Опыт работы Ашмарина А.А.
воспитателя МБДОУ д/с №49,
г. Североморск, 2025г.
«Современные методы и приёмы в работе с детьми старшего дошкольного возраста в развитие математических способностей через игровую деятельность»
„Математика — это ключ и дверь ко всем наукам.“
Галилео Галилей
Математика обладает уникальным развивающим эффектом. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Все эти качества пригодятся детям, и не только в обучении математики. Поэтому математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования.
Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Игра и учеба – две разные деятельности, между ними имеются качественные различия. Справедливо замечено еще Н.К. Крупской, что «школа отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребенку подход к любой деятельности методами взрослого человека. Она недооценивает организационную роль игры. Переход от игры к серьезным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается ничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы».
В связи с этим мною была выбрана тема самообразования: ” Современные методы и приёмы в работе с детьми старшего дошкольного возраста в развитие математических способностей через игровую деятельность “.
Цель работы: Создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством через использования игр в различных видах деятельности.
Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:
– формировать представления детей о свойствах и отношениях объектов через занимательные математические игры;
– способствовать проявлению исследовательской активности детей в самостоятельных играх, стремлению к развитию игры и поиску результата оригинальными действиями;
– создать условия для формирования интереса к математике у детей;
– создать благоприятные условия для развития математических способностей через игровую деятельность.
Можно выделить следующие особенности занимательных игр предлагаемые детям для усвоения математических представлений.
- Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.
- Игра также является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств.
- Все психологические новообразования берут начало в игре.
- Игра способствует формированию всех сторон личности ребенка, приводит к значительным изменениям в его психике.
- Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов.
Методы исследования:
- изучение, анализ литературных источников и обобщение педагогического опыта по проблеме исследования;
- наблюдение за детьми;
- диагностика учебной деятельности;
- анализ полученных результатов.
Методы обучения:
- практические;
- наглядные;
- словесные.
Приоритетное место отводилось практическим методам:
- игра;
- упражнение;
- игра – ситуация.
Если ребенку непонятно, трудно – он теряет интерес. Моя задача состоит в том, чтобы построить работу с детьми так, чтобы им было интересно. А что интересует ребенка – дошкольника? Конечно игра.
Поэтому формирование математических способностей будет более эффективным, если использовать в различных видах деятельности дошкольников игры.
Современные требования к развивающему обучению в период дошкольного детства ставят необходимость использования таких форм игровой деятельности, при которых сохранялись бы элементы познавательного, учебного и игрового общения.
Использование математических игр в различных видах деятельности определяется их значимостью в более прочном и осмысленном усвоении математических знаний детьми, формировании переноса этих знаний в повседневную деятельность.
Успех зависит во многом от желания ребенка познавать, поэтому его необходимо заинтересовать. А самое интересное – это познавательно-исследовательская деятельность посредством использования игрового занимательного материала. Задачи, задачи-шутки, головоломки, дидактические игры и упражнения помогают детям быстрее усваивать большой объем знаний. Они развивают умственные способности детей: память, образное и логическое мышление, творческие способности, фантазию, воображение, конструктивное мышление.
Дидактические игры и игровые упражнения – наиболее известные и часто применяемые в современной практике дошкольного воспитания виды занимательного математического материала.
Дидактическая игра (игра обучающая) – это вид деятельности, занимаясь которой дети учатся. Это является утвержденным в педагогической практике и теории средством для расширения, углубления и закрепления знаний. Кроме того, дидактическая игра, как и каждая другая игра, представляет собой самостоятельную деятельность, которой занимаются дети. Она может быть индивидуальной и коллективной.
Дидактические игры относятся к виду “игр по правилам”. Основное назначение дидактических игр – упражнения детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений и т. д. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических представлений детей (количественных, пространственных, временных).
Особая роль дидактических игр в обучающем процессе определяется тем, что игра делает сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволяет ребенку получить собственный опыт.
Результатами обучения математике являются не только знания, но и определенный стиль мышления. Необходимо помнить, что формирование и развитие логических структур мышления должно осуществляться своевременно. Упущения здесь трудновосполнимы. Психологией установлено, что основные логические структуры мышления формируются приблизительно в возрасте от пяти до одиннадцати лет.
В формировании у детей математических представлений широко используются и занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. Они отличаются от типичных учебных заданий и упражнений необычностью постановки задач (найти, догадаться, неожиданностью преподнесения ее от имени какого-нибудь литературного сказочного героя (Буратино, Чебурашка). Назначение их – упражнять детей с целью выработки умений, навыков. Упражнение проводит воспитатель (дает задание, контролирует ответ, дети при этом менее самостоятельны, чем в дидактической игре.
Игровые упражнения уменьшают степень нервно-психического напряжения, содействуют созданию положительных эмоций у детей и помогают результативному овладению знаниями. Игровые упражнения проводятся в процессе обучения и только под руководством воспитателя, так как дети не могут самостоятельно организовывать их проведение.
Дидактические игры строятся на основе автодидактизма (образование без руководства) и самоорганизации детей.
Для дидактических игр, как и любой игры с правилами, характерно наличие игрового замысла и игровой задачи. Разнообразны и игровые действия: подбор предметов или картинок, нанизывание, складывание, передвижение, имитация движений.
Существенным элементом дидактической игры являются правила. Выполнение правил обеспечивает реализацию игрового содержания. В дидактической игре формируется умение подчиняться правилам, так как от точности соблюдения правил зависит успех игры. В результате игры оказывают влияние на формирование произвольного поведения, организованности. По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные.
Игры с предметами – игры с мозаикой, кубиками, шнуровками.
