Мирошник Татьяна Васильевна
Методист
ФГБОУ СПО «ССК»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №6402
Всероссийская педагогическая конференция «Использование ИКТ в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС» 
Наименование работы: Информационно-образовательная среда колледжа как условие формирования информационной культуры субъектов образования
Свидетельство участника Конференции, бланк: КН №6402


 

Информационно-образовательная среда колледжа 

как условие формирования информационной культуры 

субъектов образования

ФГБОУ СПО «ССК» 

Методист Мирошник Т.В. 

 

Конкурентноспособность на современном рынке труда и успешное вхождение в профессиональную деятельность выпускников  колледжа   в значительной степени определяется уровнем освоения ключевых компетенций. Одной из важнейших ключевых компетенций является информационная, которая выступает составляющей информационной культуры. Понимание сущности информационной культуры предполагает осознание ее как одного из проявлений общей культуры человека. 

Процесс освоения информационной культуры – это длительный процесс постепенного перехода от незнания к знанию, от совершенствования одних умений к проявлению других, от одних личностных и психических свойств и качеств – к другим. Информационное поведение,  с одной стороны, отражает активность личности как познающего субъекта, его умение ориентироваться в информационном поле. С другой стороны, в информационном поведении проявляется степень доступности информационно-образовательных ресурсов, те возможности, которые предоставляются обучающимся и преподавателям учреждением. 

Мы рассматриваем информационно-образовательную среду колледжа как «совокупность современных электронных образовательных и других информационных ресурсов, ориентированных на удовлетворение потребностей субъектов образовательного процесса  и учебно-методическое сопровождение, а также комплекс аппаратно-программных средств хранения, обработки, передачи учебных материалов, обеспечивающих оперативный доступ к ним. Мы поняли, что наши усилия целесообразно сосредоточить на таких направлениях, как создание и пополнение информационно-образовательных ресурсов, развитие технологической базы для использования возможностей локальных и глобальных сетей, предоставление возможностей для информационного взаимодействия обучающихся, преподавателей и педагогов базовых учреждений. 

Одним из важнейших структурных компонентов информационной среды, обеспечивающих эффективную работу с информацией, являются аппаратно-программные средства. В колледже создан  компьютерный класс, приобретены автоматизированные рабочие места оператора и наладчика станков с ЧПУ (токарный имитатор, фрезерный имитатор), АРМ сварщика, АРМ Электромонтера, малоамперный дуговой тренажер сварщика МДТС-Гефест 1М,  закуплено и установлено 21 интерактивная доска, создана локальная сеть внутри колледжа, обеспечен доступ в глобальные сети. Всё это помогает осуществлять автономный и удаленный доступ к информационным ресурсам, обрабатывать информацию, развивать взаимодействие студентов и преподавателей в интересах достижения целей обучения. Многие педагоги колледжа являются участниками сетевых сообществ. 

 

Перед нами стоят новые задачи. Прежде всего – это интеграция всех информационно-образовательных ресурсов в единую систему, разработка новых электронных ресурсов, осуществление телекоммуникационного взаимодействия преподавателей и обучающихся во всех видах профессионально значимой деятельности, внедрение дистанционных образовательных технологий. 

Уже давно стало всем известным фактом, что в современном мире без информационных технологий не обойтись. Специалист практически в любой области должен иметь навыки работы с компьютером, как минимум в качестве пользователя, а в большинстве случаев ещё и владеть специализированными программами. Процесс компьютерной подготовки специалистов в средних профессиональных учебных заведениях условно можно разделить на два этапа: общеобразовательная и профессиональная подготовка. На первом этапе в качестве учебного программного обеспечения выбираются программы, являющиеся наиболее массовыми, стандартизированными. Обучающиеся знакомятся с операционной системой Windows, изучают работу с такими пакетами прикладных программ, как Microsoft Office (Microsoft Word, Microsoft Ехсеl, Microsoft Ассеss, Power Point), MathCad и др. На втором этапе обучения информационные технологии направлены на формирование полипрофессиональных компетенций.

