автор: Юдина Елена Михайловна
Воспитатель
МБДОУ Детский сад №7 «Василёк», Осинниковский ГО, Кемеровская область – КУЗБАСС

«Уголок уединения – как условие создания позитивного психологического климата в группе ДОУ»

Уголок уединения  – как условие создания позитивного психологического климата в группе ДОУ

 

   Всем известно, что дети дошкольного возраста особо эмоциональны и впечатлительны. Они переживают, как положительные, так и отрицательные эмоции окружающих их людей. Во многом реакция на обстановку вокруг у детей зависит от создания педагогом у них чувства уверенности и поддержки, внутренней безопасности и свободы. Это зависит ещё и от его доброжелательности, принятия детей такими, какие они есть, умение быть для них партнёром и товарищем.

    Для создания эмоционально комфортной обстановки в группе, для сохранения и укрепления психического здоровья необходим «Уголок уединения». Уголок в детском саду очень нужен, ведь он обеспечивает возможность уединения ребёнка во время длительного пребывания среди большого числа сверстников. Ребёнку просто необходимо своё личное пространство, где он может остаться наедине со своими мыслями, отдохнуть и с новыми силами познавать окружающий для него мир. Это место, где ребёнок ощущает себя в полной безопасности, здесь он может побыть наедине с собой, успокоиться и расслабиться, поиграть с любимым предметом или игрушкой, рассмотреть интересную книгу или просто помечтать. 

    Это важный момент, позволяющий предупредить чрезмерное возбуждение ребёнка, ведущее к утомлению его нервной системы. Даже кратковременное пребывание в «Уголке уединения» улучшает эмоциональное состояние. Дети отвлекаются и забывают отрицательные переживания. В процессе роста и развития им приходиться получать и перерабатывать огромное количество информации. Неокрепшая детская психика не выдерживает такой нагрузки – ребёнок начинает капризничать. Вот почему важно, чтобы у детей в детском саду было личное пространство, место уединения, где они могли бы восстановиться и прийти в себя.

     Как помочь ребёнку вырасти весёлым и активным, самостоятельным и доброжелательным, помогающим и любознательным, инициативным и уверенным в себе, открытым и сопереживающим – то есть, прежде всего, психологически здоровым?

     Большую помощь в этом может оказать предметно-развивающая среда в группе. Уголок уединения в группе необходим, ведь его целью является создание условий для отдыха, уединения детей, релаксации и самостоятельных игр в течение дня, необходимых для выражения переживаемых детьми стрессовых ситуаций, например, утреннего расставания с родителями, привыкания к новому режимному моменту и т. п.

Цель «уголка уединения»: преодоление эмоционального дискомфорта дошкольников, посредством создания в группах уголков психологической разгрузки – «уголков уединения».

Задачи «уголка уединения»:

  • Создать положительный эмоциональный микроклимат в группе; 
  • Формировать позитивное отношение ребёнка к сверстникам и взрослым; 
  • Организовать систематическую работу по нормализации и развитию эмоциональной сферы детей; 
  • Способствовать сплочению детского коллектива, формируя позитивные дружеские отношения в группе. 

Содержание уголка уединения:

Так как места в групповой комнате не очень много, то уголок не должен занимать большое пространство в игровой комнате (он может быть передвижной).

В нашей группе он изготовлен в виде ширмы с сухим дождиком из атласных ленточек различных цветов.

Изготовить  его можно и в виде шатра закреплённого к середине стола. Располагать такой уголок можно в разных игровых зонах (в близи книжного уголка, изобразительной деятельности, дидактических игр и т.д.) Для уголка уединения можно использовать ширмы, палатки. Здесь каждый воспитатель может проявить всё своё творчество, фантазию и оригинальность. Уголок уединения должен быть небольшого размера. Цвета, используемые в уголке, должны быть пастельных оттенков, спокойными, не кричащими. Ребёнок в нем должен отдыхать, а не дополнительно раздражаться агрессивными яркими тонами. Лучше всего, если он будет мобильным, а не стационарным. Таким образом, ребёнок сам сможет обозначить границы именно «своего» уголка, передвинув ширму или задёрнув шторки, что создаст ещё большее ощущение комфорта. При этом ребёнок может самостоятельно проявить желание отправиться в уголок уединения, а может пойти туда по подсказке воспитателя: если педагог видит, что малыш чувствует себя дискомфортно, зажато или, напротив, ведёт себя вызывающе, агрессивно. 

В уголке уединения могут располагаться близкие, знакомые ребёнку вещи, эстетически оформленные и аккуратно располагающиеся на своих местах. Это пространство не терпит вызывающих красок, должно быть в спокойном тоне. Должен быть столик, диванчик, стульчик.

 

Наполняемость уголка может быть разнообразной, например:

  • Магнитофон с записями релаксационной музыки
  • Сенсорные игрушки, сенсорный коврик
  • Настольный фонтан
  • Мигающие огоньки;
  • Музыкальные игрушки
  • Мягкие игрушки или куклы, с которыми ребёнок может поделиться своими «секретами».
  • Подушечки с изображением грусти и радости.
  • Фотоальбом
  • Альбомы для рассматривания
  • Подносы для рисование песком
  • Телефон, по которому малыш может «позвонить» маме или папе, поделиться чем-то сокровенным и т. д.
  • Коробочка, в которую можно рвать бумагу.
  • Разнообразные игры, направленные на отвлечение ребенка от негативных мыслей, а так же для развития мелкой моторики.

Тренажер «Ловишка»

Цель: Развитие ловкости, внимания, глазомера, быстроты реакции, умения регулировать и координировать движения, формирование навыков самоконтроля.

«Громкоговоритель»

Цель: развитие речи, 

«Ванька-встанька»

Цель: профилактика агрессивного поведения, развивает внимание, координацию.

 

Песочница развивает тактильную чувствительность, мелкую моторику, последовательность, эмоциональность, образное мышление, пространственное воображение, мечтательность, концентрацию внимания, стимулирует развитие логических и аналитических операций.

Цветные клубочки пряжи разного размера (разматывая и сматывая клубочки, дети овладевают приёмом саморегуляции).

«Божья коровка с песочными часами»

 Цель: наблюдение за процессом перетекания, пересыпания песка способствует снижению эмоционального возбуждения, а собирание дорожек с шариками развитие логического мышления, внимания, мелкой моторики, закрепление цветов, развивает фантазию и творческие способности.

«Игры с пуговицами» 

Цель: развитие воображения, внимание, сенсорное восприятие, усидчивость, зрительно-моторную координацию, мелкую моторику пальцев рук.

При возникновении конфликтных ситуаций, драк, ссор или споров дети должны зайти в уголок и решить свой конфликт по «Мирилке». Коробочка «Мирилка», цель которой налаживать отношения между сверстниками и устранять конфликтные ситуации. Можно подобрать картотеку весёлых мирилок.

Для того, чтобы дать возможность детям в приемлемой форме освободиться от переполняющего их гнева, раздражения и напряжения: Ведро/ стаканчик «Гнева и раздражения», «Коврик злости», Коробочка «спрячь все плохое», тёмного цвета коробочка, куда дети выбрасывают всю свою «злость и обиду» (сжав предварительно кулачки и собрав в них все, что накопилось «нехорошего». 

    • «Стаканчик гнева» (как вариант, это может быть коробка, корзина, сундук и т. п.). Это красиво оформленный стакан (лучше с чёрным фоном) с крышкой, в котором ребёнок может оставить свои нехорошие слова и мысли. Когда малыш выговорится, он плотно закрывает стакан и прячет его.
    • Зеркало для хорошего настроения. Когда воспитатель замечает, что малыш не в духе, то предлагает ему сесть в уголке перед зеркалом, взглянуть на своё отражение и улыбнуться или зеркало, к которому прилагается альбом со схематическим изображением лиц, или 
    • «Маски настроения», выражающие разное настроение, ребёнок, глядя в зеркало пытается отобразить на своём лице ту либо иную эмоцию. Цель: учить выражать эмоции, настроение, способствовать отреагированию отрицательных эмоций (страха, напряжения), развитию воображения и самовыражения личности.
    • Кружка «Кричалка». Как известно, вместе с криком у человека выходят наружу отрицательные эмоции. Чтобы не создавать шума и не пугать других детей, ребёнку предлагается покричать в такую кружку.
  • «Волшебный сундучок сюрпризов»

Цель: снять психоэмоциональное напряжение, мышечный тонус, развивать воображение, способствовать созданию доброжелательной атмосферы.

Доска настроения. Каждый ребёнок в группе, при желании, может нарисовать на этой доске своё настроение, эмоции, переживаемые чувства и пр. Кроме того, дети могут рассмотреть иллюстрации, изображающие разные эмоции, поразмышлять и выбрать себе ту картинку, которая соответствует его текущему настроению.

  • Мягкая детская боксерская «груша» для битья. Способствует снятию напряжения, помогает противостоять стрессам,

 

Каждая игра подбирается в зависимости от ситуации. 

Стоит отметить, что содержимое уголка следует периодически обновлять, однако некоторые предметы должны находиться в уголке постоянно. Это будет придавать ребёнку чувство уверенности и постоянства.

Если вы видите, что ребёнок чувствует себя некомфортно, то сначала попытайтесь мягко выяснить причину его состояния. И только потом, предлагайте ребёнку поиграть в ту или иную игру.

«Уголок уединения – как условие создания позитивного психологического климата в группе ДОУ»