Сипакова Анна Владимировна
Воспитатель
ГДОУ ЛНР «Беловодский ясли-сад №2 «Радуга»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №6412
Всероссийская педагогическая конференция «Внедрение и реализация федеральной образовательной программы в практике работы дошкольных учреждений»
Наименование работы: Организация познавательной деятельности дошкольников через использование палочек Кюизенера
Свидетельство участника Конференции, бланк: КН №6412


На   современном   этапе   развития   общества   происходят   изменения   и   в   системе

дошкольного   образования.  Задача   современного   дошкольного   образования   —   не

просто количественное накопление у детей знаний, а в первую очередь развитие у них

познавательного   интереса,   стремления   к   творческому   поиску.   В   связи   с   этим   в

педагогическом процессе особую роль начинают играть нестандартные дидактические

средства. 

На   современном   этапе   развития   общества   происходят   изменения   и   в   системе

дошкольного   образования.  Задача   современного   дошкольного   образования   —   не

просто количественное накопление у детей знаний, а в первую очередь развитие у них

познавательного   интереса,   стремления   к   творческому   поиску.   В   связи   с   этим   в

педагогическом процессе особую роль начинают играть нестандартные дидактические

средства. 

На   современном   этапе   развития   общества   происходят   изменения   и   в   системе

дошкольного   образования.  Задача   современного   дошкольного   образования   —   не

просто количественное накопление у детей знаний, а в первую очередь развитие у них

познавательного   интереса,   стремления   к   творческому   поиску.   В   связи   с   этим   в

педагогическом процессе особую роль начинают играть нестандартные дидактические

средства. 

  Наблю

На   современном   этапе   развития   общества   происходят   изменения   и   в   системе

дошкольного   образования.  Задача   современного   дошкольного   образования   —   не

просто количественное накопление у детей знаний, а в первую очередь развитие у них

познавательного   интереса,   стремления   к   творческому   поиску.   В   связи   с   этим   в

педагогическом процессе особую роль начинают играть нестандартные дидактические

средства

На   современном   этапе   развития   общества   происходят   изменения   и   в   системе

дошкольного   образования.  Задача   современного   дошкольного   образования   —   не

просто количественное накопление у детей знаний, а в первую очередь развитие у них

познавательного   интереса,   стремления   к   творческому   поиску.   В   связи   с   этим   в

педагогическом процессе особую роль начинают играть нестандартные дидактические

средства

На   современном   этапе   развития   общества   происходят   изменения   и   в   системе

дошкольного   образования.  Задача   современного   дошкольного   образования   —   не

просто количественное накопление у детей знаний, а в первую очередь развитие у них

познавательного   интереса,   стремления   к   творческому   поиску.   В   связи   с   этим   в

педагогическом процессе особую роль начинают играть нестандартные дидактические

средства

На   современном   этапе   развития   общества   происходят   изменения   и   в   системе

дошкольного   образования.  Задача   современного   дошкольного   образования   —   не

просто количественное накопление у детей знаний, а в первую очередь развитие у них

познавательного   интереса,   стремления   к   творческому   поиску.   В   связи   с   этим   в

педагогическом процессе особую роль начинают играть нестандартные дидактические

средства

На   современном   этапе   развития   общества   происходят   изменения   и   в   системе

дошкольного   образования.  Задача   современного   дошкольного   образования   —   не

просто количественное накопление у детей знаний, а в первую очередь развитие у них

познавательного   интереса,   стремления   к   творческому   поиску.   В   связи   с   этим   в

педагогическом процессе особую роль начинают играть нестандартные дидактические

средства

Сипакова Анна Владимировна

Организация познавательной деятельности дошкольников через использование палочек Кюизенера

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста с учетом сензитивных периодов развития – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Одним из путей развития интеллектуальных способностей дошкольников является активное использование счётных палочек Кюизенера. Основные особенности этих дидактических материалов – абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Данный дидактический материал является средством для развития произвольного внимания, памяти, формирования умения анализировать, сравнивать, объединять признаки и свойства. В играх с этим материалом развивается творческое воображение и пространственное мышление.

Моя работа по использованию данной методики по формированию элементарных математических представлений детей дошкольного возраста направлена ​​на развитие мышления, памяти, внимания ребенка, умения вести себя в разных жизненных ситуациях.

На мой взгляд, методика Кюизенера способствует развитию детского творчества, развитию фантазии и воображения, познавательной активности, также развивает социальные навыки и умения, дети учатся работать в коллективе.

Свою работу с палочками Кюизенера я начала с ребятами  средней группы с того, что сначала мы просто рассматривали разноцветные полоски, изготовленные собственноручно, делили их по цвету, длине. Выкладывали фигурки, сначала используя прием наложения, затем выкладывали по образцу, по указаниям, считали. Выполняя такие игровые упражнения с ребятами  как «построить красные дорожки» или «поезд с голубыми вагонами», «желтые заборчики», дети имели возможность называть и различать цвет, закрепляли количественный и порядковый счет. Со временем я начала использовать игровые упражнения, сочетая два признака: цвет и величину. Например: для большого медведя строим синюю широкую дорожку, а для маленького – красную, узкую. Дети с удовольствием выкладывали цветные коврики, лесенки, не подозревая, что начинают знакомиться с составом числа, порядковым счетом, усваивая умение добавлять и отнимать числа. Использование палочек Кюизенера позволило развить у моих воспитанников представление о числе.

