Забелина Ирина Анатольевна
Учитель начальных классов
МОУ СОШ №4
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №7330
Всероссийская педагогическая конференция Всероссийская педагогическая конференция «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе» 
Наименование работы: Трудности в обучении русскому языку детей других национальностей и пути их решения
Свидетельство участника Конференции, бланк: КН №7330


Трудности в обучении русскому языку детей других национальностей и пути их решения (из опыта работы).

 На современном этапе перед педагогами практически каждой школы остро встаёт проблема обучения, так как увеличивается количество детей, для которых русский язык не является родным: таджики, узбеки, армяне, азербайджанцы и другие. Решать эту проблему должен учитель, которому необходимо создать в своём классе комфортные условия для обучения детей разных национальностей.

Всех таких детей традиционно делят на 2 группы:

А) дети – билингвы – дети, свободно говорящие на 2 языках: и на своём родном, и на русском. В семье такого ребёнка тоже разговаривают на обоих языках. Как правило такие дети коммуникабельны, свободно говорят по-русски, грамотно пишут.

Б) дети – инофоны, недавно мигрировавшие в Россию. Такие дети дома слышат только родную речь. Часто не понимают значения многих слов. Уровень владения русским языком ребёнка является недостаточным для наиболее полного понимания учебного материала.

У детей есть одна особенность, которую необходимо обязательно учитывать учителю: закономерность русского языка они воспринимают через призму родного языка и переносят явления родного языка в русскую речь, что часто и приводит к ошибкам. Нельзя говорить о том, что эти дети плохо учатся, нет, конечно, среди них есть умные, талантливые ученики, есть более слабые. Но ошибки, характерные именно для таких детей, встречаются практически у всех.

Для речевого развития данной категории школьников характерны трудности в усвоении фонетики, ограниченный словарный запас и другие недочёты, обусловленные прежде всего ограниченной речевой практикой в сфере русского языка, двуязычием в общении с родителями и родственниками.

Особую трудность представляет категория рода, одушевлённость – неодушевлённость, падежи, правописание безударных падежных окончаний прилагательных и существительных, не различение твёрдости и мягкости согласных.

Задача учителя – преодолеть влияние родного языка, предотвратить эти ошибки, создать условия для успешности своих учеников. Существуют два направления работы:

  1. Социальная адаптация этих учащихся (посещение кружков, обязательное вовлечение этих детей в массовые мероприятия класса и школы, работа с родителями – консультации, привлечение их к жизни класса и школы). Залогом успеха обучения является владение русским языком родителей этих детей.
  2. Создание дополнительного методического материала для работы на уроке и после уроков (карточки по чтению, развивающие игры и т. д.).

Основные принципы методической работы таковы: от речевого опыта к правилу.

Но в рамках классно – урочного обучения практически невозможно создать такие условия для детей, чтобы уровень их знаний по русскому языку активно повышался. Таким образом, возникает необходимость в проведении дополнительных занятий. 

По предложению директора школы Власовой Л. Б., которая прекрасно знает все эти проблемы, был организован кружок по русскому языку для детей других национальностей (с 2022 – 23 учебного года).  Дети занимаются в кружке с согласия родителей.  Сейчас работает две группы (первый год обучения и второй год обучения). Занятия проводятся один раз в неделю в течение всего года.  Программы, разработанные на 4 года, отличаются целостностью, взаимосвязью, постепенным углублением знаний. Но так как дети разного возраста, то при составлении тематического планирования это нужно было учитывать. 1 четверть – изучение живой русской речи (загадки, пословицы, поговорки, фразеологизмы), также синонимы, антонимы, многозначные слова. 2, 3, 4 четверти – больше внимания уделяется правописанию. Много внимания уделяется работе со словом на основе художественных текстов: словарная работа, ударение, определение рода, и т. д. Также используются тексты с речевыми ошибками.

Примеры некоторых заданий.

Задание 1. Прочтите заголовки. Попробуйте (устно) по ним определить, о чем может говориться в каждом из текстов.

  1. «Кто умнее?» (Например, о том, что всех на земле умнее человек, потому что он сделал много важных открытий. Или о том, как два мальчика начали обзываться друг на друга и никак не могли остановиться, а учительница объяснила: умнее тот, кто остановится первым.)
  2. «Новые друзья». (Например, о том, как девочка перешла учиться в другую школу и у неё появилось много новых друзей. Или о том, как мальчик отдыхал летом в лагере и познакомился с ребятами, которые стали его друзьями.)
  3. «Мой четвероногий друг». (Например, о том, как пограничник рассказывает о своей собаке, с которой он вместе несет службу на границе. Или о том, как девочка подобрала на улице котёнка и он стал ей настоящим другом.)

Задание 2. Внимательно послушайте текст.

Утром первоклассник Толя вышел из дома. На дворе была вьюга. Грозно шумели деревья.

Испугался мальчик, стал под тополем и думает: «Не пойду в школу. Страшно…»

Тут он увидел Сашу, стоявшего под липой. Саша жил рядом. Он тоже собрался в школу и тоже испугался.

Мальчики увидели друг друга. Им стало радостно. Они побежали навстречу, взялись за руки и вместе пошли в школу.

Вьюга выла, свистела, но она уже не была страшной.

В. Сухомлинский

Теперь прочтите текст самостоятельно. Подчеркните все отличия второго текста от первого

Утром второклассник Толя вышел из дома. На дворе была вьюга. Грозно шумели кусты.

Испугался мальчик, стал под тополем и думает: «Не пойду в школу. Страшно …»

Тут он увидел Мишу, стоявшего под липой. Миша жил рядом. Он тоже собрался в школу и тоже испугался.

Мальчики поздоровались друг с другом. Им стало радостно. Они побежали навстречу, взялись за руки и вместе пошли в школу.

Вьюга выла, шипела, но она уже не была страшной.

Придумайте заголовок к тексту.

Пример. «Вдвоём не страшно».

Задание 3. Прочтите текст. Выберите из трёх предложенных пословиц те, которые могли бы стать заглавием к данному тексту.

Поспорили однажды заяц и черепаха, кто быстрее лесную поляну обежит.

Черепаха тронулась в путь, а заяц лежит под кустом, посмеивается: «Спеши, спеши, черепаха, всё равно я тебя обгоню». Но пока он так потешался, черепаха — хоть и тихо шла — оказалась у цели. Бросился заяц за нею, да поздно.

Бегать-то он умел, но не знал того, что, лёжа на месте, и от черепахи можно отстать.

Ингушская сказка

Пословицы.

  1. По лежачий камень вода не течёт.
  2. Дорогу осилит идущий.
  3. Не устоять худу против добра.

Задание 4. Переставьте буквы так, чтобы получились слова — названия постельных принадлежностей. Запишите их.

Ушподак — … (подушка).

Волоначка — … (наволочка).

Тыняропс — … (простыня).

Задание 5. Подчеркните слово, которое означает не такой вид растительности, как все остальные слова,

РОЩА ПОЛЕ ЛЕС ДУБРАВА

Задание 6. Внук приехал к бабушке в деревню. Гуляя по деревне, он встретил разных животных, но особенно ему понравились лошади. Придя домой, он рассказал об этом бабушке. «Их там было много-много – …». Закончите речь внука одним словом. (КАРАВАН ТАБУН СТАЯ СТАДО ).

Для подготовки к занятиям используется интернет и дополнительная литература.

В самом начале учебного года и в конце проводится тестирование детей, с целью выявления проблем. 

 

 

Трудности в обучении русскому языку детей других национальностей и пути их решения