Настольно-печатные игры — это разрезные картинки, лото, домино и т. д.
Направления работы по развитию математических способностей
детей дошкольного возраста.
Работа по развитию математических способностей проводилась комплексно в нескольких направлениях:
- Работа по созданию условийдля формирования интереса к математике и для развития математических способностей детей через игровую деятельность.
В группе была создана соответствующая развивающая среда, оформлен математический уголок, где расположены:
- обучающие настольно-печатные игры по математике;
- обучающие самодельные дидактические игры и раздаточный материал;
- игры на плоскостное моделирование (мелкие конструкторы и строительный материал, мозаики);
- линейки с геометрическими фигурами;
- счетный материал;
- счетные палочки.
В течение учебного года дети играли в дидактические игры: “Составь предмет”, “Картина”, “Что сначала, что потом”, “Разложи по размеру”, “Расставь животных по росту”, “Сравни предметы по длине”, “Найди предмет такой же формы”, “Составь логическую цепочку”.
Дидактический материал, используемый мною на занятиях, имеет эмоциональный отклик у детей и помогает успешно реализовывать поставленные цели и задачи, развивая не только математические способности, но и мелкую моторику рук, познавательные процессы.
Также были оформлены картотеки дидактических и подвижных игр, стихов, загадок, сказок, считалок, пословиц и поговорок математического содержания.
Работа с детьми
Свою работу с детьми я строю, соблюдая следующие принципы: принцип научности, принцип доступности и индивидуализации, принцип систематичности и последовательности, принцип развивающего обучения, принцип наглядности, принцип сознательности и активности, принцип связи с жизнью.
Одним из условий качественного усвоения математических представлений является внимание, сосредоточенность, познавательная активность детей. А развитие произвольности процессов обусловлено интересом ребенка к деятельности. Поэтому во время работы с детьми я стараюсь вызвать у них интерес к игровому занимательному математическому материалу с помощью загадок, шуток, стихов, занимательных вопросов, сказок, создания проблемной ситуации. Я пытаюсь поддерживать у детей интерес на протяжении всего занятия. Я хочу, чтобы дети думали, что они просто играют, создаю условия для положительного эмоционального состояния. Для этого использую приемы наглядности, занимательности, включаю сюрпризные моменты.
Присутствие игровых персонажей побуждает детей к математической деятельности, преодолению интеллектуальных трудностей. Они спешили на помощь героям мультфильмов и книг (Смешарики) и животным леса, и любимой кукле и др. Помогая героям выполнять задания, дети удовлетворяют потребность в личностной заинтересованности и осознании собственной значимости.
На занятиях я использовала занимательный демонстрационный и раздаточный материал, как сделанный мною, так и авторский, также использовала строительный и игровой материал: кубики, машинки, фигурки животных, фишки, посуду для кукол, муляжи овощей, фруктов.
Хороший эффект дает, на мой взгляд, и интеграция математической деятельности в двигательную. На занятиях и в свободной игровой деятельности дети с удовольствием играли в подвижные игры математического плана. Я использовала их для закрепления материала. Например, “Сделай столько же движений” (количество и счет, “Найди свой гараж”, “Найди свой скворечник” (форма и ориентировка в пространстве, “Карусели” (закрепление понятий “быстро”, “медленно”) и т. д.
Особое место занимают дидактические игры. Они способствуют проявлению исследовательской активности детей. Дидактические игры я использую как на занятиях, так и в свободной самостоятельной игровой деятельности детей. С их помощью дети познают новое и работают над закреплением имеющихся знаний. Выбор игр для занятия зависит от темы занятия, целей. В свободной самостоятельной игровой деятельности дети делают выбор самостоятельно. В такие игры мы играем все вместе, по подгруппам и индивидуально, с помощью взрослого и самостоятельно. В нашей группе дети очень любят игры с мячом. Игровые упражнения помогают закрепить уже знакомый материал.
Еще наши дети любят игры со счетными палочками и «волшебной веревочкой». Эти задания способствуют развитию у детей логического и образного мышления, внимания, сообразительности, усидчивости. Дети строят и преобразуют простые и сложные фигуры по условиям.
- Работа с родителями.
В начале учебного года я провела опрос родителей на тему: “В какие математические игры вы играете дома?”, чтобы выявить способы организации работы по развитию математических способностей детей дома.
В течение всего учебного года я старалась обогащать родительский опыт новыми играми, выработать у родителей умение организовывать с ребенком игры по развитию математических способностей.
Темы консультаций:
- “Развитие математических способностей у детей седьмого года жизни”.
- “Учим математику дома”.
- “Что должен ребенок знать о времени”.
- “Учим ориентироваться ребенка в пространстве”.
- ” Игры со счетными палочками”.
Результативность опыта
Опыт работы показывает, что знания, данные в занимательной форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче.
Систематически внедряя игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений, были получены хорошие результаты, а именно:
- дети стали лучше выражать свои мысли словом, озвучивать выполняемые действия (это плавный переход от внутренней речи к внешней);
- начинают выдвигать свои предложения по решению проблемных ситуаций;
- у детей расширился активный словарный запас в самостоятельной речи;
- у детей развиваются мыслительные операции, восприятие, память, внимание, мышление.
Регулярное использование на занятиях по математике игровых заданий и упражнений, дидактических игр позволяет сделать процесс обучения более разнообразным, увлекательным и продуктивным, способствует развитию познавательных возможностей детей и их математическому развитию.
Таким образом, можем утверждать, что использование игровых методов и приемов как средства развития элементарных математических представлений дает положительный результат в развитии психических процессов и речи. Динамика обучения показывает, что такая работа дает положительный результат и в развитии математических способностей детей.