автор: Юдина Ольга Витальевна

педагог дополнительного образования МБУДО “Детский оздоровительно – образовательный спортивный центр”

Использование информационно-компьютерных технологий в работе педагога дополнительного образования, шахматы, интеллект, ум

Использование информационно-компьютерных технологий в работе педагога дополнительного образования, шахматы, интеллект, ум

Юдина Ольга Витальевна

педагог дополнительного образования,

МБУДО «Детский оздоровительно-образовательный 

спортивный центр»

 

В воспитании культуры мышления 

большое место отводилось шахматам. 

Игра в шахматы дисциплинирует мышление, 

воспитывает сосредоточенность, 

но самое главное – это развитие памяти».

В. Сухомлинский.

В современных реалиях ведётся интенсивный поиск новых подходов и внедрение эффективных методов в организацию педагогической деятельности, которые осуществляются с помощью современных компьютерных технологий. Это способствует одновременно всестороннему развитию и творчески-активному росту личности учащегося, формированию уровня его воспитанности и коммуникативной культуры, а также высокому уровню внутренней духовной культуры.

Важнейшим компонентом новой модели дополнительного образования является ее ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты. Результат образования не ограничивается только знаниями, умениями и навыками по своей программе. Я Юдина Ольга Витальевна педагог дополнительного образования, работаю в МБУДО «Детский оздоровительно – образовательном центре», веду шахматы, у дошкольников МБДОУ №25 «Василёк» и у младших школьников МАОУ Лицей №5 города Губкина Белгородской области. В нашей работе очень часто приходится прибегать к помощи информационных технологий и их эффективное применение является актуальным.

Компьютеризация стала одним из главных направлений в получении определённых знаний не только учащихся нашего спортивного центра, но и педагогов дополнительного образования. Именно компьютерные системы и мультимедийные установки могут сегодня не только оказывать большую помощь, но и помогать педагогу решать важнейшие задачи, связанные с эстетическим воспитанием и образованием детей и в процессе занятия.

Совершенствование информационных коммуникационных технологий (создание локальных и глобальных сетей, баз данных и знаний, а также экспертных систем) формирует специфическую учебную информационную компьютерную область, которая обогащает традиционные формы обучения.

С помощью использования современных технических средств можно повысить мотивацию учащихся. В качестве основной цели использования информационных технологий на занятиях по шахматам можно рассматривать активизацию познавательной и творческой деятельности обучающихся.

Одной из важнейших составляющих успешного обучения является мотивация учащихся. Использование современных информационных технологий делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для воспитанников любого возраста, формирует эмоционально положительное отношение к занятию. 

На своих занятиях по шахматам, я часто прибегаю к помощи программных средств:

  • компьютерных учебников (по шахматам);
  • программы-тренажеры (репетиторы по шахматам);
  • контролирующие (тестовые оболочки);
  • информационно-справочные (энциклопедии);
  • демонстрационные (слайд- или видео-фильмы);
  • учебно-игровые шахматные задания;

интерактивный мультимедиа продукт, нацеленный на решение определенной обучающей задачи. 

Применение новых информационных технологий в дополнительном образовании позволяет оптимизировать средства, формы и методы обучения, находить рациональные решения тех или иных учебных задач, выбирать целесообразные пути совершенствования учебного процесса, способствует преодолению ряда трудностей, возникающих при традиционной форме обучения.

Занятия шахматами характеризуется созданием интеллектуальной и творческой обстановки. Подобное специфическое содержание обуславливает выбор разнообразных методик, видов работы и новых мультимедийных средств.

На сегодняшний день имеется большое количество теоретических и практических разработок по использованию компьютерной техники при преподавании интеллектуальных  дисциплин таких как: шашки, шахматы.

Идет поиск приемов и методов обучения, которые с помощью компьютерных технологий позволяют повысить эффективность учебно-воспитательного процесса (Г. А. Бордовский, В. А. Извозчиков, Г. Г. Воробьев, И. А. Румянцев, В. П. Соломин, Е. А. Тумалева, М. В. Швецкий). Появилось и интенсивно развивается направление связанное с использованием возможностей сети Internet для образовательных целей. Разрабатываются вопросы использования компьютерных средств в воспитательной работе с учащимися.

В школе, на базе которой я провожу «шахматы», имеются необходимые условия для реализации и решения этой проблемы: современные интерактивные доски, используются ИКТ технологии, компьютерные обучающие программы, информационно-иллюстративный материал, банк готовых электронных программных продуктов («Уроки виртуальной школы».

Непрерывное совершенствование шахматной теории и практики воспитывает интеллектуально развитых детей и подростков нашего времени.

Приобщение современного ребенка к шахматам в условиях чрезвычайно насыщенного информационного поля. Восприятие ребенка меняется, он живет в мире технологических символов и знаков, в мире электронной культуры и гаджитов. Компьютерное пространство значительно расширяет поле активности обучающихся школьников и является более интенсивным собеседником, по сравнению с книгой.

Их использование способствует совершенствованию и централизации управления учебным процессом, оптимальному распределению информации, положительно влияет на особенности познавательной деятельность учащихся, дает возможность более полной реализации дидактических принципов, изменяет роль учителя, который выступает уже больше как руководитель, а не распространитель информации.

Из всего многообразия современных педагогических технологий предпочтение отдаю:

  – индивидуальной работе – своей задачей считаю не только дать детям определённую сумму знаний, умений и навыков, но и сформировать у них  самостоятельность мышления, настойчивость, умение классифицировать и обобщать;

   –  проектному обучению – в этом случае уроки превращаются в дискуссионный,   – практическому обучению – в моей педагогической деятельности данная форма работы является одной из актуальных технологий, позволяющих учащимся применить накопленные знания.

Немаловажную роль в приобретении учащимися глубоких и прочных знаний играет организация учебной деятельности детей на занятиях, правильный выбор педагогом методов, приёмов и средств обучения.

Средства информационной технологии отличаются от традиционных средств обучения, прежде всего присущим им всем дидактическим свойством интерактивности, что позволяет активно вмешиваться в предлагаемую программу, строить тактику использования данного пособия в зависимости от уровня владения материалом, степени заинтересованности в данном конкретном материале, собственных психо-физиологических особенностей познавательной деятельности и т д. 

Таким образом, хотелось бы подчеркнуть важные качества этого вида спорта: игра в шахматы доставляет много радости, оказывает большое влияние на умственное и психологическое развитие детей, а информационно-компьютерные технологии делают занятия более интересными и красочными. 

Прежде всего, шахматы – это прекрасный тренажёр для мозга, значительно увеличивающий его интеллектуальные способности, и отмечается активное развитие логического и абстрактного мышления. 

Список литературы

  1. Горенштейн Р.Я. Подарок юному шахматисту. – М.: Синтез, 2014. – 129с.
  2. Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 2011. – 167с.
  3. Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 

года» от 04 октября 2000 года №751 [Электронный ресурс]URL: https://rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html (дата обращения 09.11.2018 г.).

 

Использование информационно-компьютерных технологий в работе педагога дополнительного образования, шахматы, интеллект, ум