САПР КОМПАС, разработанный российской компанией АСКОН – универсальная система автоматизированного проектирования, предназначенная для автоматизации проектно-конструкторских работ в различных отраслях деятельности. Она успешно используется в машиностроении, архитектуре, строительстве, составлении планов и схем – везде, где необходимо разрабатывать и выпускать графические и текстовые документы. В комплект входят чертёжно-графический редактор КОМПАС-ГРАФИК для плоского черчения и редактор твёрдотельных моделей КОМПАС-ЗD для трёхмерного моделирования.

Знание данных программ будет являться хорошим помощником при освоении специальных дисциплин, дальнейшем трудоустройстве и профессиональной деятельности. Методика обучения, предполагающая активное использование информационно-коммуникационных технологий для решения практикоориентированных задач, позволяет формировать у обучающихся такие профессиональные качества как умение оперативного сбора, обработки, хранения и передачи информации; перенос технологий из одной предметной области в другую; способность к сотрудничеству и взаимодействию с другими людьми, умение работать в составе группы (коммуникативные умения); и т.д. и, самое главное, умение учиться, заниматься самообразованием, использовать информационные технологии для приобретения все новых и новых знаний.

То есть должно быть установлено соответствующее программное обеспечение, предлагаемое в рамках данных дисциплины, а также обучающие, контролирующие программы и тренажеры.

Кроме технического оснащения процесса информатизации необходимо изменение привычных методик обучения, овладение навыками работы на компьютере преподавателями-предметниками, мастерами производственного обучения.

В современных условиях эффективность труда педагога колледжа в большей степени определяется не только уровнем компьютерной грамотности, но и потребностью и готовностью к непрерывному самообразованию в области ИТ. Педагог должен знать особенности информационных потоков своей образовательной деятельности, уметь организовывать поиск  информации из множества источников, структурировать её, систематизировать,  обобщать и представлять в виде понятном обучающимся. Для этого он не только должен сам владеть навыками и умениями использования персонального компьютера, но и обладать информационной культурой. 

Для выявления уровня владения ИКТ педагогических работников в прошлом году было проведено анкетирование, результаты которого показали, что достаточно большое количество педагогов ориентированы на использование ИКТ в своей профессиональной деятельности, но не имеют для этого необходимых навыков владения компьютерными технологиями. Использование информационных технологий изменяет роль преподавателя и обучаемого и их взаимоотношения. Учитель перестаёт выступать перед своими учениками в качестве источника первичной информации.

Наибольший эффект от использования новых информационных технологий в образовательном процессе достигается при использовании информационных и демонстрационных программ, моделирующих программ, обеспечивающих интерактивный режим работы обучаемого с компьютером, экспертных систем для диагностики уровня обученности.

Функции преподавателя в учебном процессе с применением информационных технологий – это отбор материала, заданий, разработка форм предоставления информации для студентов, контроль процесса обучения и контроль знаний.

 

СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ   ИТ 

В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Направления педагогической деятельности Функции, подлежащие автоматизации или требующие особых способов сбора, обработки, хранения или предоставления информации
Социально-педагогическая 

деятельность

Формирование программ социальной и адресной помощи детям и подросткам, картотека семей «группы риска»
Правозащитная 

деятельность

Систематизация нормативно-правовой и методической документации, предоставление информации об изменениях в нормативно-правовой базе
Профилактическая

деятельность

Ведение архивов, картотек, статистика, подготовка материалов социальной рекламы
Образовательно-воспитательная 

деятельность

Формирование образовательных программ, единого информационного пространства, мониторинг детей и подростков «группы риска»
Учебно-методическая деятельность Создание учебно-методической продукции, системы контроля знаний, умений, навыков
Диагностическая 

деятельность

Поиск и проектирование методов психолого-педагогической диагностики, мониторинг динамики развития
Культурно-просветительская 

деятельность

Использование каталогов и поисковых систем Интернет
Информационно-образовательная среда колледжа как условие формирования информационной культуры субъектов образования