автор:

Юровник Наталья Ивановна — преподаватель
МБУ ДО Центральная школа искусств г.Мариуполя,
Марченко Анастасия Сергеевна — преподаватель
МБУ ДО Центральная школа искусств г.Мариуполя

Доклад на тему: «Применение информационно-коммуникационных технологий на уроке гитары»

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ 

«ЦЕНТРАЛЬНАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» 

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА МАРИУПОЛЬ 

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ 

Доклад на тему: 

«Применение информационно-коммуникационных технологий на  уроке гитары» 

Подготовили: 

Преподаватель Марченко Анастасия Сергеевна 

Преподаватель Юровник Наталья Ивановна 

Мариуполь 

2025

Аннотация: В докладе рассматриваются возможности применения  информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения игре на  гитаре. Анализируются основные направления использования цифровых  ресурсов, их влияние на развитие музыкальных и творческих способностей  учащихся. Особое внимание уделяется роли педагога в организации  цифрового образовательного пространства и в сохранении баланса между  традиционными и инновационными методами обучения. 

Ключевые слова: ИКТ, музыкальное образование, гитара, педагогика,  цифровые технологии, обучение, мотивация, музыкальное мышление,  развитие учащегося. 

Музыка ‒ это язык эмоций, чувств и настроений. Однако преподавание  ее требует точности, системности и всестороннего педагогического подхода.  Преподаватель-музыкант обязан постоянно развиваться, заниматься  самообразованием и улавливать все современные тенденции, знакомиться с  новейшими методиками и вникать в передовые образовательные технологии  современности. 

Наш ХХI век ‒ век технократии. Он ознаменован стремительным  развитием инновационных технологий, которые повсеместно оказывают  влияние на все сферы жизни человечества, преображая все привычные ему вещи и процессы. Современное образование также всё активнее опирается на  цифровые технологии. В том числе, невозможно представить сегодняшний  образовательный процесс без использования Информационно 

коммуникационные технологии (ИКТ). 

Информационно-коммуникационные технологии стали не просто  инструментом, а естественной частью образовательного пространства.  Школы искусств, несмотря на художественную специфику, также нуждаются  в обновлении методов обучения, чтобы соответствовать потребностям нового  поколения учеников. Дети XXI века растут в цифровой среде: они с раннего  возраста умеют пользоваться гаджетами, смотреть обучающие видео,  общаться онлайн. Поэтому задача современного преподавателя гитары — не  противопоставлять традиционные методы технологиям, а объединить их,  создавая эффективную и интересную образовательную среду.

В музыкальной педагогике, особенно в обучении игре на гитаре,  применение ИКТ открывает новые возможности. Они помогают сделать  уроки живыми, наглядными, интерактивными и увлекательными.  Современные технологии позволяют не только слушать и видеть музыку, но  и активно взаимодействовать с ней: записывать, анализировать,  моделировать звучание. 

Значение ИКТ в музыкальном образовании. 

ИКТ открывают перед преподавателем гитары широкий спектр  возможностей. Они позволяют сделать процесс обучения более наглядным,  доступным и мотивирующим. Использование цифровых средств  способствует формированию у учеников самостоятельности, музыкального  слуха, аналитического мышления и уверенности в своих силах. ИКТ создают  условия для индивидуализации обучения, когда каждый ученик может  работать в собственном темпе, повторять материал и углублять знания в  удобной форме. 

В школе искусств цифровые технологии помогают решать ряд задач: Повышение мотивации к обучению; 

Развитие самостоятельности и самоконтроля; 

Обеспечения визуализации и наглядности материала; Создание условий для индивидуализации обучения. 

Возможность осуществления межпредметных связей  (музыка, информатика, сольфеджио, музыкальная  литература). 

Использование технологий отвечает требованиям Федерального  Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС), который  предусматривает развитие цифровой грамотности и способности обучающихся работать с информацией.

Основные направления применения ИКТ 

на уроках гитары 

Использование аудио- и видеоматериалов 

Видеоуроки и записи выдающихся гитаристов ‒ важное средство для  развития художественного вкуса и слуха. Просмотр выступлений Андреса  Сеговии, Александра Винницкого, Виктора Козлова, Евгения  Финкельштейна и других ярких представителей исполнительского искусства 

помогает учащимся видеть правильную постановку рук, штрихи, слышать  динамику. Видео можно останавливать, замедлять, увеличивать  изображение, концентрируя внимание ученика на деталях исполнения. Это  особенно полезно при объяснении и исполнении сложных технических  приемов – арпеджио, апояндо, легато и другие. 

Также при выборе репертуара для экономии времени на уроке можно  присылать ссылки ученикам во внеурочное время с источников: «RuTube»,  «ВК Видео» и других видео-ресурсов. Просмотр этих записей с их  последующим обсуждением может стать частью домашнего задания. К ним  можно приложить ноты в «pdf» или фото-формате – прослушивание образца  с нотами может стать дополнительным ключиком к пониманию учащимся  поставленных перед ним задач. 

Программы для записи и анализа исполнения 

Программы Диктофон, GarageBand и Reaper позволяют записывать  игру ученика, анализировать ошибки, динамику, темп. Регулярное  прослушивание записей своей игры развивает самоконтроль и помогает  видеть прогресс. Учитель может хранить записи как часть индивидуального  портфолио ученика – своеобразную музыкальную биографию, в которой  отражается его профессиональный рост и развитие навыков. 

Электронные тюнеры, метрономы и соответствующие  приложения 

Музыкальные приложения стали незаменимыми помощниками  музыканта. Программы с тюнерами («GutiarTuna», «Fender Tune»,  «Soundecorset») и метрономами («Vetronome Beats», «Soundrenner»,  «7Metronome») помогают ученику самостоятельно заниматься. Они  развивают чувство ритма, слух, способствуют повышению качества домашних занятий.

Таким образом, ИКТ становятся помощником, как для ученика, так и  для преподавателя. 

Интерактивные ноты и программы для их записи. 

Программы «MuseScore», «Sibelius» и «Finale» позволяют не только  читать ноты, но и слушать их звучание, изменять темп, транспонировать.  Такой подход делает изучение произведений более осознанным и развивает  музыкальное мышление. 

Sibeliuse и Finale ‒ профессиональные программы, позволяющие создавать партитуру любой сложности, а также добавлять штихи,  аппликатуру, динамику. На уроке гитары эти программы используются для  создания учебных аранжировок, транскрипций и разбора произведений. 

MuseScore ‒ бесплатная альтернатива, которая обладает всеми  необходимыми функциями для образовательного процесса. Она позволяет  ученику самостоятельно записывать мелодии, а затем прослушивать их. Это  формирует у ученика, с одной стороны, навык чтения нот с листа, понимание  музыкальной структуры, а с другой ‒ интерес к сочинительству, творческие  задатки. 

Презентации и мультимедийные пособия 

«PowerPoint», «Canva», «Google Slides» дают возможность создавать  визуальные материалы для объяснения теории: устройство гитары,  аппликатуру, аккорды, лады. Наглядность помогает ученикам быстрее  усваивать материал и поддерживает интерес к уроку. 

Онлайн-коммуникация и дистанционные занятия 

Платформы «Zoom», «Skype», «Discord» позволяют проводить  дистанционные уроки, принимать домашние задания в виде видео,  устраивать онлайн-концерты. Такая форма удобна при индивидуальном  обучении и при необходимости гибкого графика. 

Педагог может не только демонстрировать материал, но и использовать  совместный экран, интерактивные доски, запись урока.

Выводы: 

Преимущества и педагогический эффект применения ИКТ. Использование ИКТ делает урок гитары более динамичным и современным.  Ученики лучше усваивают материал, когда он представлен в аудио- и видео форме. Технологии позволяют развивать навыки самоконтроля, слухового  анализа и музыкальной памяти. Кроме того, цифровые инструменты  помогают формировать творческое мышление и самостоятельность. 

Цифровая среда также облегчает индивидуализацию обучения. Каждый  ученик может выбирать удобный темп, использовать подходящие ему  ресурсы и видеть собственный прогресс. 

Роль педагога в цифровом обучении. Несмотря на широкие  возможности технологий, ведущая роль остаётся за преподавателем.  Настоящее мастерство преподавателя – в умении соединить традицию  с инновацией, не потеряв живое человеческое общение и эмоциональную  суть музыки. Только педагог способен направить процесс обучения, помочь  ученику осознанно использовать ИКТ и не превратить обучение в простую  игру. Важно сохранять баланс между живым общением и цифровыми  средствами. 

Цифровые инструменты лишь усиливают педагогическое воздействие,  но не заменяют его. Только преподаватель способен создать ту атмосферу  творчества и вдохновения которое рождается подлинное искусство. 

Заключение 

Информационно-коммуникационные технологии ‒ это мощный  инструмент в руках преподавателя. Они помогают сделать обучение более  интересным, гибким и результативным. Технологии позволяют развивать у  учащихся не только исполнительские навыки, но и музыкальное мышление,  самостоятельность, вкус и эстетическое восприятие. Главное ‒ использовать  их разумно, сочетая традиционные методы и современные возможности. 

Все же истинной целью музыкального образования остается воспитание личности, способной слышать и чувствовать музыку.

Список рекомендуемой литературы 

  1. Бондаренко В. Н. Использование мультимедиа и ИКТ в  музыке.– М.: Просвещения, 2019. 
  2. Григорьев А. С. Современные цифровые ресурсы в  обучении музыки.– М.: Музыка, 2019. 
  3. Колесникова Л. И. Интерактивные технологии в  дополнительном музыкальном образовании.- СПб.: Речь, 2021. 4. Колосов П. Н. Применение компьютерных технологий в  современной музыкальной педагогике.– СПб.: Нестор-Истории,  2019.
Доклад на тему: «Применение информационно-коммуникационных технологий на уроке гитары»

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram