поймай звук» (из ряда звуков, из ряда слогов, из ряда слов). Задача: развивать слуховое внимание, фонематический слух. Взрослый называет звук, а ребенок поднимает синий или зелёный квадратик. Потом слово. Если в начале слова слышится твёрдый звук, нужно поднять синий квадратик, если мягкий – зелёный (Снег, зима, лыжи и др.). 

Игра «Сколько звуков в слове спряталось?» 

Выложить схему слова КОТ. 

– Сколько звуков в слове КОТ? (В слове КОТ три звука) 

– Какой первый звук в слове КОТ? (первый звук [К]) 

– Звук [К] какой? (звук [К] согласный, глухой, твёрдый). 

– Каким цветом на схеме обозначим звук [К]? (Синим). 

– Какой второй звук в слове КОТ? (Второй звук [О]) 

– Звук [О] какой? (Звук [О] гласный). 

– Каким цветом на схеме обозначим звук [О]? (Красным). 

– Какой третий звук в слове КОТ? (Третий звук [Т]). 

– Звук [Т] какой? (Звук [Т] – согласный, твёрдый, глухой). – Каким цветом на схеме обозначим звук [Т]? (Синим). 

– Звуки подружились. Что получилось? (КОТ). 

– Какой буквой обозначим звук [К]? (Буквой К). 

– Какой буквой обозначим звук [О]? (Буквой О). 

– Какой буквой обозначим звук [Т]? (Буквой Т). 

– Буквы подружились. Что получилось? (КОТ). 

Важно, чтобы ребенок усвоил, что такое звук речи, 

мог дифференцировать звуки, делить слова на звуки и слоги.  Только тогда он сможет без труда овладеть навыком чтения!

Памятка-рекомендации для родителей по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста