автор: Яранцева Екатерина Валерьевна

Преподаватель ГБПОУ “ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ КОЛЛЕДЖ ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ” г. Пермь

Методика организации воспитательного процесса в СПО.

Методика организации воспитательного процесса в СПО.

Яранцева Екатерина Валерьевна, преподаватель.

ГБПОУ (Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение) «Пермский краевой колледж искусств и культуры», г. Пермь. 2018

Сегодня, в современном обществе, появляется необходимость в подготовке творчески развивающейся, активной личности, которая сможет самостоятельно выбрать для себя жизненный путь.

Миссия куратора заключается в том, чтобы сформировать из студенческой группы единый организованный коллектив, который впоследствии смог бы решать учебные, научные, трудовые и другие поставленные перед ними задачи.

Воспитательные функции в ОУ выполняют все преподаватели. Но существенный вклад в воспитательную деятельность вносит куратор студенческой группы. Поскольку его работа сочетает в себе и обучение, и воспитание. Кураторство следует рассматривать как незаменимую и эффективную систему взаимодействия преподавателя и студентов, часть системы учебно-воспитательной работы со студентами.

 

На основе анализа теоретических изысканий ученых и опыта современных педагогов-практиков, определены роли и функции куратора в работе с группой; описаны обязанности куратора и предложен примерный план работы кураторов в вузе.

Значительную роль в воспитательной работе в вузе играет куратор. Поэтому появилась необходимость в уточнении понятия «куратор», его функций, основных направлений работы.

В «Большом толковом словаре русского языка» термин «куратор» трактуется как опекун, попечитель. До 1917 года куратором называли попечителя университета, отвечающего за его работу. В словаре С.И. Ожегова термин «курировать» означает «осуществлять наблюдение и помощь».

По определению Л.М. Васильевой, «куратор студенческой группы – человек, осуществляющий воспитательную деятельность в вузе, являющийся духовным посредником между обществом, профессией и студентом в освоении общей и профессиональной культуры, организующий систему ценностных отношений через разнообразные виды деятельности студенческого коллектива, создающий условия развития каждой личности, защищающий интересы студентов».

Таким образом, куратор – это наставник, помощник, а в современном значении – менеджер, т. е. тот, кто использует внутренние возможности и ресурсы других людей для достижения конкретных целей. Поэтому роль куратора повышается.

Одна из классификации разработана В.П. Зелеевой и описана в статье «Совершенствование работы кураторов студенческих групп»:

1) Куратор – «информатор» ставит своей основной функцией своевременную подачу информации группе, но не вникает в жизнь группы, считая студентов достаточно самостоятельными.

2) Куратор – «организатор» считает необходимым налаживание тесных контактов в группе с помощью каких-либо внеучебных мероприятий, в свои обязанности включает участие старосты, чувствует ответственность за происходящие конфликты в группе и старается включаться в их разрешение.

3) Куратор – «психотерапевт» близко воспринимает проблемы студентов, готов выслушать их откровения, поддержать их, старается помочь советом, оказать психологическую поддержку.

4) Куратор – «родитель» берет на себя родительскую роль и заботу о студентах. Он излишне контролирует, нередко лишает инициативы, берет на себя ответственность в решении личных проблем студентов.

5) Куратор – «приятель» заинтересован в том, чем живет группа, участвует во многих групповых мероприятиях. Студенты принимают куратора как члена группы, уважают его, но отсутствие дистанции может привести к тому, что в критических ситуациях куратору трудно предъявить требования.

6) Куратор – «беззаботный студент» не считает нужным выполнять какие-либо обязанности, нечетко представляет круг своих полномочий. Он только формально считается куратором, нередко не имеет понятия, чем живет группа.

7) Куратор – «администратор» основной своей задачей, с одной стороны, ставит информирование администрации факультета, вуза о пропусках занятий студентами, а с другой – передает студентам требования деканата. Он формально выполняет контролирующую функцию.

 

В каждом из этих типов превалирует одна черта, а для эффективной работы куратора важно оптимальное сочетание всех функций: информационной, социализирующей, психотерапевтической, организационно-коммуникативной, контролирующей, коррекционной, организаторской.

Таким образом, куратор – это наставник, помощник, а в современном значении – менеджер.

 

Функции куратора реализуются в своей работе со студенческой группой в следующих аспектах:

– информирование предполагает ответственность куратора за своевременное получение студентами необходимой им информации относительно учебных и внеучебных мероприятий, в которых они должны принять участие;

– организация предполагает структурирование куратором совместно с участниками внеучебной жизни студенческой группы (посвящения в первокурсники, день факультета, спортивные соревнования и т. д.);

– коммуникация – обеспечение и поддержка благоприятной психологической атмосферы в курируемой студенческой группе; структурирование внутригрупповых отношений; посредничество с кафедрами, деканатом, администрацией университета;

– контроль за посещаемостью и успеваемостью студентов, особенно на младших курсах, контроль за выполнением функций старосты, выбор и переизбрание старосты группы;

– творчество куратора предполагает расширение деятельности в связи с его индивидуальными потребностями и способностями.

 

В целях обеспечения единства обучения и воспитания студентов, повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, усиления влияния профессорско-преподавательского состава на формирование личности к каждой студенческой академической учебной группе прикрепляется преподаватель-куратор.

Основной задачей куратора является воспитание у студентов интереса и любви к профессии, развитию необходимых профессиональных качеств, профессиональной этики, формированию активной жизненной позиции, включающей в себя понимание общественной значимости профессии и ответственности за уровень профессиональных знаний.

Куратор знакомит студентов с организацией учебного процесса, с Законом об образовании, Уставом, Правилами проживания в общежитии, Правилами внутреннего распорядка.

Оказание помощи студентам в организации учебного процесса и самостоятельной работы, направленной на совершенствование самообразования, самоанализа, самовоспитания.

Осуществление контроля за текущей и семестровой успеваемостью, дисциплиной в группе, регулярное подведение итогов.

Куратор первого курса особое внимание должен уделять адаптации студентов к условиям обучения, оказанию помощи в овладении культурой, методами самостоятельной работы.

Куратор направляет свою деятельность на создание в группе организованного сплоченного коллектива, ведет работу по формированию актива группы, создает в группе атмосферу доброжелательности, взаимопомощи, взаимной ответственности, творчества, общественной активности.

Куратор оказывает помощь активу студенческой группы в организационной работе, содействует привлечению студентов к научно-исследовательской работе и развитию студенческого самоуправления.

Привлечение студентов к активной внеаудиторной жизни, участию в вечерах, поездках, клубах по интересам.

Пропаганда здорового образа жизни, информирование студентов о проблемах правонарушений, СПИДа, наркомании, алкоголизма и табакокурения.

Куратор строит свою работу на индивидуальном подходе к студентам, знании их интересов, быта, состояния здоровья.

 

Работа куратора включает в себя следующие направления воспитания студентов:

  • Формирование общечеловеческих качеств, относящихся к нормам гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия и т.п.), привитие культуры поведения и общения, воспитание интеллигентности;
  • Воспитание положительного отношения к труду как к жизненной ценности, воспитание деловых качеств, ответственности, формирование профессионально-педагогической направленности;
  • Воспитание и развитие потребности в здоровом образе жизни, формирование сознательного отношения к семье;
  • Воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни, развитие гражданской и социальной ответственности;
  • Воспитание патриотов России, граждан правового государства, уважающих права и свободы личности, проявляющих межнациональную и религиозную терпимость;
  • Выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала каждого студента, реализация их в разнообразных сферах человеческой деятельности;
  • Приобщение студентов к системе культурных ценностей, отражающих богатство культуры своего народа, общечеловеческих культурных ценностей, формирование потребности в высоких культурных и духовных ценностях;
  • Развитие способности к объективной самооценке, развития чувства самоуважения и уважения к окружающим.

 

Современному обществу нужен высококвалифицированный, конкурентоспособный специалист, способный адаптироваться к быстро изменяющимся условиям труда, легко осваивать новые технологии, умеющий разрешать нестандартные задачи, выходить из трудно разрешимых ситуаций.

Таким образом, куратор – наставник, помощник, а в современном значении – менеджер является важным и незаменимым помощником в становлении высококвалифицированного, конкурентоспособного специалиста.

 

Список литературы

  1. Бабанский Ю. К. Педагогика. М.: Просвещение, 1988.
  2. Теория и практика воспитательных систем / под ред. Л. И. Новиковой. М., 1993.
  3. Андреев В. И. Педагогика высшей школы: инновационно-прогностический курс. Казань: Центр инновационных технологий, 2008.
  4. Зелеева В. П. Совершенствование работы кураторов студенческих групп на диагностической основе. Казань, 2002.
  5. Манузина Е. Б. Педагогическое сопровождение студентов в образовательных учреждениях высшего профессионального образования // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 1 (103). С. 110.

 

Методика организации воспитательного процесса в СПО.