Малышева Инна Владимировна - Воспитатель,
Лещенко Наталья Петровна - Воспитатель
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 105, г. Ангарск
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №7414
Всероссийская педагогическая конференция Всероссийская педагогическая конференция «Дошкольное образование: педагогический поиск» 
Наименование работы: Региональный компонент в организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ для детей с ОВЗ.
Свидетельство участника Конференции, бланк: КН №7414


 

Тема: Региональный компонент в организации

развивающей предметно-пространственной среды ДОУ 

для детей с ОВЗ.

 

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека, это время первоначального становления личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребенка, благоприятный период для потенциальных возможностей развития нравственно – патриотических чувств, именно в этот возрастной период очень важно посеять и вырастить в детской душе семена любви к родному краю. 

Краеведение в дошкольном учреждении является одним из источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования нравственных качеств, оно раскрывает связи родного города и края с Родиной.

Задача педагогов воспитать подрастающее поколение патриотами своей Родины, научить их любить свою страну и родной край, гордиться ими. 

Необходимо дать детям понимание того, что великая страна начинается с малой Родины – с того место, где ты родился и живешь. Если ребенок знает историю своего города и края, интересуется, чем он живет сейчас и хочет стать частью происходящих в нём событий, то он вырастет настоящим патриотом не только малой Родины, но и большой, великой страны под названием – Россия.

В каждом уголке нашей стране найдется необходимое содержание для нравственного и патриотического воспитания дошкольников, в каждом месте свои природа, традиции, быт, история, достопримечательности, памятные места, народное творчество, талантливые люди.

Федеральные государственные образовательные стандарты рассматривают учет регионального компонента, как необходимое условие вариативности дошкольного образования, таким образом, организация развивающей предметно-пространственной среды (РППС) в соответствии с культурными традициями родного края, является необходимым условием воспитания любви к Родине, гордости за нее, культуры поведения в обществе. 

РППС должна быть организована таким образом, чтобы ребенок с ОВЗ имел возможность реализовывать себя в разнообразных видах деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, конструирования, восприятия художественной литературы и фольклора, художественно-эстетической, музыкальной, двигательной, трудовой) совместно со сверстниками и индивидуально. 

Для реализации коррекционной работы, с учетом ФГОС ДО, необходимо сконструировать многоуровневую среду, обогатить ее элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную и двигательную деятельность детей с ОВЗ.  

Нами было соблюдено обязательное условие в создании РППС с учетом регионального компонента, это её организация в соответствии с требованиями ФГОС ДО, где четко прослеживаются все пять образовательных областей:

  • Социально-коммуникативное развитие;
  • Познавательное развитие;
  • Речевое развитие;
  • Художественно-эстетическое развитие;
  • Физическое развитие.

   В группах были предусмотрены и созданы условия для совместной деятельности детей и взрослого, самостоятельной деятельности детей с учетом их особенностей развития, коррекции недостатков, индивидуальности, склонностей, интересов и уровня активности, а также, с учетом интеграции образовательных областей.

РППС даже с уклоном на региональный компонент-это специфическое для каждой группы детей с ОВЗ образовательное оборудование, материалы, мебель и т.п. в сочетании с определенными принципами создания и разделения пространства организации группы, именно поэтому, при организации РППС нами были учтены все требования к её созданию: содержательность и насыщенность, трансформируемость, вариативность, полифукциональность, доступность, безопасность.

В нашем ДОУ наполняемость РППС организована в соответствии с реализацией регионального компонента и направлена на изучение природных, социокультурных, экономических, национальных особенностей города, региона.

В группах старшего дошкольного возраста для детей с нарушениями зрения и речи, нами были созданы (организованы) не просто традиционные центры активности с учетом необходимых требований к содержанию, материалам и оборудованию, все эти центры были оснащены и актуализированы с учётом регионального компонента.

ЦЕНТР КНИГИ. В центре представлена небольшая библиотека сибирских писателей и поэтов и их произведений для детей. В библиотеке представлены книги и портреты: Марка Сергеева, Анатолия Горбунова, Василия Стародумова, Софьи Бунтовской, Валентина Распутина и других. Имеется подборка журналов «Сибирячок», создателем и идейным вдохновителем познавательного журнала для детей является замечательный детский писатель, поэт – Марк Давидович Сергеев.

В процессе ознакомления с художественными произведениями, повышается познавательная активность детей, обогащаются их представления о мире природы, истории родного края. 

Очень близки детям и сибирские сказки о животных, в процессе чтения которых, происходит обогащение представлений детей о животных сибирской тайги и Байкала, В произведениях дети знакомятся с сибирской лексикой и национальными традициями и обычаями, названиями известных  сибирских сёл, деревень, городов, рек. 

Один раз в квартал нами оформляются передвижные тематические выставки, тематика разнообразна: «Времена года в произведениях сибирских писателей и поэтов», «Сибирские сказки о животных», «Экологически чистые сказки Байкала», «Иркутские писатели – детям».

ЦЕНТР «НАУКИ». Дети – прирожденные исследователи, активно собирающие информацию об окружающем мире. Они пытаются понять мир через наблюдения и экспериментирование с окружающими предметами. Работая с детьми по тематическим блокам в Центре «Науки», мы также учитываем региональный компонент. 

Совместно с детьми создали макеты региональной тематики: «Животный и растительный мир Байкала», Имеется подборка полезных ископаемых родного края – «Самоцветы Прибайкалья», гербарии растений, произрастающих в нашем регионе. 

Недавно мы все отметили 60-летие со дня первого полёта человека в космос. В Центре «Науки» оформили тематическую выставку, посвященную Дню космонавтики, создали вместе с детьми макет солнечной системы, а региональный компонент был обозначен нами в портретах известных космонавтов Иркутской области, таких как: Александр Полещук, Анатолий Иванишин,  и знакомством с их биографией и достижениями в космонавтике.

Реализуя задачи программы дополнительного образования детей – «Народы Прибайкалья», по данному направлению, организовали Центр Краеведения «Моё Прибайкалье». Центр представлен разделами: «Русская культура в Сибири», «Буряты – коренные жители Прибайкалья», «Тофалары – «оленный» народ», «Эвенки – коренные жители Прибайкалья». Каждый из представленных разделов оснащён предметами быта, элементами украшений, этническими музыкальными инструментами (варган), предметами шаманизма (бубны, колотушки), макетами юрты и чума, различным познавательным материалом. Совместными усилиями создан мини – музей «Национальная одежда коренных народов Прибайкалья».

Используя электронные образовательные ресурсы, для ознакомления детей с историей и культурой родного края, нами разработана картотека видеофайлов и презентаций, интерактивных экскурсий и игр различной тематики. 

ЦЕНТР РАЗВИВАЮЩИХ ИГР содержит материал на формирование лексико – грамматических категорий, фонематических представлений, дидактические игры по темам: «Одень Эржену», «Укрась унтик», «Животные Байкала перепутали квартиры».

ЦЕНТР ИСКУССТВА. В центре имеются портреты известных и заслуженных деятелей искусства Иркутской области: музыкантов, хореографов, драматургов, кинорежиссёров. Дети имеют возможность познакомиться с биографией и творчеством наших земляков: талантливым драматургом Александром Вампиловым, известным кинорежиссёром Леонидом Гайдаем, пианистом-виртуозом и учредителем Всероссийского конкурса юных талантов «Синяя птица» – Денисом Мацуевым.

ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА. В Центре Творчества дети осваивают, не только различные формы творческой изобразительной деятельности с разнообразными изобразительными материалами и пособиями, техниками исполнения, но и отражают свои впечатления об окружающем, социальном, растительном и животном мире. 

С учётом регионального компонента нами были оформлены тематические выставки поделок и рисунков детей: «Животные Сибири», «Байкал-Жемчужина Сибири», «Времена года глазами детей». Оформлен вернисаж, посвящённый творчеству иркутского художника – пейзажиста – Анатолия Костовского.

ЦЕНТР КОНСТРУИРОВАНИЯ И АРХИТЕКТУРЫ. 

Конструктивная деятельность оказывает положительное влияние на формирование игровой деятельности детей, так как сооружая постройки из разных строительных материалов, дети создают что-то новое, интересное, подбирают нужный материал для своей конструкции и с удовольствием играют со своей постройкой.

 В рамках программы по конструированию мы знакомим детей не только с разнообразием материалов для конструирования, разноплановостью построек, но и с архитектурными достопримечательностями Иркутской области, например: «Дом архитектора Кузнецова», «Усадьба Михеева», дома купцов и меценатов. 

Вместе с детьми мы совершили виртуальную экскурсию в Архитектурно-этнографический музей деревянного зодчества «Тальцы», и сконструировали макет музея.

ЦЕНТР ДВИЖЕНИЯ. Оснащен всем необходимым материалом, пользуется популярностью у детей, поскольку реализует и стимулирует их потребности к двигательной активности. Для повышения мотивации детей к занятиям физкультурой и спортом мы также использовали региональный компонент. Центр «Движения» периодически оформляется и пополняется портретами известных спортсменов Иркутской области, например, наших золотых медалисток – гимнасток Дарьи Дмитриевой, Оксаны Костиной. Дети знакомятся с биографией региональных спортсменов, с ними проводятся беседы о победах и достижениях в спорте.

По итогам продолжительной по времени и обстоятельной по содержанию работы по организации РППС с учётом регионального компонента были достигнуты следующие результаты:

  • Проявление инициативности, познавательной активности в совместной и самостоятельной деятельности воспитанников при ознакомлении с историей, традициями и культурой Сибирского региона с учетом обогащения РППС. 
  • Преобразование РППС с учетом регионального компонента позволило не только расширить представления детей о родном крае, но и повысить степень заинтересованности детей Центрами активности.

Представления, полученные в ходе реализации регионального компонента в разных Центрах активности, помогут воспитанникам с ОВЗ усвоить личностные и социальные качества, которые будут положительно характеризовать их на следующих этапах развития.

Региональный компонент в организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ для детей с ОВЗ.