автор: Яковлева Маргарита Александровна
учитель русского языка и литературы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Куйбышевского района «Средняя общеобразовательная школа №2»
«Формирование речевой компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы»
«Формирование речевой компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы»
М.А. Яковлева,
учитель русского языка и литературы,
МБОУ СОШ №2 (г.Куйбышев)
Аннотация:
Мои ученики будут узнавать новое не от меня;
они будут открывать это новое сами.
Моя главная задача — помочь им раскрыться,
развить собственные идеи.
Песталоцци
В современном обществе большое значение в образовательной подготовке подрастающего поколения имеет русский язык. Я думаю, что у учителя в настоящее время неоднократно возникают такие вопросы: почему сегодня так трудно формировать речевую компетенцию на уроках русского языка, почему трудно заинтересовать современных детей чтением классической литературы? Конечно, помимо воли обучить кого-то без желания невозможно. В своей статье я попытаюсь ответить на эти вопросы.
По моему мнению, данная проблема заключается в том, что разные поколения имеют разный понятийный аппарат. Из этого следует отметить, что у современных детей слабо сформированы навыки развития речи. Речевая компетенция учащихся – тема довольно актуальная на сегодняшний день. В связи с этим требования к русскому языку и литературе в школе включают формирование не только лингвистической, но именно речевой компетенции, которая на сегодняшний день и является той категорией, которая характеризует степень развития речи. Поэтому современное образование не может пройти мимо этой проблемы, поскольку главной задачей школы является развитие социально-активной личности.
Что же такое речевая компетенция?
Речевая компетенция входит в состав коммуникативной компетенции. Означает
свободное практическое владение речью на данном языке, умение говорить правильно, бегло и динамично как в диалоге, так и в виде монолога, хорошо понимать слышимую и читаемую речь, включая умение производить и понимать речь в любом стиле, т.е. способность использовать накопленный языковой материал в речи с целью общения.[Педагогический энциклопедический словарь/гл.ред.Б.М.Бим-Бад.-3-е изд.,стер.-Москва: Большая российская энциклопедия,2009. 527 с. ]
У большинства обучающихся словарный запас беден, слабо сформированы навыки развития речи. Ребята не всегда умеют аргументировать свои высказывания, произвольно и свободно общаться друг с другом, с трудом делают обобщенные выводы. Зачастую они стараются заменить живую, культурную речь стандартной житейской мимикой и жестами, то есть примитивными невербальными способами общения, жаргонной речью, затрудняются в создании самостоятельных, связных, обобщенных устных и письменных высказываний. Многие обучающие не умеют извлекать и перерабатывать учебную информацию, затрудняются выделить главную мысль текста, свёртывать информацию до ключевых слов.
По формированию речевой компетенции работа должна проводиться в системе, только тогда она достигнет положительных результатов. Поэтому для педагога можно выделить следующие задачи в решении этой проблемы:
– формировать умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами;
– научить работать с текстом (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации, анализировать её, делать обобщения и выводы);
– вырабатывать навыки создания новых текстов, повышать творческий потенциал учащихся, словесно-логического мышления.
При решении выше указанных задач можно использовать такие педагогические технологии, как: технологию проблемного обучения, которая позволяет всесторонне и гармонично развивать ребёнка; технологию уровней дифференциации на основе обязательных результатов, позволяющую отработать образовательные стандарты, предупредить неуспеваемость; технологию проведения учебных дискуссий, позволяющую развивать навыки публичного выступления; технологию личностной ориентации (обучение в сотрудничестве развивает взаимоответственность, способность обучаться в силу собственных возможностей при поддержке своих товарищей); проектную технологию, которая позволяет повысить и углубить интерес детей; развивает творческие способности учащихся путем формирования компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, критического мышления; помогает школьникам приобрести исследовательские и коммуникативные умения, навыки работы с большим объемом информации; информационно-коммуникационные технологии активизируют психические процессы учащихся: память, внимание, восприятие; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, формируют информационную культуру.[Горбич О.И. Педагогические технологии в преподавании русского языка: Учебно-методическое пособие / О.И.Горбич.-Москва: ВК, 2012. – 144 с.]
Чтобы сформировать у учеников речевую компетенцию, научить их мыслить самостоятельно, недостаточно наполнить урок русского языка коммуникативными упражнениями. Важно предоставить учащимся возможность решать проблемы, рассуждать над возможными путями решения этих проблем с тем, чтобы дети акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык формировал и формулировал эту мысль. Но в процессе социализации на современных школьников оказывают огромное влияние средства массовой информации, использование новейших гаджетов, интернета. И многие дети теряют интерес к чтению. А ведь социализация личности ребенка – процесс сложный и многогранный. Современная жизнь отучает детей думать и оценивать окружающую действительность самостоятельно. А одно из условий ФГОС – это интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся на всех ступенях обучения, формирование языковой культуры школьников, умение думать, грамотно и хорошо говорить в разных условиях общения. Поэтому каждому учителю необходимо искать эффективные способы и средства, которые работали бы на формирование речевой компетенции[].
Основным направлением в формировании речевой компетенции учащихся является ориентированность на текст. Комплексная работа с текстом в структуре современного урока становится необходимым условием для эффективного формирования знаний, умений и навыков и делает процесс обучения увлекательным.
Наиболее результативными являются следующие формы и методы организации работы с текстом:
– комплексный анализ текста;
– работа с текстом при подготовке к написанию сочинения-рассуждения;
– анализ текста при работе над типами речи;
– сопоставительный анализ текстов;
– письмо по памяти;
– лингвистический эксперимент;
– работа с «деформированным» текстом;
– составление текста по опорным словам.
Такой вид работы как комплексный анализ текста дает положительные результаты. Комплексный анализ текста развивает у учащихся языковое чутье, способствует устранению грамматических, стилистических и речевых ошибок, значительно углубляет стилистико-семантическое восприятие произведений художественной литературы и формирует нравственные качества школьников. Основные организационные формы комплексного анализа текста:
- коллективная работа класса (ученики прослеживают развитие мысли в тексте);
- один из этапов подготовки к изложению или устному пересказу текста – комплексный анализ его в форме коллективной работы класса;
- одна из форм самостоятельной работы учащихся;
- одна из форм проверки знаний, умений и навыков учащихся на экзаменах.[1]
На примере художественных текстов повышается пунктуационная грамотность, орфографическая, отрабатываются речевые навыки учащихся. Ребята лучше чувствуют красоту художественного слова, их собственные творческие работы становятся ярче, выразительнее, эмоциональнее. Особенно это заметно на уроках литературы. Главный результат работы, которую выполняет школьник в процессе анализа текста, – это умения самостоятельно понять замысел текста, объяснить те приемы и средства, которыми автор достигает реализации своего замысла, объяснить влияния грамматических и стилистических средств выразительности для создания художественного образа, сочинить собственные тексты, адекватные заданной речевой ситуации. Проводятся следующие виды языкового разбора в процессе комплексного анализа текста: фонетический, лексический, морфемный, словообразовательный и этимологический, морфологический и синтаксический, стилистический.
Для работы по формированию речевой компетенции учителю необходимо развитие всех навыков, что бы работать вместе сообща, слышать и слушать друг друга в социуме – этому необходимо учить детей. Потому что трудности с социализацией в обществе есть и у «обычных» детей и прежде всего, отсутствие коммуникативных навыков. Именно эти навыки служат основой разнообразных возможностей социализации. Коммуникации и, соответственно, навыки взаимопонимания и взаимодействия сами собой не появляются. Их надо прививать, воспитывать и развивать в микросреде.
Таким образом, главная цель педагогической деятельности – формирование языковой и речевой компетентностей учащихся на основе коммуникативно-деятельностного подхода к процессу обучения, позволяющих на практическом уровне овладеть русским языком. Педагог должен обучать родному языку в тесной связи с нравственным воспитанием, прививать любовь к своим близким, к своей стране через языковую среду. Умение грамотно выстроить свою речь на высоком уровне возможно, если есть понимание и знание того, как с помощью разнообразных лексических и грамматических средств языка отражается окружающий нас мир, выражаются наши мысли и чувства. Как нужно пользоваться этими средствами, чтобы быть понятным окружающими, и как правильно понять смысл обращённой к тебе речи.
В настоящее время для педагога особенно важно пробудить интерес к звучащему слову, научить детей почувствовать его истинный и вкус. Для развития речи детей очень важно, чтобы они постоянно слышали образцы правильной красивой речи как письменной, так и устной – это могут быть художественные тексты, это могут быть записи выступлений артистов и, конечно же, речь самого учителя.
Лина Павлова «Родной язык»
Благодарю я прежние эпохи,
Ученых и поэтов и народ
За тот язык, что мне вы подарили
И сохранили в самый страшный год!
Благодарю я мать, что мне читала
И, раскрывая каждой сказки смысл,
Она ошибки детства исправляла
И пробуждала к жизни мою мысль.
Благодарю я Куприна, Толстого,
Тургенева и Чехова всегда,
Что мой родной язык обогащали
И поддержали в трудный час меня.
И если в напасть, в годы лихолетья,
Не опустилась я еще до дна,
И если к людям сердце не закрыла,
Заслуга книги то, она моя судьба!
И не имея часто даже хлеба,
Я раскрывала слабою рукой
Своих друзей, проводников,
И время переносило в мир меня иной.
Родная речь, родной язык любимый,
Мы силу черпаем в тебе во все века.
Ты, наша драгоценность, наша сила,
И роль играешь в жизни маяка!
[3.]
Таким образом, формирование речевой компетенции на уроках русского языка и литературы – непрерывный процесс, он подразумевает применение различных методов и приёмов, которые способствуют развитию умения говорить правильно, бегло и динамично как в диалоге, так и в виде монолога; хорошо понимать слышимую и читаемую речь, включая умение производить и понимать речь в любом стиле, то есть использовать накопленный языковой материал с целью общения.
Список использованных источников
1.Бельчикова В.П. Единые требования к речевому развитию учащихся. – Самара : СИПКРО, 2009.- 50 с.
- Горбич О.И. Педагогические технологии в преподавании русского языка: Учебно-методическое пособие / О.И.Горбич.-Москва: ВК, 2012. – 144 с
- Педагогический энциклопедический словарь/гл.ред.Б.М.Бим-Бад.-3-е изд.,стер.-Москва: Большая российская энциклопедия,2009. 527 с.
- Стихи о русском языке: стихотворения великих русских поэтов классиков для детей – РуСтих. https://rustih.ru/stixi-o-russkom-yazyke/?ysclid=lue4xi8j8o625931277