Батанина Юлия Николаевна
учитель-логопед
МАДОУ Детский сад «Берёзка» с.Зилаир
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №6406
Всероссийская педагогическая конференция «Внедрение и реализация федеральной образовательной программы в практике работы дошкольных учреждений»
Наименование работы: Массажный мяч в коррекционной работе
Свидетельство участника Конференции, бланк: КН №6406


Массажный мяч в коррекционной работе 

Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, 

а умелые руки способствуют 

развитию мозга.

 И. Павлов

Известно, что речевые способности зависят не только от артикуляционного аппарата, но и от развития мелкой моторики пальцев. В. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Регулярные упражнения по тренировке мелкой моторики являются мощным средством для формирования речи. 

Одно из важнейших условий всестороннего полноценного развития ребенка – хорошо сформированная речь. Чем она правильнее, тем легче малышу выразить свои мысли и тем шире его возможности в познании окружающей действительности. Другими словами, от степени развития тонких движений пальцев напрямую зависит речевое развитие ребенка. Эта идея научно обоснована учеными, занимающимися изучением деятельности детского мозга и психики. По мнению известного исследователя детской речи М. Кольцовой, «движения пальцев рук исторически в ходе развития оказались тесно связанными с речевой функцией». Способом общения первобытных людей были жесты. С их помощью развивался первичный язык. Развитие функций руки и речи шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук. 

Форм работы по развитию мелкой моторики очень много. Остановимся подробнее на одной из них. Каждый малыш с раннего возраста знаком с мячом. Выбор мячей сегодня достаточно разнообразен. Больше всего ребенка привлекают яркие, прыгучие, легкие мячи. Игры с ними помогают не только заинтересовать малышей, но и развивают:

  • внимание, 
  • воображение,
  • умение быстро находить правильный ответ,
  • общую и мелкую моторику, 
  • ориентировку в пространстве.

Мяч является незаменимым средством в коррекционной работе учителя-логопеда. В своей работе мы используем массажный мяч (ёжик) – эффективное средство развития кистей рук ребенка, движений его пальцев, разработки мышц. Ребристая игольчатая поверхность мягко воздействует на нервные окончания, благодаря чему улучшается приток крови и активизируется кровообращение.

Катая мяч в руках, ощущается прилив тепла и легкое покалывание, так как на ладонях имеется много биологически активных точек, воздействие на которые улучшает работу всего организма. Во время таких занятий важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Тактильные ощущения способствуют нормализации мышечного тонуса, стимуляции речевых областей в коре головного мозга, благодаря чему происходит коррекция произношения, снятие эмоционального напряжения.

Расскажем о некоторых упражнениях, которые мы выполняем с нашими воспитанниками. Перед занятием полезно проводить разминку с массажным мячом, поскольку она привлекает внимание, стабилизирует нервные процессы, улучшает эмоциональное состояние ребенка, и активизирует обучение.

Упражнения на развитие фонематического слуха

«Мяч кидай, звук называй». Задача – определить и назвать первый звук в слове. 

«Мяч друг другу мы кидаем, громко слово называем» – назвать слово на заданный звук.

«Мяч лови, лишнее слово назови» – определить лишнее слово, в котором нет заданного звука (санки, сапоги, шум, сова).

Сочетая массажные движения со стихотворениями, задаем ритм, запускаем процессы запоминания, отрабатываем четкое произношение. 

«Мяч»

Я мячом круги катаю,

Взад – вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

Совершенствование лексико-грамматических категорий. «Один – много». Педагог катит мячик ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью мяч, откатывает назад, называя существительные во множественном числе (дом – дома). Аналогично проводятся упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот».

«Мяч бросаю, не зевай – одним словом называй» – назвать обобщающим словом предложенные слова.

Совершенствование навыков пространственной ориентации, развитие памяти, внимания: упражнения «Справа, слева я стучу – перепутать не хочу», «Слушай и запоминай, повторяй и выполняй».

Ю. Батанина учитель – логопед

МАДОУ Детский сад «Берёзка», с.Зилаир,

 Зилаирский район, Республика Башкортостан

Массажный мяч в коррекционной работе