Дидактические игры с использованием палочек Кюизенера, я применяю в совместной и самостоятельной деятельности, предшествующих занятиям по математике, развитию речи, окружающему миру, конструированию.

Предлагаю детям упражнения в игровой форме. Это основной метод обучения, позволяющий наиболее эффективно использовать полоски и палочки. Занятия с палочками провожу систематически: индивидуальные упражнения чередую с подгруппой детей. Подбирая упражнения, стараюсь разнообразить варианты задач,  например: составление «поездов» одинаковой длины из двух, трех, четырех и т. д. «вагонов», измеряя одной и той же палочкой – условной меркой. Подбор упражнений осуществляю с учетом возможностей детей, уровня их развития, интереса к решению интеллектуальных  и практических задач.

Во время занятий по ФЭМП я использовала разнообразные игры и упражнения: «Змейка», «У кого больше», «Разноцветные вагончики», «Столбики», «Сушим полотенца», «Лестница высокая и низкая» «Дом и мебель для куклы», «Подбираем к домику крышу» и другие. Интересными для детей были занятия: «Знакомьтесь, я волшебная палочка», «Путешествие на остров», «Путешествие в сказочный лес», «Волшебные палочки», «Путешествие разноцветных палочек по группе», «Бусы для осени».  

Также я использую подвижные игры с цветными палочками, которые очень нравятся малышам и приучают их к работе парами и подгруппами.

            В старшей группе для достижения поставленных целей по ФЭМП я использовала  следующие упражнения: «Волшебная лестница», «На сколько?», «Как говорят числа?», «Кондитерский магазин», «Как растут числа?», «Палочки можно добавлять » «Аптека», «Палочки можно отнимать», «Поздравительные открытки», «Жмурки», «Строители», «Как растут дома из чисел?», «Измерь дорожку шагами» и множество других. При выполнении данных упражнений дети учатся строить последовательно ряд из цветных палочек по длине, сравнивают числа и составляют их из двух меньших, закрепляют понятия «длиннее», «короче», «больше», «меньше», упражняются в умении пользоваться знаками «< », «>».  Ребятам  интересно увеличивать и уменьшать числа на единицу, называть «соседей» данного числа, сравнивать смежные числа, ориентироваться в пространстве (понятия «влево», «вправо»), овладевать действиями вычитания и сложения, понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно, развивать  умение устанавливать логическую связь и закономерность, формировать навыки самоконтроля.

Провела с детьми интересные занятия – путешествия: «Ежик едет в гости к малышам», «В гости к оранжевой палочке», «Интересное путешествие», «Необычная змейка», «Волшебные превращения веревки», «Маленькие архитекторы», «Цветные палочки, стройтесь», «Математический магазин» «Аптека».

В целях закрепления знаний в своей работе использую разнообразные  демонстрационные материалы: предметные и сюжетные картинки, игрушки, художественно-языковые (загадки, забавы, сказки). Сделать много открытий, достичь результата мне помогли альбомы: «Волшебные дорожки», «Дом с колокольчиком», «На золотом крыльце», дидактические сказки «Улица разноцветных палочек», «Сказочный город». Очень важна комплектация дидактического набора: набор цветных палочек Кюизенера, дидактические игры, комплекты иллюстрированного материала (комплект корректурных таблиц), методические пособия, методические советы по использованию комплектов игр и упражнений.

Эффективное применение палочек Кюизенера дало мне возможность решить следующие задачи:

  • Познакомить малышей с определением числа (различать и классифицировать по цвету).
  • Познакомить с определением величины, длины, высоты, ширины.
  • Познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда  в пределах десяти.
  • Усвоить цифры в пределах десяти.
  • Познакомить с составом числа (из единиц двух меньших чисел).
  • Усвоить отношение между числами (больше-меньше, больше – меньше на… , столько же).
  • Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
  • Развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже, левее, вдоль и др., усваивать понятия «между», «каждый», «одна из…», «быть не голубого цвета», «иметь одинаковую длину») и т. д.).
  • Развивать логическое мышление, память, внимание.
  • Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении целей и задач.

Следовательно, результат есть и, по моему мнению, проделанная работа еще раз доказывает эффективность использования этой методики. Кроме того, я пришла к выводу, что при использовании методики Кюизенера, новый материал по ФЭМП усваивается гораздо лучше, эффективнее. Все вышеизложенное свидетельствует о том, что использование методики Кюизенера  является формой организации образовательного процесса, способствующего более полному и целенаправленному усвоению знаний.

Организация познавательной деятельности дошкольников через использование палочек Кюизенера